Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! – Проверим готовность к уроку | Проявляют эмоциональную отзывчивость |
II. Речевая разминка | – Как шипит гусь? Чистоговорка: ша-ша-ша мама моет малыша шу-шу-шу я письмо пишу аш-аш-аш у Марины карандаш ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши шо-шо-шо всем ребятам хорошо. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи | - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах? Проблемный вопрос. - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам. – Сформулируйте тему нашего урока. тема целеполагание прогнозирование – Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? | Формулируют учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, | Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно… (шишек). Проводится слого-звуковой анализ слова шишка. Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и. Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного. 2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни! - Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра. - Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд. Шуба крыша карандаш шалаш хорошо Ушки крошка шутка шиповник крылышки - Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет | Произносят звук. – Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый |
Чтение слогов (учебник, с.17) | –ша-шо-шу-ше-ши аш-ош-уш-еш-иш. | |
Чтение слов (учебник, с.17) | – Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели? – На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды? | Читают слова. Составляют предложение |
Физкультминутка | –Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву Ш. Откройте глаза. – Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем | Осуществляют профилактику утомления |
Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 18) | – Прочитайте стихотворение. – О ком говорится в тексте? – Объясните значение слова «распетушились» Вопросы в уч. | Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Читают правило, заучивают |
Работа со стовами с.19 | читают слова в столбиках (с. 19), объясняют значение слов, выделяют сочетание ши. | Рассматривают картинку, отвечают на вопросы |
Работа с рисунком и текстом.(учебник, с. 19) | – Каким был дед? – Что он не смог сделать? – Кто еще был в избе? – Как вел себя внук? Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл. | Рассматривают рисунки. – Шишки, ягоды, шишки. – Что? |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие связной речи. | На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры. На доске напечатаны слова, которые надо соединить стрелками по смыслу. Вопросы: – Узнали ли вы сказку? – Что произошло потом? – Чем закончилась сказка? (Если дети не знают содержания сказки, то учитель читает или пересказывает содержание сказки «Три медведя».) – Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике? – Опишите, что видите на рисунке? | Читают. Отвечают на вопросы |
VI. Рефлексивно-оценочный | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |