СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике "Двоичная арифметика"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с множеством интересных заданий на закрепление двоичной системы счисления и изучения двоичной арифметики

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике "Двоичная арифметика"»

Открытый урок по теме:  Арифметические операции в двоичной системе счисления. (Двоичная арифметика)



Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме “Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления”.

Задачи урока:

предметные:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся при изучении тем “Позиционные, непозиционные системы счисления”, “Перевод чисел из одной системы счисления в другие”, “Арифметические операции в двоичной системе счисления”;

  • повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие;

метапредметные:

  • развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;

  • расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);

  • развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.

личностно-ориентированные:

  • повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;

  • формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;

  • воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.

Планируемые результатыучащиеся владеют умениями работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными понятиями и оперируют ими; знают различие между позиционными и непозиционными системами счисления, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, выполняют арифметические операции с двоичными числами, занимательные задачи.

Формы и методы обучения:

Методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.

Методы контроля: устный, тестовый.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и терминысистемы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, программное обеспечение ПК.

Оборудованиезаписи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.

 

 

I.           Организационный момент – 2 мин.

- На доске представлен двоичный код числа 13 (1121). Посмотрите внимательно, кто нашел ошибку, может сесть. (Спросить трех учеников) Правильно ребята. С какой же темой познакомились на прошлом уроке?

 

II.           Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин.

- Проверим, на сколько хорошо Вы усвоили данную тему.

1.Индивидуальная самостоятельная работа:

а) Индивидуальная работа у доски:

·                Составить развернутую запись чисел 48910, 15316, 77528.

·                Перевести числа в 10-ую с/с 100 11102 (78), 1728(122).

·                Перевести числа из 10-ой с/с 43 в 2-ую (10 1011), 76 в 8-ую (114).

 

б) Индивидуальная работа по карточкам (время работы 7минут):

·                Составить развернутую запись чисел 596310, 23526, 700268.

·                Перевести числа в 10-ую с/с 111001102 (230), 17728(1018).

·                Перевести числа из 10-ой с/с 39 в 2-ую (10 0111), 235 в 8-ую (353).

 

2.      Фронтальная работа с классом:

1.             Что такое система счисления? (это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами)

2.             Какие системы счисления Вы знаете? (позиционные и непозиционные)

3.             Какая система называется позиционной? (в позиционной системе цифра имеет разное значение от места в записи числа)

4.             Непозиционная система счисления – это …?(система счисления, в которой значение цифры не зависит от места в записи числа)

5.             Приведите примеры позиционных систем счисления.

6.             Приведите примеры непозиционных систем счисления.

7.             Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)

8.             Сколько и какие цифры в 10-ой с/с?

9.             Как вы думаете, почему люди используют именно 10-ую, а не 7-ую? (пальцев на руке 5, поэтому до 10-ой с/с многие народности использовали 5-ую с/с)

10.         Вспомните, какие другие с/с встречаются в нашей жизни по сей день? (12-ричная – дюжина: количество месяцев в году, часов во времени суток, число знаков зодиака; 7-ая: 7 дней в недели, пословицы с числом 7; 60-ричная – древневавилонская с/с: градусная и временная мера)

11.         Перевести встречающиеся в стихотворении числительные из двоичной системы счисления в десятичную:               

Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)

Ей было тысяча сто лет, (12)

Она в 101-ый класс ходила, (5)

В портфеле по сто книг носила – (4)

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног, (2)

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий. (1, 4)

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами, (2)

И десять загорелых рук (2)

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз (2)

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

 

Итог: итог индивидуальной самостоятельной работы у доски.

Молодцы! Мы вспомнили изученный материал прошлого урока, который нам поможет при изучении новой темы.

 

 

  III.           Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач – 1 мин.

Сегодня на уроке мы начнем изучение темы «Арифметические действия в двоичной системе счисления». Будем учиться выполнять вычисления в двоичной системе счисления. Изучение этой темы важно, потому что она нам необходима для осознания тех процессов, которые осуществляются при кодировании информации в компьютере.

 

IV.           Изучение   нового   материала   (правила,   закона),   его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия) – 10 мин.

 

1. Двоичная арифметика.

Знание позиционных систем счисления подразумевает знание выполнения арифметических действий в этих системах. Рассмотрим двоичную арифметику, т.е. выполнение сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления. Все эти операции обладают всеми теми свойствами, которые вам известны для десятичной системы.

 

Таблица сложения:                                            Таблица умножения:

0 + 0 = 0

 

0 * 0 = 0

0 + 1 = 1

 

0 * 1 = 0

1 + 0 = 1

 

1 * 0 = 0

1 + 1 = 10

 

1 * 1 = 1

 

Пользуясь этими таблицами можно выполнять и вычитание с делением.

 1001                 1011             1011            11110 / 110 = 101

+1001             - _ 111            *101   

10011                  100              1011   

                                            1011

                                          110111    

 

 

  V.           Первичное применение приобретенных знаний – 5 мин.

Решение задач под руководством учителя.

 1111                                                  1100                                                   10100

 +    1                                                  -   10                                                  *1010

10000                                                 1010                                                  101

                                                                                                                 +101   

      11001000

 

  VI.              Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях – 5 мин.

Рассмотрите пример и объясните ход решения:

 (110112 + 1011012) * 102 = (27 + 45) * 2 = 72 * 2 = 14410

(Для выполнения действий, нужно перевести числа в одну с/с (лучше в 10-ую) и выполнить обычным образом действия)

 

 

VII.         Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий – 11 мин.

 

Задание: В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 - закрашенное поле, 0 – не закрашенное поле.

 

Пример

Ответ

Рисунок

            1000 * 100

0010 0000

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0010 1100 – 100 1100

1110 0000

 

 

 

 

 

 

 

 

     110 0100 + 111 1100

1110 0000

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 1100 0010 / 10

1110 0001

 

 

 

 

 

 

 

 

       10 1011 + 1 0100

0011 1111

 

 

 

 

 

 

 

 

     101 1000 – 1 1001

0011 1111

 

 

 

 

 

 

 

 

      110 0011 / 11

0010 0001

 

 

 

 

 

 

 

 

       10 0001 * 11

0110 0011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   VIII.           Итог урока – 3 мин.

 

 1100*2

+ 1**1   

***1102               

 110012

+ 1101   

1001102               

Восстановите запись числа. Так чему же мы научились   сегодня на уроке?

 

Домашнее задание:

1.                  Перевести числа в двоичную систему счисления:

а) 17 б) 99 в) 175 г) 211

2.                  Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную:

а) 10001 б) 111011 в) 1010101 г) 110110110

3.                  Выполнить сложение в двоичной системе счисления:

а) 11+1 б) 101+11 в) 11011+111 г) 1010+10

4.   Выполнить умножение в двоичной системе счисления:

а) 111*10 б) 111*11 в) 1101*101 г) 1101*1000

 

Резерв: Решить задачу. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе может ли такое быть?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!