Этап мотивации и актуализации знаний | Взгляните на Слайд 2. Что объединяет все эти изображения? Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем. Тема урока – «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» (Слайд 3) - Как называется государство, в котором мы живем? У России, как и у любого государства есть свои символы (Слайд 4). - А для чего они нужны? Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. | Смотрят на экран, формируют содержание темы урока - Россия - Герб, флаг, гимн. - Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебной задачи | На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе - гербе. - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? - В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса. | Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации - Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Где можно встретить изображение герба? Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (Слайд 5). Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей. Существует наука, которая называется геральдика (Слайд 6). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов). - Какие части можно выделить в гербе? (Слайд 7) Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на коне, поражающего копьем дракона. -Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и послушаем сообщение о происхождении слова «герб». Учитель показывает (Слайд 8 – по щелчку) с изображением рыцарей и различных форм гербов. Теперь давайте послушаем и посмотрим, что на подготовил (а) … ФИО ученика, взявшего подготовку материала о рыцарских турнирах. Спасибо за сообщение! Если рассматривать гербы, скажите, много ли деталей мы в них видим? Изображение людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов (Слайд 9): Лев - символ храбрости; Орел - символ власти и силы; Медведь - символ мудрости; Голубь - символ мира и чистоты; Пчела - символ трудолюбия; Дуб - символ стойкости и т.д. Давайте рассмотрим герб республики Крым (Слайд 10). Что Вы видите на нем? Герб представляет собой в червлёном варяжском щите обращённого влево серебряного Грифона (Грифон – это существо, пришедшее из мифов Древней Греции, который является хранителем земли и воздуха, символом мужества и единства.), держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружён двумя белыми колоннами, соединёнными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». Грифон используется в эмблематике Северного Причерноморья с древних времён — в частности, он был эмблемой древних греческих городов-колоний Херсонеса и Пантикапея. Червлёный цвет щита напоминает о героической и драматичной судьбе жителей полуострова, а форма щита («варяжская») символизирует древний путь «из варяг в греки». Жемчужина подчёркивает уникальность Крыма. Колонны напоминают о древних цивилизациях на его территории. Солнце символизирует возрождение и расцвет. А теперь, для обобщения и закрепления полученных знаний давайте ознакомимся с интерактивным уроком «Геральдика. Гербы личные, городские, государственные». | Ученики отвечают на поставленные вопросы Ученики просматривают слайды презентации Просмотр учащимися доклада, просмотр подготовленных слайдов. Ответы на вопросы учащихся. Учащиеся рассматривают герб, отвечают на вопросы. Описывают грифона, колонны (связь с древней Грецией), южное солнце… | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Предлагаю посмотреть видео – «Герольдово дело» (Слайд 11). Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов, профессий, гимназий. Слайд 12 – Гербы губерний и областей европейской части России. На Слайде 13 изображены гербы. Исходя из полученных знаний, расшифруйте герб школы и отгадайте профессии, изображенные на правом гербе. | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Физкультминутка | Слайд 14 Встаньте из-за парт. Положите на голову альбомы (пластиковые стаканы) и выполняйте мои команды. Задача: не уронить альбом (стакан) на пол. Руки на пояс, постоим на левой ноге, на правой ноге, выполним приседание, шаг вперед, шаг назад, шаг влево, шаг вправо, ходьба на месте, высоко поднимая колени, ходьба с хлопками в ладони, прыжки на обеих ногах. | Выполнение движений | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба (Слайд 15). Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного. Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. -А сейчас я предлагаю вам создать эмблему класса, которая будет являться отличительным знаком вашего класса. Далее идет обсуждение, какие особенности класса, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают парами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |