Учебник А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» 1 класс (часть 2), Красная книга России, Красная книга Ленинградской области (3 тома), настенная географическая карта России, Ленинградской области, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», мультимедиа, экологические знаки, плакаты «Друзья природы», «Учимся быть друзьями природы», тесты (15 штук), по 30 зеленых и синих кругов, презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 . Организационный момент. Вхождение в урок. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! - солнцу и птицам, -Доброе утро! - приветливым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. | | |
2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию | - Наш урок я хотела бы начать словами Я. Акима: Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! | | |
| О какой планете эти строки? Почему говорится, что она одна? | О планете Земля. Потому что на планете Земля есть леса, моря, океаны, животные, растения.... | |
| - Рассмотрите эту земную красоту на картинках. (Показ слайдов с изображением природы). | Слайд 1-6 (звучит мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир») | |
| - Какие чувства вызывают у вас эти картины? Что ощущаете, когда видите такие картины природы? | - чувства восхищения, радости. | |
| - Давайте представим, что мы оказались в лесу! | Слайд 7 | |
| | Можно встретить зайцев, лис, волков, ежей, лосей. Ландыши, дикую малину, бруснику и чернику, сосны и ели. | |
| - Как прекрасны эти творения природы! Ими бы только восхищаться, но многим | | |
| | угрожает опасность. -Какие опасности подстерегают животных, растения в природе? | - - Охотники стреляют в животных; - Люди разводят костры и забывают потушить, возникает пожар; рвут цветы. - Ловят птиц; | |
| | - Как вы считаете, кого больше всего опасаются животные и растения? | -Человека. | |
| | Как вы думаете, как называется эта книга? | | |
| | |
| | |
| | |
| -Красная книга | |
| | |
| | - Тема сегодняшнего нашего урока называется... . (Показываю книгу) | -Красная книга России | |
| 3. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания | - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? | Будем говорить о растениях и животных, которым угрожает опасность. | |
| | - Наверное, чтобы мы обратили внимание. | |
| | - Пожарная машина, у светофора, на дорожных знаках. | |
| | - Красный цвет значит опасность, тревога | |
| | - Ребята, давайте узнаем, что нам рассказывает учебник о Красной книге. Откройте учебник на стр. 55 и прочитайте правило, что такое Красная книга. | Чтение хорошо читающим учеником, работа по содержанию. | |
| | -Какие сведения содержатся в Красной книге? | -Красная книга, в которой записаны редкие, исчезающих растениях и животных. | |
| | - О них мы сегодня продолжим наш разговор. | | |
| | 4. Изучение нового материала | - Прочитайте самостоятельно и внимательно текст из учебника на страницах 54-55 о растениях и животных Красной книги. Назовите по учебнику животных и растения, занесенные в Красную книгу. | Самостоятельное чтение, работа по содержанию |
| | | - Венерин башмачок растет в лесной зоне европейской части России, в Крыму, на юге Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине (показываю область распространения на карте России) | -Цветки напоминают башмачки, зацветает на 15- 17 году жизни. |
| | | - Какое ценное лекарственное растение напоминает фигуру человека? - Женьшень растет на Дальнем Востоке, на Алтае (показываю область распространения на карте) | -Женьшень. |
| | Назовите самого крупного жука нашей страны? Что обозначает слово «реликтовый»? -О какой редкой птице узнали? -Стерх гнездится исключительно на территории России: В Архангельской области, на севере Якутии (показываю область обитания на карте). - О какой редком животном узнали? | - Дровосек реликтовый -Сохраняется с древних времен. -О белом журавле (стерхе) - О зубре. Почти зубры были уничтожены. |
| | - Верно. В наше время зубры обитают в зоопарках, заповедниках, например, «Брянский лес», в национальном парке «Смоленское Поозерье» (показываю на карте территорию обитания) -У каждой страны, республики, области есть своя Красная книга. | |
| | | У нас в Ленинградской области есть тоже своя Красная книга. Посмотрите, какая она объемная. ( Показываю книги) Как вы думаете, почему у нее такой большой объем? Почему она представлена в 3 томах? -Правильно ребята, в нашей области много растений и животных, которые нуждаются в защите. | -У нас есть животные, растения, которые нужно оберегать. - Значит, их много. Слайд 8-10(растения и животные Красной книги ЛО, рассказ учителя) Слайд 11-13. Это выдра, косуля, росомаха. Слайд 14-16. - Папоротник. -(Дети затрудняются в названии цветка. Я помогаю – это золототысячник). - Фиалка. Слайд 17-19. - Это аист. - (Дети затрудняются в названии птицы. Я помогаю – коростель). - Филин. |
| | - Внимание на экран! (Показ слайдов о растениях и животных Ленинградской области ). В Красной книге родного края более 200 видов растений находится под охраной, 85 видов птиц, 14 видов млекопитающих. |
| | Назовите зверей Ленинградской области, занесенных в Красную книгу. (Показ отдельных слайдов) |
| | -Назовите растения нашего края, занесенные в Красную книгу. (Показ отдельных слайдов) |
| | Какие птицы Ленинградской области занесены в Красную книгу? ( Показ слайдов) |