СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе»

Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема урока:

Охрана природы.

Красная книга России.

Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов»

Гринюк Ирина Владимировна







г. Всеволожск

Тема: « Охрана природы. Красная книга России».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с Красной книгой, с редкими растениями и животными России и родного края;

  • формировать умения обобщать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Задачи:

  • формировать бережное отношение к природе;

  • развивать речь учащихся;

  • формировать умение делать выводы;

  • применять полученные знания в жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать;

  • добывать новые знания;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • оформлять свою мысль в устной речи.

Личностные результаты:

  • формировать умения работать в группе, в паре.

Предметные результаты:

  • познакомить с мерами по сохранению редких растений и животных;

  • учащиеся осознают ответственность за сохранение природы, учатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

  • читать текс учебника и использовать полученную информацию для работы в группах, в парах.

  • Оборудование:

Учебник А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» 1 класс (часть 2), Красная книга России, Красная книга Ленинградской области (3 тома), настенная географическая карта России, Ленинградской области, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», мультимедиа, экологические знаки, плакаты «Друзья природы», «Учимся быть друзьями природы», тесты (15 штук), по 30 зеленых и синих кругов, презентация к уроку.






Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1 . Организационный момент. Вхождение в урок.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам,

-Доброе утро! - приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.



2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию

- Наш урок я хотела бы начать словами

Я. Акима:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!


















  • О какой планете эти строки?

  • Почему говорится, что она одна?

  • О планете Земля.

  • Потому что на планете Земля есть леса, моря, океаны, животные, растения....




- Рассмотрите эту земную красоту на картинках.

(Показ слайдов с изображением природы).



Слайд 1-6 (звучит мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»)






- Какие чувства вызывают у вас эти картины? Что ощущаете, когда видите такие картины природы?





- чувства восхищения, радости.




- Давайте представим, что мы оказались в лесу!

Слайд 7



  • Каких животных вы могли бы там встретить?

  • Верно.

  • Какие растения увидеть?

  • Верно, молодцы!

Можно встретить зайцев, лис, волков, ежей, лосей.



Ландыши, дикую малину, бруснику и чернику, сосны и ели.



- Как прекрасны эти творения природы!

Ими бы только восхищаться, но многим






угрожает опасность.


-Какие опасности подстерегают животных, растения в природе?

-






- Охотники стреляют в животных;

- Люди разводят костры и забывают потушить, возникает пожар; рвут цветы.

- Ловят птиц;





- Как вы считаете, кого больше всего опасаются животные и растения?


-Человека.




  • Многие животные и растения находятся под охраной государства и занесены в специальную книгу.


  • Как вы думаете, как называется эта книга?














-Красная книга







- Тема сегодняшнего нашего урока называется... .

(Показываю книгу)

-Красная книга России








3. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?


Будем говорить о растениях и животных, которым угрожает опасность.




  • Цвет переплета у этой книги - красный. Почему?

- Наверное, чтобы мы обратили внимание.



  • Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни?


- Пожарная машина, у светофора, на дорожных знаках.



  • О чем вам говорят эти сигналы?


- Красный цвет значит опасность, тревога




- Ребята, давайте узнаем, что нам рассказывает учебник о Красной книге.


Откройте учебник на стр. 55 и прочитайте правило, что такое Красная книга.









Чтение хорошо читающим учеником, работа по содержанию.




-Какие сведения содержатся в Красной книге?

-Красная книга, в которой записаны редкие, исчезающих растениях и животных.




- О них мы сегодня продолжим наш разговор.





4. Изучение нового материала

- Прочитайте самостоятельно и внимательно текст из учебника на страницах 54-55 о растениях и животных Красной книги.









Назовите по учебнику животных и растения, занесенные в Красную книгу.


Самостоятельное чтение, работа по содержанию




  • Что интересного вы узнали о Венерином башмачке?



- Венерин башмачок растет в лесной зоне европейской части России, в Крыму, на юге Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине (показываю область распространения на карте России)






-Цветки напоминают башмачки, зацветает на 15- 17 году жизни.





- Какое ценное лекарственное растение напоминает фигуру человека?


- Женьшень растет на Дальнем Востоке, на Алтае (показываю область распространения на карте)







-Женьшень.






  • Назовите самого крупного жука нашей страны?

  • Что обозначает слово «реликтовый»?


  • Д ровосек реликтовый обитает в Амурской области (показываю область обитания на карте)






-О какой редкой птице узнали?

-Стерх гнездится исключительно на территории России: В Архангельской области, на севере Якутии

(показываю область обитания на карте).







- О какой редком животном узнали?


- Дровосек реликтовый


-Сохраняется с древних времен.








-О белом журавле (стерхе)






- О зубре. Почти зубры были уничтожены.





- Верно. В наше время зубры обитают в зоопарках, заповедниках, например, «Брянский лес», в национальном парке «Смоленское Поозерье»

(показываю на карте территорию обитания)






-У каждой страны, республики, области есть своя Красная книга.







  • У нас в Ленинградской области есть тоже своя Красная книга. Посмотрите, какая она объемная. ( Показываю книги)










  • Как вы думаете, почему у нее такой большой объем? Почему она представлена в 3 томах?


-Правильно ребята, в нашей области много растений и животных, которые нуждаются в защите.














-У нас есть животные, растения, которые нужно оберегать.

- Значит, их много.






Слайд 8-10(растения и животные Красной книги ЛО, рассказ учителя)






Слайд 11-13.

Это выдра, косуля, росомаха.









Слайд 14-16.

- Папоротник.

-(Дети затрудняются в названии цветка. Я помогаю – это золототысячник).

- Фиалка.


Слайд 17-19.

- Это аист.

- (Дети затрудняются в названии птицы. Я помогаю – коростель).

- Филин.




- Внимание на экран!

(Показ слайдов о растениях и животных Ленинградской области ).






В Красной книге родного края более 200 видов растений находится под охраной,

85 видов птиц, 14 видов млекопитающих.




  • Назовите зверей Ленинградской области, занесенных в Красную книгу.

(Показ отдельных слайдов)







-Назовите растения нашего края, занесенные в Красную книгу.

(Показ отдельных слайдов)





Какие птицы Ленинградской области занесены в Красную книгу?

( Показ слайдов)


5. Первичное закрепление знаний.

- А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили названия растений и животных Ленинградской области.

Вам надо будет расселить редких растений и животных на карте нашей области.


-Будем работать в группах. Объединитесь в группы.


-У нас получилось 3 группы.


Работа в группах


  • Перед вами лежит конверт, в нем карта ЛО и картинки.

  • Выберите из предложенных растений и животных только те, которые находятся в Красной книге.


  1. группа - звери,

  2. группа - растения,

  3. группа - птицы.


  • Подумайте, кто из вашей группы будет защищать работу?


  • Проверяем! Правильно ли ребята выполнили свою работу?


-Слово 1 группе.

  • Если вы считаете, что группа справилась с заданием, поднимите 1 руку. Если вы считаете, что группе надо доработать, поднимите 2 руки.

Ученики достают листочки с изображением карты ЛО и картинки изображением различных растений, животных, птиц. Распределяют картинки по карте ЛО.





Каждая группа зачитывает названия растений, животных, птиц.





- Проверка.


- Почему эти животные и растения занесены в Красную Книгу?

- Потому что они исчезают и им нужна защита.


Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.



Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

(наклон, выпрямиться)

И назад в дупло кладём.

(Поднять руки вверх)



Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

( Бег на носках)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.





6. Расширение и закрепление новых знаний.

- Как нелегко стало жить животным даже в лесу. Кто виновен в этом?


- Как должны поступить люди, чтобы сохранить природу?


- Молодцы, верно.


- А сейчас, ребята, вы будите работать в паре. Перед вами вопросы, вам надо на них ответить. Выберите верный ответ и букву ответа записать в таблицу. Должно получиться слово.

1

2

3

4






- Скорее всего виноваты люди.



-Не рвать и не вытаптывать цветы, не убивать животных, не загрязнять водоемы, не вырубать леса

.


- Работа в парах.



Вопросы ответа:

  1. Почему нельзя загрязнять воду?

(Д) – Потому, что в грязной воде погибают живые организмы.

(М) – Потому, что у воды будет некрасивый цвет.

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

(Б) – Да, например, комар. Он больно кусается.

(Р) – Нет, в природе нет ничего ненужного.

3. Почему в природе нужно заботиться о редких животных и растениях?

(У) – Потому, что их мало и они могут исчезнуть.

(Я) – Потому, что их можно взять домой.

4. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

(Г) – Тем, которым грозит полное исчезновение с Земли.

(П) – Красивым.



- Прочитайте слово, которое у вас получилось.

- Слово «Друг».



- А кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?


- Человек, который всегда приходит на помощь;

- Он всегда рядом в трудную минуту;

- С ним весело и интересно;

- Надежный товарищ.


- Давайте обратимся к Толковому словарю и посмотрим значение слова «друг».








- Тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

- Защитник кого-нибудь;

-Употребляется как обращение к близкому человеку, а так же как вежливое обращение к товарищу, соседу.



- Что значит быть другом для живой природы?


- Это значит охранять природу;

- Не рвать цветы;

- Не ломать ветки деревьев;

- Не мусорить в лесу или на полянке;

- Не ловить бабочек.


Вывод:

Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы - дело рук самого человека.




- В нашем учебнике есть правила друзей природы.

Рассмотрите рисунки на стр.53











Давайте составим правила друзей природы

- Надо подкармливать зимой птиц, белочек, уток;

- Смастерить кормушки;

- Весной повесить скворечники;

- Посадить деревья и кустарники



  • А сейчас мы поиграем: я буду показывать экологический знак, а вы должны сказать правило.







Игра с экологическими знаками. Дети называют правила поведения в природе


-Молодцы! Вы настоящие друзья природы. Мы нужны друг другу, нужны природе, а она нам.

- Попробуйте дома придумать свои знаки и правила по охране природы.


7. Рефлексия деятельности на уроке

-О какой книге вы узнали на уроке?

-Что бы вы посоветовали своим сверстникам?




-Что значит быть другом природы?

- О Красной книге.

- Беречь природу.

-Соблюдать правила поведения в лесу, на речке.



Это значит не вредить природе, бережно относиться к ней.


-Перед вами 2 кружка: зеленого и синего цвета.

-Кто считает себя другом природы, возьмите зеленый кружок.



  • Кто считает, что ему еще надо учиться быть другом, возьмите синий кружок.

(На доске плакаты: «Друзья природы!», «Учимся быть друзьями природы!» )







(Все дети прикрепили зеленый кружок под плакатом «Друзья природы»).


Ребята! Вы молодцы!

Учащиеся выбирают нужный кружок и прикрепляют его на доске.



Завершу наш урок стихотворением:


Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

- Спасибо за урок! Спасибо за внимание!

С лайд 20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!