Урок ОРКСЭ в 4 классе (модуль ОПК)
Учитель: Раченко Елена Львовна,
учитель ОПК МОУ Песковская СОШ го Коломна
Тема урока: «Совесть»
Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей
Задачи:
- дать предствавление о нравственных понятиях «совесть», «раскаяние»
- развивать навыки нравственного поведения
- воспитывать в детях добродетели
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Ход урока:
1) Проблемная ситуация.
Учитель: Представим себе ситуацию: на перемене вы бегали, играли, шалили и кто-то из вас нечаянно разбил горшок с цветком, который стоял на подставке, земля рассыпалась по полу, а виновник спрятался, убежал из класса. Учитель не видела, кто это сделал и стала спрашивать ребят… Все отрицали свою вину, в том числе и виноватый…
(Давайте обсудим эту ситуацию…) – обсуждение.
Вопросы после обсуждения:
- Как чувствует себя тот, кто виноват? Почему?
- Что легче, признаться в содеянном и исправить ошибку или промолчать и мучиться?
- Почему человек мучается, если он не признался?
Учитель: Правильно! Его мучает совесть! Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое Совесть!
2) Вред для тела и души.
Учитель: - На уроках мы много раз говорили о том, что у человека есть тело и есть душа. Если вы готовите салат и нечаянно порежете палец, вам будет больно? (Да)
- Поэтому человек старается быть аккуратным при использовании режущих инструментов, чтобы не причинить боли своему телу. Как вы думаете, а душе мы можем принести страдания? Как?
(когда мы поступаем нечестно, когда мы обижаем, говорим неправду, хвастаемся…)
3) Чтение отрывка, беседа по картине.
- «Отречение Петра» - картина Линвебер Роберт + чтение отрывка слов Христа «Прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречешься от Меня…»
Петр и еще один ученик издали следовали за Иисусом, до двора первосвященника, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили…..
Петр же был на дворе и грелся у огня со служителями. Было холодно. И подошла к нему одна служанка и сказала: "И ты был с Иисусом Галилеянином". Но он отрекся пред всеми, сказав: "Не знаю, что ты говоришь". Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: "И этот был с Иисусом Назореем". И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: "Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя". Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Беседа по картине:
- Почему на картине изображен петух?
- Есть ли у вас ощущения, что Петр прячется?
- Почему он закрывает лицо руками?
- Почему ему стыдно?
- Что нужно сделать, когда стыдно?
- Как исправить ошибки?
4) Работаем с таблицей: (самостоятельно заполнить таблицу, далее проверяем все вместе, обсуждаем)
Для тела | Для души |
проблема | исправление | проблема | Исправление |
порезались | | солгали | |
укололись | | обидели | |
болит голова | | возгордились | |
простудились | | пожадничали | |
объелись | | поленились | |
упали | | позавидовали | |
замерзли | | объелись (чревоугодие) | |
5) Работа с притчей. Чтение притчи:
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше.
Прошло 50 лет. Человек это добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день. А ты носил их в своем сердце много лет, - ответил слепой
Вопросы:
- Подумайте, кому легче забыть обиду, тому, кого обидели или тому, кто обидел другого? Почему? (его мучает совесть)
6) Рефлексия. А что такое совесть? Попробуйте дать определение совести и записать на листочках (полоски из бумаги) (Работа в группах по 2 человека)
Ромашка. (на серединке написано слово «совесть»). На доске прикрепить свои листочки с определением совести.
7) Д/з: Подумайте, у кого вы бы хотели попросить прощение? За что? Подумайте, как это можно сделать? Расскажите об этом на следующем уроке.