Предмет: математика
Класс: 2
УМК «Школа России»
Учитель: Бучинская А.В.
Тема урока: «Квадрат»
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования понятия о квадрате.
Задачи:
-познакомить учащихся с понятием квадрат
-выявить существенные свойства квадрата
-развивать пространственное мышление, внимание
- обогащать словарный запас
-воспитывать аккуратность, самостоятельность
Ключевые понятия: квадрат, куб, признаки квадрата
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
познакомить с существенными признаками квадрата;
находят сходство и различия между прямоугольником и квадратом;
развивать умение находить предметы квадратной формы в окружающем мире;
умение находить среди предложенных геометрических фигур-квадрат;
чертить квадрат на клетчатой бумаге
Личностные УУД:
самоанализ и самоконтроль результата;
формирование интереса (мотивации) к учению
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
строить простые логические рассуждения;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
развивать математическую речь;
аргументируют свою точку зрения;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других
Регулятивные УУД:
соотносить выполненное задание с образцом, предложенного учителем;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
использовать в работе простейшие инструменты;
оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Методы обучения:
словесные, наглядные;
логические (дедукция);
проблемно-поисковые:
практические
Формы: индивидуальная, фронтальная
Способы и средства:
технические средства;
модели и таблицы;
дидактические материалы
Технологии:
информационно-коммуникативная;
здоровьесберегающая;
деятельностный подход
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник « Математика 2 класс М.И. Моро», презентация, набор геометрических фигур.
Примерная программа.
Раздел: Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Распознавание и изображение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб
Конспект урока
1.Мотивация к учебной деятельности (орг.момент)
Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок математики проведу у вас я. Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения и открытия новых знаний. Давайте улыбнёмся друг другу.
Ребята, сегодня на урок я принесла шахматную доску. Как вы думаете, с какой целью я её принесла, предположите. А зачем я её принесла, мы узнаем в конце урока.
2. Актуализация знаний.
Итак, урок начнём с геометрической разминки, которая называется морской бой, и вспомним геометрические фигуры. Я называю координаты, а вы называете геометрическую фигуру по этой координате. Молодцы! Вы умеете внимательно слушать и выполнять правила игры.
Мы с вами вспомнили названия геометрических фигур, это нам сейчас и понадобится.
3. Самоопределение к деятельности
Переходим к нашему 1 заданию.
Посмотрите на экран. Найдите лишнюю фигуру. Назовите её.
Круг. (Учащиеся убирают круг, так как у круга нет углов и сторон.)
Ребята, попробуйте убрать еще 1 фигуру. Назовите её. Почему именно эту фигуру вы хотите убрать? (Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, три стороны, а все остальные по четыре).
Уберите еще одну геометрическую фигуру. Какая это фигура?
(Учащиеся убирают трапецию, так как это фигура, не имеет прямых углов, а все остальные фигуры - с прямыми углами. ИЛИ у трапеции углы разные, внизу острые, вверху тупые.)
Уберите 1 лишнюю геометрическую фигуру. Почему прямоугольник? (прямоугольник)
Посмотрите на слайд, и скажите, какие геометрические фигуры остались?
Догадались ли вы, о какой геометрической фигуре мы будем говорить? Какая это геометрическая фигура?
Тема нашего урока? (Квадрат.)
А какую цель мы перед собой поставим? (познакомиться со свойствами квадрата, научиться чертить квадрат, научить отличать квадрат от других геометрических фигур, а для того, чтобы всё получилось, нужно слушать и слышать учителя и учеников) Молодцы!
4. Открытие нового знания
Ребята, а еще сегодня на уроке вы для себя откроете новые знания!
Положите перед собой модель квадрата, расскажите мне все, что можете о нём сказать. (четырёхугольник, многоугольник все стороны равны, прямые углы, 4 вершины, прямоугольник.) КАРТОЧКИ
Что еще можем сказать о квадрате? ( все стороны равны)
Как мы проверим, что стороны равны – складываем квадрат по диагонали
(1, развернули 2.)
Возьмите модель прямого угла, давайте отметим прямой угол у квадрата.( все стороны)
Давайте обобщим все полученные знания.
Итак, ребята, что же такое квадрат? (Квадрат – это четырёхугольник, прямоугольник у которого все углы прямые и все стороны равны.)
Это мы с вами выявили на уроке, давайте посмотрим правило, которое есть у вас в учебнике. Откроем учебник на стр. 34, прочитайте правило.
А что не сказано в правиле из учебника, но мы с вами знаем это.
Молодцы!
5. Закрепление изученного материала и включение в систему знаний.
Ребята, квадрат как любая геометрическая фигура имеет свою историю, квадрат находится везде, даже там, где мы этого не ожидаем, будьте внимательны, и возможно вы откроете новые секреты.
Давайте мы с вами посмотрим, в каких предметах встречается квадрат. (Учи.ру)
Умницы! Молодцы!
Ребята, а сейчас мы с вами будем выполнять практическую работу.
Возьмите файл с геометрическими фигурами, разложите их перед собой. Составьте квадрат из 2 геометрических фигур. (Я на доске, или учащийся на доске показывает.)
А теперь составьте квадрат из 3 геометрических фигур. У кого получилось?
Какая фигура оказалась лишней? Покажите её. Что это за фигура? (прямоугольник)
Ребята, однажды встретился прямоугольник и квадрат, и они поссорились, квадрат утверждал что он родственник прямоугольника, а прямоугольник категорически отказывался. А давайте поможем прямоугольнику?
Скажите, какие признаки между ними есть? (4 стороны, 4 угла, углы прямые.)
А чем же они отличаются? У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные стороны равны. Так что же мы с вами узнали? Квадрат может быть прямоугольником. А прямоугольник квадратом быть не может. Молодцы! Умнички!
Ну что ж, а теперь мы с вами научимся различать прямоугольник и квадрат. (Яндекс. учебник)
ФИЗМИНУТКА
Ребята, посмотрите на эти фигуры. Знаете ли вы, что эти фигуры называются плоскостными. А еще есть объёмные геометрические фигуры. Сейчас вы посмотрите один интересный видеоролик, и увидите фигуру, частью которой является квадрат, в этой фигуре квадрат будет не один. Смотрите внимательно!
ВИДЕО
Вы узнали эту объёмную фигуру? (КУБ)
Поверхность каждого куба состоит из квадрата, которые называются ГРАНЬ.
Давайте вместе с вами сосчитаем, сколько же граней у нашего куба. (6)
Ребята, а две соседние грани называются РЕБРОМ.
А сейчас мы с вами будем учиться строить квадрат.
Положите перед собой лист А4. Ребята, чтобы построить квадрат, что необходимо взять? Найдите задание под №1.
Находим точку и чертим квадрат со сторонами 3 см.
Подпишите 1 сторону у квадрата. Ребята, а почему мы с вами подписали только одну сторону? (потому что у квадрата все стороны равны)
Измерьте еще раз все стороны квадрата.
Ребята, а что такое периметр?
Как найти периметр квадрата?
Найдите периметр данного квадрата.
Итак, чему равен периметр квадрата?(12 см)
Как вы нашли периметр квадрата?
Как можно найти периметр квадрата другим способом?
Молодцы! С этим заданием вы справились великолепно!
Ребята, а сейчас мы с вами переходим к более сложному заданию, найдите задание под №2, соедините точки так, чтобы получился квадрат. Скажите мне, сколько точек у квадрата? А почему 4? Поднимите руки те, у кого получился квадрат. Молодцы! С этим заданием вы справились потрясающе!
6. Рефлексия учебной деятельности.
Что ж, давайте повторим, что мы знаем о квадрате ? А для проверки наших знаний, мы сейчас поиграем в игру «Верю / не верю».
Если вы верите, то ставите плюс, а если не верите, то минус.
Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые? (+)
Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?(+)
Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?(+)
Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником?(+)
Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?(+)
Итак ребята, если у вас всё верно, то в колонку «моя отметка за урок» ставьте «5», если у вас 1 ошибка – «4», если 2 ошибки – «3». Надеюсь все сегодня получили «5».
Ребята, все знакомы с техникой оригами?
Интересные факты на слайде.
И ваше домашнее задание.
Вы можете изготовить бумажную геометрическую фигуру в технике оригами на основе квадрата.
Может быть кому-то захочется выполнить проект – какие предметы находятся дома, и имеют форму квадрата.
А сейчас используя технику оригами, мы сделаем друга человека, а кто это? (собака)
Берём квадрат, складываем его по диагонали, прорабатываем в линии сгиба влево и вправо. Загибаем углы так, чтобы получились ушки у нашей собаки. И рисуем нашей собачке глазки, носик, и улыбочку.
:) –я всё понял, я справился со всеми заданиями.
/ - я не всё понял, у меня не всё получилось.
( - мне было очень трудно.
Ребята, всем спасибо за работу на уроке! Вы молодцы!
13 февраля
Урок - открытие.
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
(Н.Е. Жуковский)
Задание 1.
Задание 2.
Игра «Верю – не верю.»
Если «верю» ставить +
Если «не верю» ставить -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Моя отметка за урок |
| | | | | |
Домашнее задание.
Изготовить бумажную фигуру в технике оригами на основе квадрата.
Проект – какие предметы находятся дома, и имеют форму квадрата.