СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по формированию финансовой грамотности. Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи. 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован на внеклассном занятии. Рассчитан на 45 минут. Дополнительный материал к уроку нужно распечатать. Тема урока " Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи" Форма проведения урока -игра.

Просмотр содержимого документа
«Урок по формированию финансовой грамотности. Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи. 5 класс»

Муниципальный конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся для педагогов и управленческих команд Ростовского МР





Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростова





Финансовая грамотность



Урок по финансовой грамотности в 5 классе.

Название урока « Воскресный день».











Зеленер Татьяна Валерьевна

учитель математики









Ростов , 2022



Урок по финансовой грамотности в 5 классе.

Название урока: « Воскресный день».

Цели урока:

- знакомство учащихся с понятием « семейный бюджет», «семейный доход», « обязательные, желательные и неразумные расходы»;

- формирование разумного финансового поведения, способствующего появлению ответственного отношения к личным финансам и развитие умения грамотного распределения семейного бюджета;

- повышение финансовой грамотности учащихся.

- повышение уровня вычислительной культуры учащихся.

Задачи урока:

- научиться осмысливать новую информацию, работать с ней, анализировать, систематизировать новые знания;

- научиться применять приобретенные знания при решении задач;

- научиться работать в группе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- формирование у учащихся представление о семейных доходах, расходах, семейном бюджете простым языком;

- решение простых финансовых задач , решение математических задач с использованием ранее полученных знаний по теме проценты;

- выявление достоинства планирования семейного бюджета;

Коммуникативные:

- понимание цели действий, адекватное восприятие своих возможностей и оценка деятельности одноклассников;

-развитие умения слушать собеседника, договариваться, признавать существенные отличия различных точек зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Регулятивные:

- развитие умения применять личный опыт при распределении доходов, учете и контроле расходов;

- развитие умения оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Данный урок :

-реализует системно-деятельностный подход;

- реализует разнообразные формы работы, методы и приемы;

- использует здоровьесберегающие технологии.

ХОД УРОКА :

  1. Организационный момент. Приветствие учителя. (1-2 мин)

  2. Постановка проблемы. (7-8 мин)

Учитель: Ребята, я хочу вам рассказать историю одной семьи, в которой живет ваш ровесник, мальчик Сережа.

Однажды, воскресным утром Сережа проснулся и решил после завтрака освоить новую компьютерную игру. Но у мамы Сергея оказались другие планы.

- Погоди, погоди, -удержала она Сергея. -Я хочу с тобой поговорить. Давай-ка с тобой разберемся с деньгами,- сказала мама.- А то мне кажется, что ты считаешь наш кошелек бездонным. Вот смотри.. Мама достала разделочную доску и высыпала на нее 72 спички – по спичке на каждую тысячу рублей семейного бюджета. ( слайд 2)

Учитель : Кто может сформулировать новое понятие « семейный бюджет». Как вы это понимаете?

Дети отвечают

Учитель:

Обобщим все сказанное вами ( Слайд3)

Вернемся к нашей истории. Семейный бюджет нашей семьи, -сказала мама, состоит из (Слайд 4):

зарплаты папы в 35000 рублей, бабушка получает пенсию 16000 рублей, 10000 рублей ей платят за квартиру, которую она сдает. На твоего младшего брата мне дают пособие 11000 рублей. Итого 72000 рублей.

Как ты думаешь,- спросила мама Сергея, - это много?

- Очень много!- уверенно сказал Сергей.

- Как бы не так !- невесело сказала мама. Сейчас ты убедишься.

В нашей семье много расходов.

Обязательные расходы: Питание: 30000 рублей. Откладываем 30 спичек. Плата за квартиру, свет, газ, телефон еще 8000 рублей. Проездные билеты папе, мне и тебе. Это еще 2000 рублей. Еще 3000 на лечение. Бабушке нужны лекарства , а младшему братику тоже необходимо покупать различные средства гигиены. Откладываем еще 13 спичек.

- Неужели это не все?- уныло протянул Сережа.

Нет, конечно,- сказала мама. Выплаты за кредит стиральной машины и компьютера, купленного для тебя обходится в 6000 в месяц. Откладывай еще 6 спичек.

Это обязательные расходы без которых нельзя обойтись. Если не платить за квартиру могут выселить из квартиры, если она не твоя собственность. Если не платить за газ и свет, его могут отключить. Если не лечиться, можно очень серьезно заболеть. Если не платить кредит, будет расти долг в виде процентов и банк подаст в суд. После чего долг будут взыскивать принудительно.

Остается 23 спички ,- сказал Сережа.

Согласна, -подтвердила мама. Ну и куда же мы их распределим?

Есть желательные расходы. Без них можно прожить, но жизнь покажется неинтересной и безрадостной.

Учитель: Ребята, какие желательные расходы вы можете назвать?

Дети приводят примеры..

Учитель: Вернемся в семью Сережи.

-Для меня, - сказала мама, это- поход к косметологу и парикмахеру. Расходы 3000 рублей.Для папы это посещение спортивного зала, а также парикмахера, что обходится в 2000 рублей в месяц. Для тебя, Сережа, секция плавания, парикмахер: 2000 рублей в месяц.

-Осталось 16 спичек,- грустно сказал Сережа.

-Да,- подтвердила мама. Это не много, но если разумно тратить деньги, то можно отложить на летний отдых и воскресные походы в парк , кино или кафе. И не нужно забывать про непредвиденные расходы.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие непредвиденные расходы бывают?

Ответы детей..

Обязательно нужно откладывать каждый месяц на непредвиденные расходы. Должна быть «подушка безопасности». Стараться избегать неразумных ( лишних ) расходов.

Давайте повторим: Слайд 4

  1. Что такое « семейный бюджет»?

  2. Что такое обязательные расходы?

  3. Что такое желательные расходы?

  4. Что такое неразумные( лишние) расходы и чем они опасны?

  5. Что будет, если долго не оплачивать коммунальные платежи и кредиты?

Учитель: Вы большие молодцы!!

Так случается, что в некоторых семьях не получается правильно определить свой семейный бюджет . Что происходит в этом случае?

Дети отвечают. Предлагают свои варианты.

Учитель: Правильно распределить бюджет-это непростая задача. Давайте попробуем это сделать. Мы поиграем в семью, где вам предстоит вместе провести выходной день. Определите роль каждого участника группы , посчитайте ваш семейный бюджет, распределите его рационально на месяц и посетите в выходной день любое, понравившееся вашей семье заведение или мероприятие ( парк, кафе, кино). Подумайте, как правильно распределить роли в семье! Вы понимаете, что основная ответственность за грамотное распределение семейного бюджета лежит на взрослых членах семьи: маме, папе, бабушке и дедушке. Дети в семье тоже активно участвуют в грамотном распределении доходов и определении расходов.

По правилам игры : членам семьи можно приносить дополнительный доход. Каждая решенная финансовая задачка в разделе «Важные вопросы» принесет в доход семьи 250 рублей.

Заранее вам давалось задание определиться на урок в группы по 5-6 человек.

Основной этап урока. (25 мин).

Каждая семья получает пакет с заданием и выполняет его.

Пакет в приложении к уроку.

Учитель выполняет роль наблюдателя. В течение урока он контролирует обстановку в классе. Регулирует отношения между ребятами, помогает и подсказывает при необходимости выход из ситуации, если такая необходимость возникает.

За 10 минут до окончания урока. Материалы собираются. Результаты проведения воскресного дня озвучиваются одним из членов семьи. Заполняется итоговая таблица. Объявляются результаты работы групп. Выставляются оценки.

Рефлексия. Окончание урока.( 1-2 мин).





П Р И Л О Ж Е Н И Е К У Р О К У.

П А К Е Т №1

СЕМЬЯ ДМИТРИЕВЫХ ( 6 человек)

ЗАДАНИЕ №1:

Распределите роли:

Папа - преподаватель колледжа. Зарплата 45000 рублей.

Мама - бухгалтер. Зарплата 30000 рублей.

Бабушка - пенсионер. Пенсия 12000 рублей.

Дедушка - пенсионер. Пенсия 18000 рублей.

Дети: Сын Саша , ученик 5 класса. Дочь Маша посещает детский сад-ясли, возраст 2,5 года.

Есть собака Берта.

Семья получает пособие на ребенка до 3х лет: 7000 рублей.







Роль в семье

Доход каждого члена семьи.

Вставьте в таблицу из условия

Налоговый вычет

Чистый доход

Итого: общий доход семьи

Папа


13%



Мама


13%


Дедушка


13%


Бабушка


13%


дополнительные доходы семьи




П А К Е Т № 2

СЕМЬЯ СМИРНОВЫХ ( 6человек)

Задание №1.

Распределите роли и заполните таблицу.

Папа- инженер . Зарплата 45000 рублей.

Мама- экономист. Зарплата 35000 рублей.

Старший брат- студент. Стипендия 4000 рублей. Занимается подработкой в свободное от учебы время ( разносчик пиццы). 12000 рублей

Бабушка- пенсия 15000 рублей.

Есть огород на даче. Дополнительный доход в месяц от продажи сельскохозяйственной продукции 20000 рублей.

Сын -школьник.

Дочь- школьница.

Есть в семье автомобиль. Живет кошка Маруся.



Роль в семье

Доход каждого члена семьи.

Вставьте в таблицу из условия

Налоговый вычет

Чистый доход

Итого: общий доход семьи

Папа


13%



Мама


13%


Старший брат




Бабушка


13%


дополнительные доходы семьи






П А К Е Т № 3

Задание №1

Распределите роли и заполните таблицу.

СЕМЬЯ ПЕТРОВЫХ ( 6человек)

ПАПА- Электрик . Зарплата 44000 рублей

МАМА- Продавец. Зарплата 36000 рублей

БАБУШКА- пенсионер. Пенсия 22000 рублей

Дочь -школьница. Занимается дополнительно с репетитором изучением английского языка.

Сын -школьник. Посещает секцию бокса.

Имеют дачу. В квартире есть аквариум с рыбками и кот Васька.

Сдают квартиру в аренду. Доход 12000 рублей.

Взяли в кредит новый телевизор.

Роль в семье

Доход каждого члена семьи.

Вставьте в таблицу из условия

Налоговый вычет

Чистый доход

Итого: общий доход семьи

Папа


13%



Мама


13%


Бабушка


13%


дополнительные доходы семьи




ЗАФИКСИРУЕМ НА ДОСКЕ ВАШИ РАСЧЕТЫ.



З А Д А Н И Е № 2

( ВЫДАЕТСЯ КАЖДОЙ СЕМЬЕ)

ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО СПИСКА РАСХОДОВ ВЫБЕРИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ И НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАСХОДЫ. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ.

Посчитайте сумму расходов в месяц и сумму оставшихся свободных денег.

Перед заполнением таблицы важно помнить два простых правила:

  1. серьезно обдумайте и обсудите с другими членами семьи сколько реально придется потратить на те или иные семейные нужды в следующем месяце;

  2. составляйте бюджет так, чтобы намечаемые расходы были равны ожидаемым доходам, а лучше чтобы были меньше.

Расходы

Стоимость

На питание

От20000-30000 руб

Оплата жилья и коммунальных услуг ( свет, газ, телефон)

От 8000-10000 руб

Проездные

500 руб за 1 шт ( дети)

1000 руб за 1 шт ( взр.)

Лекарства

3000 – 5000 руб

Школьные обеды

1000 руб в месяц

Парикмахер

800 руб взрослый

500 руб.детский

Покупка новых кроссовок

2000 руб-5000 руб

Секция бокса

1200 руб в месяц

Тренажерный зал

2000 руб в месяц

Секция плавания

1500 руб в месяц

День рождения

4000 руб в месяц

Покупка телевизора в кредит

4000 руб в месяц

Покупка телефона в кредит

3000 руб в месяц

Посещение стоматолога

2000 руб

Репетитор

2000 руб в месяц на 1 ученика

Покупка новой куртки ( детск)

3500 руб

Бензин для автомобиля

3500 -5000 руб в месяц

Корм собаке

2000 рублей в месяц

Корм для кота

1500 рублей в месяц

Корм для рыб

500 рублей в месяц

Леденцы, сухарики, жвачка

800-1200 рублей

Придумай свои расходы( из личного опыта) и запиши в соответствующий столбик

Определи примерную сумму расходов







Обязательные расходы (название и сумма)

Желательные расходы

(название и сумма)

Необязательные расходы

(название и сумма)



















Итого

Итого

Итого

Общая сумма расходов в месяц:





ЗАФИКСИРУЕМ НА ДОСКЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ В ОСТАТКЕ У КАЖДОЙ СЕМЬИ.





З А Д А Н И Е № 3

Учитель: Итак, мы определили количество свободных денег. Подумайте вместе и решите, какую часть этих средств вы можете потратить на отдых, в том числе сегодня, в воскресный день при посещении выбранного вами объекта. А остальные деньги будут отправлены на формирование «подушки безопасности» для решения вопросов при возникновении непредвиденных ситуаций.



Листы с мероприятиями раздаются семьям.

Каждая семья выбирает одно из предложенных мероприятий.





ПОСЕЩЕНИЕ ПАРКА АТРАКЦИОНОВ.

Семья хочет купить абонемент на посещение четырех атракционов и затратить на все билеты наименьшую сумму. Укажите один, самый выгодный для семьи вариант из предложенного списка атракционов. В ответе укажите эту последовательность атракционов и затраченную сумму денег. ( Например 2456, 3750 рублей.)

Название атракциона

Стоимость

1

Серпантин

300 рублей

2

Пушка

1550 рублей

3

Колесо удачи

1400 рублей

4

Русский Нинзя

1500 рублей

5

Паровозик

300 рублей

6

Вертушка

400 рублей

















Посещение кинотеатра.

Члены семьи в выходной день хотят посетить кинотеатр. Обсудив репертуар, семья выбрала два фильма :

« Приключения неуловимых» или « Балту». Выберите для семьи самый дешевый вариант и назовите кинотеатр и сумму , затраченную на посещение кинотеатра. Например ( Парус, 700 руб).

Кинотеатр

ПАРУС

МОСКВА

РИО

Название фильма

Взр.

(руб)

Дет.

(руб)

Взр

(руб)

Дет.

(руб)

Взр.

руб)

Дет.

(руб)

Огонь

150

130

180

100

140

90

Приключения неуловимых

200

100

220

70

180

80

Балту

180

110

160

120

170

90























ДЕТСКОЕ КАФЕ

Члены семьи в воскресный день решили сходить в кафе. Из предложенного меню выберите набор для каждого члена семьи по заданному пожеланию. при этом нужно потратить как можно меньше денег.


горячее

салат

Десерт

Итого(руб)

папа



-


мама

-




ребенок


-



Общая стоимость заказа




Условие:

1) папа заказал горячее и салат;

2)мама заказала салат « Цезарь» и десерт;

3)ребенок заказал горячее( не острое) и десерт.

Подбери самый выгодный заказ. (самый дешевый).

«ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ»

задачи для дополнительного заработка семьи. (250 рублей задача)

Задача 1. Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?

Задача 2. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

Задача 3. Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?

Задача 4. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?

Задача 5. Розничная цена учебника 180 рублей, она на 20% выше оптовой цены. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по оптовой цене на 10 000 рублей?

Задача 6. Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

Задача 7. Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

Задача 8.В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

Задача 9 .Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?

Задача 10. Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 5%. Книга стоит 200 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?

Задача 11. Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?

Задача 12. Товар на распродаже уценили на 45%, при этом он стал стоить 770 р. Сколько рублей стоил товар до распродажи?

Задача 13. Цена на электрический чайник была повышена на 20 % и составила 1440 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?

Задача 14. Магазин делает пенсионерам скидку. Десяток яиц стоит в магазине 40 рублей, а пенсионер заплатил за них 35 рублей 60 копеек. Сколько процентов составила скидка для пенсионера?

Задача 15. В магазине вся мебель продаётся в разобранном виде. Покупатель может заказать сборку мебели на дому, стоимость которой составляет 15 % от стоимости купленной мебели. Шкаф стоит 3000 рублей. Во сколько рублей обойдётся покупка этого шкафа вместе со сборкой?

Задача 16. Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

Задача 17. Какая сумма (в рублях) будет проставлена в кассовом чеке, если стоимость товара 520 р., и покупатель оплачивает его по дисконтной карте с 5%-ной скидкой?

Задача 18.В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 20% от предыдущей цены. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу?

Задача 19. Кисть, которая стоила 240 рублей, продаётся с 25%-й скидкой. При покупке двух таких кистей покупатель отдал кассиру 500 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

Задача 20. Спортивный магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 300 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую 60%». Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок?

Задача 21.В период распродажи магазин снижал цены дважды: в первый раз на 30%, во второй — на 45%. Сколько рублей стал стоить чайник после второго снижения цен, если до начала распродажи он стоил 1400 р.?

Задача 22. После уценки телевизора его новая цена составила 0,52 старой. На сколько процентов уменьшилась цена телевизора в результате уценки?

Задача 23. Магазин детских товаров закупает погремушку по оптовой цене 260 рублей за одну штуку и продаёт с 40-процентной наценкой. Сколько будут стоить 3 такие погремушки, купленные в этом магазине?

 

Ответы и решения: ( Находятся у учителя и за каждый правильный ответ, учитель зачисляет заработанную сумму денег семье )

Задача 1

1)      680:800*100=85%- составляют 680 руб.от 800 руб.

2)      100%- 85%=15%- снижена цена.

Ответ: на 15%.

 

Задача 2

1)      160*0,25=40 руб- скидка.

2)      160- 40= 120 руб- цена со скидкой.

3)      1000:120= 8(ост.40)- можно купить 8 флаконов.

Ответ: 8 флаконов

 

Задача 3.

1)      120*0,2=24 руб- наценка.

2)      120+24=144 руб- новая цена.

3)      1000:144=6 (ост.136)- можно купить 6 горшков.

 

Ответ: 6 горшков

Задача 4.

1)      3480:1,16= 3000 руб.- цена до наценки.

Ответ: 3000 рублей.

Задача 5.

1)      180:1,2=150 рублей- цена оптовая.

2)      10000:150=66 (ост.100)- можно купить 66 учебников.

Ответ: 66 учебников

 

Задача 6.

1)      60*0,05=3 руб.- скидка

2)      60-3=57 рублей заплатит пенсионер.

Ответ: 57 рублей.

Задача 7

1)      3500-2800=700 руб- составляет скидка

2)      700:3500*100=20%- составляет скидка.

Ответ: 20%

Задача 8

1)      60*1,25=75 рублей стоил в сентябре.

2)      75*1,2=90 рублей стоил в ноябре.

Ответ: 90 рублей

Задача 9

1)      38:40*100=95%- составляет цена для пенсионеров.

2)      100% - 95%=5%- составляет скидка.

Ответ: 5%.

Задача 10

1)      100%-5%=95%- составляет цена со скидкой.

2)      200*0,95= 190 рублей стоит книга со скидкой.

Ответ: 190 рублей.

Задача 11

1)      20*0,05=1 мг- масса активного вещества в 1 таблетке.

2)      1,4*5=7 мг- надо принять ребенку за сутки.

3)      7:1=7 таблеток надо принять.

Ответ: 7 таблеток

 

Задача 12

1)      100% - 45%=55%- составляет новая цена

2)      770:0,55= 1400 рублей была цена до уценки.

Ответ: 1400 рублей

Задача 13

1)      100%+20%=120%-составляет новая цена

2)      1440:1,2=1200 рублей была цена.

Ответ: 1200 рублей

Задача 14

1)      35,6:40*100=89%- составляет цена для пенсионеров

2)      100%-89%=11%- скидка

Ответ: 11%

Задача 15

1)      3000*0,15=450 рублей- стоит сборка.

2)      3000+450= 3450 рублей- покупка шкафа со сборкой.

Ответ: 3450 рублей

Задача 16

1)      90*0,9= 81 рублей- цена со скидкой

2)      81*10-810 рублей- надо заплатить за 10 чашек.

3)      1000- 810=190 рублей- сдача.

Ответ: 190 рублей

Задача 17

1)      520*0,95=494 рублей

Ответ: 494 рубля

Задача 18

1)      За это время цена снизится один раз на 20%.

1000*0,8= 800 рублей – цена на 12-ы день.

Ответ: 800 рублей

 

Задача 19

1)      240*0,75=180 рублей стоит кисть.

2)      500- 180*2=140 рублей- сдача.

Ответ: 140 рублей

Задача 20

1)      300*0,4=120 рублей будет стоит вторая футболка.

2)      300+120=420 рублей стоит вся покупка.

Ответ: 420 рублей.

Задача 21

1)      1400*0,7=980 рублей- цена после первой скидки.

2)      980*0,55= 539 рублей – цена после второй скидки.

Ответ: 539 рублей.

Задача 22

На 48%

Задача 23

1)      260*1,4=364 рублей стоит погремушка в магазине.

2)      364*3=1092 рублей стоят 3 погремушки. Ответ: 1092 рубля.

Список литературы.

  1. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

  2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский. М.С Якир Математика:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций-М.: Вентана-Граф 2020.

  3. 3.Липсиц И,В.,Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классы общеобразоват.орг.-М.:ВАКО,2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!