на тему: «Звуки [к] и [к’]. Буквы К, к»,
лицей г. Орла
Методист: Дудорова М.М.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Методы: наглядные, словесные. Приёмы: организационные, логические, технические. | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели, На меня все посмотрели. Дыхательная гимнастика загадка Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы! У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится, Потому что это…. (Кот) Какую вы букву проходили на кпрошлом уроке и она есть в слове кот. | | Ф | Учебник Азбука. 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России | | К: развиваем умение слушать и понимать других. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям обучения грамоте , к школе. |
2).Этап актуализации и пробного учебного действия. | Актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические. | С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Каково её правильное название? С какой буквой на ленте букв она стоит рядышком? Почему? Охарактеризуйте обе буквы (К, с). — Почему мы тщательно изучаем каждый звук русской речи? Для чего нам это нужно. | К,к. Буква ка. Характкеризуют звуки Верно, мы должны правильно, без ошибок читать и грамотно писать. | Ф | учебник Азбука. 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России | Повторить знания, полученные на прошлом уроке | Р:способность мобилизовать силы волю и энергию к преодолению препятствий. К: развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П: умение ориентироваться в своей системе знаний. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям обучение грамоте, к школе. |
3).Этап локализации индивидуальных затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические | На доске скороговорка: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. - Назовите звук, который чаще всего слышали в скороговорке ( [ к] ) - Это звук гласный или согласный? - Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. ? Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами буквы к, которая обозначает звуки [к] и [к']. Скажите, как звали кошку? Почему пишем с заглавной буквы? Где ещё нужно выделить заглавную букву? Почему? Назовите персонажей сказок, имена которых начинаются с буквы к? Какие звуки обозначает эта буква? | Повторяют скороговорку. - Этот звук согласный, т.к. при его произношении язык встречает препятствие. - На уроке мы продолжим изучать звуки [ к ] и [ к’ ]. крошка имя собственное. Начало предложения (Колобок, Серебряное копытце, Кот в сапогах...) | Ф | учебник | Определять тему и цель урока, средства достижения поставленной цели | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. К: развиваем умение слушать и понимать других. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям обучение грамоте, к школе. |
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические | А теперь подберите пару к данным словам. Слова должны начинаться на к и отвечать на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например, ковёр (какой?) красивый, кепка (какая?) клетчатая. Картинкидля работы: компьютер, коляска, кофе, коньки, калина, каска, кресло, клумба, колокольчик, кузнечик. | Выполняют задание | Ф | Учебник, доска | Выполняют задания, работают по теме крока. Ищут слова которые соответствуют заданию | Р: умение формулировать учебные цели. К: оформлять свои мысли в устной форме. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям обучения грамоте, к школе. |
5).Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические | Прочитайте слова в столбиках (с. 50). Определяем в них колво слогов. На доске составляют схемы слова. Прочитайте текст. (диалог) Составьте предложение о детях в общем, что делали оба ребенка? запишите схему. Сколько слов в этом предложении? Назовите их по порядку. Почему некоторые слова в предложении напечатаны с большой буквы? Как звали детей? Прочитайте текст. Кто из взрослых ведёт с мальчиком разговор? Почему вы так решили? Сколько коробочек сока дала мама сыну? (Две.) Откуда вы об этом узнали? Прочитайте последнее предложение. Подходит ли оно к этому тексту? (Нет.) | (На, сынок, сок.) (Дети пили сок.) | Ф | учебник. доска | Понимать учебную задачу, научатся находить главные члены предложения, применять полученные знания при выполнении заданий. | Р: умение формулировать учебные цели, анализировать и сравнивать объекты, использовать доказательство, контролировать свой результат решения с эталоном, оценивать качество решения. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П: находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка, к школе. |
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические | А теперь давайте разгадаем ребусы (с. 50). Какой рисунок вы видите слева? Второе значение слова коса- изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков. Что нужно сделать со словом косы, чтобы получить насекомое? Что мы видим справа? Из этого слова получите вкусный напиток. Прочитайте слова в столбиках (с. 50). Начинать нужно со слова сук, чтобы превратить в слово сок. Заменять можно только одну гласную букву. Составьте предложение с каждым звуком. | (У девочки косы.) (Нужно убрать первую букву. Получится осы.) (У дерева сук.) (Убираем букву у. Вставляем на её место букву о и получим слово сок.) Выполняют упражнние | Ф | учебник | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. К: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка, к школе. |
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная). | Методы: наглядные, словесные, практические Приёмы: организационные, логические, технические | Прочитайте текст (с. 50) про кукушку по одному предложению. О чём первое предложение? Откуда видно, что это сосна? Читаем второе предложение. Разделите последнее слово на слоги. (В этом слове три слога. Первый -ку. Второй -куш. Третий -ка.) Какие слоги мы сможем с вами напечатать? (Первый слог -ку, третий -ка.) Какие трудности возникнут у нас со вторым слогом? (Там есть незнакомый звук [ш].) Давайте запишем в тетради для печатания это слово. Вместо незнакомой буквы поставим звездочку. Теперь давайте ещё раз прочитаем второе предложение. (На суку куку*ка.) Прочитайте текст так, как он написан в книге, помните о выразительности чтения. Расскажите, что вы знаете о жизни кукушки, её особенностях, птенцах. Прослушайте стихи Мусы Джалиля «Кукушка». Тихие сумерки. Солнце садится. Слышно, как плачет Какая-то птица: — Ку-ку, ку-ку!.. Это кукушка Кричит на суку. Словно прогнать Она хочет тоску: — Ку-ку, ку-ку!.. Пела б кукушка Весёлые песни, Если б птенцы её Были с ней вместе: — Ку-ку, ку-ку!.. — Что нового вы узнали о кукушке? (Она плачет и тоскует о своих птенцах.) Кукушка не высиживает своих птенцов. У неё нет своего гнезда. Она подкладывает свои яйца другим птичкам, и они выкармливают её прожорливых птенцов. Птенцы кукушки гораздо крупнее птенцов мелких птиц, и они выталкивают их из гнезда. Маленькая птичка выкармливает птенца кукушки. | (0 сосне. У сосны сук.) (Мы видим хвоинки. Хвоинки длинные. Ствол светлый, такой бывает у сосны.) (На суку кукушка.) | Ф | учебник | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Р: оценивать качество решения.К: развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности. |
8).Этап включения в систему знаний и повторения. | Повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: наглядные, словесные Приёмы: организационные, логические, технические | Соотнесите слова и схемы. Дорисуйте схемы для других слов. Смотрим на картинки ниже. Что на них изображено? Что может вязать бабушка?Кому бабушка может вязать? Что на 1 картинке? 2? 3? Составьте рассказ о шаловливом котенке. На картинке отыщите предметы, в которых вы слышите звуки [к] и [к']. Смотрим ниже на ленту букв. На ней изображены буквы которые мы прошли. Прочитайте их. Только гласные. Только согласные. Рядом с какой буквой стоит буква к? | Выполняют задание | Ф | учебник | Повторять полученные знания. | Р: оценивать качество решения. К: развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка, к школе. |
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Методы: наглядные, словесные Приёмы: организационные, логические, технические | Какую тему мы сегодня обсуждали? Какие звуки мы изучили? Охарактеризуйте звуки [к] и [к’]. Как называется буква, обозначающая эти звуки на письме? Теперь оценим свою работу поднимите зеленый цвет если считаете что хорошо поработали, желтый – ленились, красный – вообще не работали на уроке. | Отвечают на вопросы | Ф | учебник | | Р: оценивать качество решения и качество работы. К: развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание. | Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, учебной деятельности. |