Урок обучения грамоте. УМК «Начальная школа 21века»
Тема: Знакомство со звуками б, б* и с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.
Цель: познакомить со звуками б, б* и с буквой Б, б.
Задачи:
предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы, презентация.
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)
Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята, вы теперь не просто дети, вы – ученики!
А когда ученика ждет на уроке успех? (Когда мы слушаем внимательно,
Работаем старательно.)
У вас есть 3 варианта определить тему урока:
Спросить у меня
2)Посмотреть в учебнике
3)Сформулировать самостоятельно
- Какой путь выберем?
- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, ведь добывать знания самим всегда интересно и полезно.
1. Введение в тему урока.
Ребята, прослушайте загадки:
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло… (Буратино).
Н. Иванова
«Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?» –
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица… (Белоснежка)».
Н. Иванова
Интонационно выделите в словах первый звук. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Составим план наших действий.
Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт».
– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.
– Какое второе слово? Докажите.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Составим схемы.
- Проверьте работу. Кто выполнил обе схемы правильно? У кого были ошибки?
- Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).
Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий
[б']- согласный, мягкий, звонкий
Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Бондаренко)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
- Назовите слова с твёрдым б, с мягким б (дети «собирают» слова в синюю и зелёную коробочки)
Физкультминутка
Знакомство с буквой Б, б.
- Какой буквой обозначаются на письме звуки [б], [б’]? (Бб) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
- Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Букву нужную найдем
И в овал ее возьмем.
- Найдите все буквы Б на слайде. (ученик с ОВЗ). Для всех найти слова (азбука, буквы, букварь)
- Прочитаем слоги с новой буквой с.105
С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед а, о, э, у, ы
- С какими гласными дружит мягкий звук [б'] -е. ё. и, я, ю.
– Прочитайте слоги по строкам.
с мягким б
с твёрдым б
с ударением
с выражением (зло, ласково, хитро)
с изменением голоса (комарик, медведь)
«Доскажи словечко»
Чтение слов по столбикам в Азбуке(Слайд) с.
чтение слов, в которых один слог;
чтение слов, в которых два слога;
чтение слов, в которых три слога;
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].
- Прочитайте скороговорку: «Белые бараны били в барабаны». Сколько раз встретилась буква Б при чтении? (5)
- Найди слово в слове
ЯБЕДА СЕРЕБРО
7. Сопоставление рисунков и схем.
Буква Б бежит к словам:
Бублик, булка, барабан,
Бегемот, Барбос, банан,
Бармалей, башмак, баран.
– Назовите картинки, расположенные вверху.
– Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, береза.)
– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)
– Сравните в словах «барабан» и «береза» сначала первые, а потом третьи звуки.
– Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.
– Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твердости – мягкости согласные записываются одной буквой.)
– Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове.
8. Разгадывание зашифрованных слов.
– Впереди нас ждет трудное задание. (работа в парах) (Набор – барон, кабан – банка.)
– Значения каких слов вам непонятны? (Барон – титулованный дворянин.)
– А вот и самый знаменитый сказочный барон. Кто знает его имя? (Мюнхгаузен.)
Показ книги Распе Рудольфа Эриха «Путешествия барона Мюнхгаузена».
– Мюнхгаузен отличается острым умом, находчивостью, а самое главное… правдивостью.
– Расскажите барону Мюнхгаузену, что вы узнали на уроке, что делали. (Ответы детей.)
Браво, браво, буква Б!
Благодарны мы тебе
За березу, бал, балет,
Белоснежных роз букет,
Нежных бабочек в лугах,
Речку в тихих берегах.
Т. Синицына
– Отгадайте загадку от барона Мюнхгаузена.
Название этого животного означает «речная лошадь». Любит воду. Ему необходимо, чтобы ноги стояли на дне, а голова доставала до поверхности. Глаза, уши и ноздри расположены на голове на одном уровне. (Бегемот.)
– Совершенно верно.
Б – конечно, бегемот,
В зоопарке он живет.
Всех прохожих развлекает,
Рот огромный раскрывает.
В. Лиходед
– Как вы думаете, почему в слове «береза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)
Работа с текстом: с.
Задание для нечитающих детей: чтение слогов, слов, предложений.
Задание для читающих детей: чтение рассказа В. Голявкина «Все будет прекрасно!».
-Как называется текст?
Чтение рассказа
– Кто герой рассказа?
– Что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Все будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
9. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Закрепление зрительного образа.
– Закрасьте в тетради те части рисунка, в которые вписана буква Б, б.
Задание «Сообрази и запиши».
– Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.
– Прочитайте получившиеся слова. (Береза, рябина.)
– Назовите эти предметы одним словом. (Деревья.)
– Найдите и подчеркните буквы, которыми различаются слова в парах.
– Найдите и прочитайте пары слов, в которых слова различаются количеством слогов, местом ударения, мягкостью – твердостью первых звуков.
Рефлексия (подведение итогов )
- А вам сегодня на уроке пришлось поработать головой?
- Какова была тема урока? Все задачи мы решили? Что понравилось? Что показалось трудным?
У вас на партах кружочки зеленого ,оранжевого и коричневого цвета.
Если: « Я научился и могу научить других» -зеленый.
«Я смогу прочитать, но мне еще нужна помощь»-оранжевый.
« Затрудняюсь» -коричневый
Буква «Т» довольна вашей работой, а кому вам хочется сказать «Спасибо» за работу на уроке?