СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по краеведению в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку по литературному краевнедению в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по краеведению в 5 классе»

Приложение





Сообщения учащихся.

  1. Историческая справка. Русские (самоназвание), крупнейший по численности народ в России. Русские говорят на языке восточнославянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные. Одной из важнейших особенностей этнической истории русских было постоянное наличие слабозаселенных пространств, соседних с основной русской этнической территорией, и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же, как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории; развитием феодальных отношений на Новгородских землях и землях северо-восточной Руси – дальнейшим движением на Европейский Север, позже – в Приуралье. После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т.е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами; последователи переселения в Поволжье, в XVII-XVIII веках – в Сибирь, на Северный Кавказ, позже – в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских, окруженная зоной постоянных этнических контактов с народами, весьма различными по происхождению, культурным традициям и языку (финно-угорскими, тюркскими, балтскими, романскими, западно- и южнославянскими, палеазиатскими и др.).

Русские группы в процессе миграции оказывались в разнообразных естественно-исторических условиях, в которых они вынуждены были адаптироваться, усваивать традиционные производственные и промысловые навыки аборигенного населения и принося в районы нового расселения свой трудовой, в частности земледельческий, опыт.








ИЗБА И ОЧАГ.

Наши предки славяне вследствие естественных условий, определивших первоначально развитие быта, были по преимуществу людьми домовитыми, семейными. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьею, только разросшеюся, проходила вся их жизнь, со всем ее обиходом и всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особым почетом; но, кроме того, изба была местом пребывания пената и совершения различных религиозных обрядов.

Славяне селились разъединенными, обособленными родами. Каждый род, соединявший в себе несколько родственных семей, помещался в одной избе или, если слишком размножался, в нескольких холодных срубах (клетях), построенных вблизи теплой избы или даже пристроенных к ее стенам. Во всяком случае, очаг оставался единым для всех, а приготовляемая на нем пища составляла общий обед и ужин.

Первоначально название изба означало только ту теплую часть жилища. В которой был поставлен очаг; а потому необходимо отличать избу от светлицы (клети); последняя всегда строится через сени, насупротив первой. Изба, в древнем языке Нестора – истопка (истба), происходит от глагола топить (изтопить). У славян долгое время были курные избы (т.е. без труб).

Изба в языческие времена была первым храмом, а очаг – божеством. Поэтому первыми служителями божества были те, которые обращались с очагом и его атрибутами, т.е. топили печь и приготовляли пищу. Эти хозяйственные и вместе религиозные занятия принадлежали старшим в роде: они пользовались властью распоряжаться в доме и могли свободно приближаться к обожествленному огню. В первоначальном быту славян старшинство в роде определяло и власть и почет; при таком устройстве понятно особенное уважение славян к старцам, которые соединяли в своих руках и власть правителей, и власть жрецов. Народные предания сохранили много свидетельств о богослужебном значении стариков и старух.

Дом славянина отличался гостеприимством. Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду – значило нарушить уважение к святыне к святыне избы, этого первоначального храма.

При закладке нового дома или при переходе на новоселье семья переносила с собой священный огонь своего очага. Такое перенесение очага совершалось торжественно. Принесенные уголья высыпали на очаг, горшок из-под них разбивали, а черепки его зарывали в переднем углу.






НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РУССКИХ

Народное искусство русских – многослойно и разнообразно по своему характеру. Оно имело в основном прикладной характер, но вместе с тем выработало значительные художественные ценности. Развитие художеств, ткачества, вышивки, плетение кружев были связаны с украшением одежды, полотенец, постельного белья; резьба по дереву – с украшением жилища, утвари и орудий труда, с игрушками; керамика – с посудой, игрушкой; роспись – с украшением интерьера (печи, лавки), прялок, игрушек.




































Сервировка стола

(Викторина)

  1. С чего начинается любое застолье? (С мытья рук)

  2. Как используется полотняная салфетка? (Ее кладут на колени)

  3. Куда вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку)

  4. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или пьете компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой и кладут в тарелку)

  5. Чем чистят мандарины? (Рукой) Апельсин? (Ножом)

  6. Как берут из общего блюда хлеб? (Руками)

  7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложечкой? (Ложечку кладут в блюдце, в чашке ложку не оставляют)

  8. Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту? (Нож)

  9. Что появилось раньше: ложка или вилка? (Ложка, первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относились к каменному веку)

  10. Что означает выражение «сидеть в блюде»? (Означает сидеть за одним столом, по соседству)

  11. Сформулируйте закон бутерброда. (Падает маслом вниз)

  12. Почему у «рыцарей круглого стола» стол круглый? (Чтобы рыцари чувствовали себя равными)























Открытый урок в МОУ-СОШ с. Осиновка

Несмотря на декабрьские жестокие морозы в 5 классе средней общеобразовательной школы села Осиновка состоялся открытый урок, к которому ребята готовились как к большому празднику, Интегрированный урок по литературному краеведению и технологии получился действительно необычным, ярким, запоминающимся. Учителя Пименова Светлана Юрьевна и Гордиенко Лидия Трофимовна, преследуя единую цель на своих уроках (формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область), объединились для проведения урока на тему «Русские на Волге».

Пятиклассники в русских национальных костюмах провели урок в виде русских посиделок, где, встретив по русскому обычаю гостей хлебом- солью, ароматным чаем и пряниками, показали себя настоящими артистами. На посиделках ребята пели русские народные песни, водили хороводы, исполняли частушки, показали хорошие знания русских пословиц и поговорок. Соловцов Андрей рассказал интересную легенду, Валитова Рита и Лосева Алина подготовили доклад на тему «Русская изба и очаг», Пчелинцев Данила рассказал о русских промыслах, Мельниченко Лена подготовила презентацию «Русские гулянья». Особенно отличились мальчики, которые представили рецепты русской национальной кухни и даже блюда, которые сами приготовили. Так Девилье Рома угостил присутствующих блинами собственной выпечки, за что был признан отменным кулинаром.

Сама обстановка в кабинете литературы создавала атмосферу крестьянской избы Древней Руси. Это и русская печь, и утварь, и бабушкин сундук, и настоящая прялка, и самовар, а также другие атрибуты русского быта. Чего только не увидели ребята. Радостные, полные впечатлений, уходили они с посиделок. Учителя же уходили в надежде, что наши дети не забудут и не потеряют то ценное, что было в опыте наших предков и нашем собственном опыте.

















ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 5-ОМ КЛАССЕ



Интегрированный урок по технологии и литературному краеведению.

Тема урока: «Русские на Волге». Раздел: «Древние обитатели Волги»


Цели, задачи урока: 1. Формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область; 2. Знакомство с русскими национальными традициями; восстановление досуговой культуры, культуры праздничного общения; 3. Воспитание чувства патриотизма.


«Культуре праздничного общения необходимо учить точно так же, как

мы учим детей языку или математике, читать или писать. Но учиться (и

учить) можно только весело»

(А. Франс)


Эпиграфы: «Горячи калачи из русской печи»

«Милости прошу к нашему шалашу!»


ХОД УРОКА

Кабинет литературы оформлен в виде крестьянской избы. Посередине – печь, рядом лавка, ухваты, горшки. На стенах и стеллажах - рушники, вышивка, игрушки и т.п. Столы стоят по центру, на них самовары, старинная утварь, чашки для чая.

I Слово учителя.

- Сегодня мы проводим урок «Русские на Волге». Наш урок будет не совсем обычным. Во-первых, мы объединили урок литературного краеведения и технологии. Во-вторых, пригласили гостей. А гостей, по русскому обычаю, принято встречать хлебом-солью.

(Выходят девочки в русских национальных костюмах)

  1. Нам начинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

  1. Жива – как память старины –

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

  1. И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

(Низко кланяются и вручают гостям хлеб-соль)

Учитель: Ну что же, посиделки, так посиделки! Но вначале послушаем доклады тех учеников, которые выполняли индивидуальные задания.

II. Проверка домашнего задания. Доклады на темы:

  1. Историческая справка.

  2. Изба и очаг.

  3. Народное искусство.

Слово учителю технологии.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Сообщения ребят получились очень интересные. А сегодня на уроке мы обсудим еще два важных вопроса, без которых невозможно себе представить жизнь и культуру наших предков. Это фольклор и русская национальная кухня. Начнем с фольклора. Русское народное творчество – богатейшее и разнообразное, начиная от прибаутки и заканчивая былиной. К числу выдающихся явлений фольклора принадлежат исторические песни, календарно-обрядовая поэзия, специфическая русская лирическая песня. Да что говорить? Не лучше ли исполнить ее сейчас? Ведь песня всегда была лучшей помощницей и в труде, и на посиделках.

(Исполняются русские народные песни «Пчелочка златая» и хороводная «Во поле березка стояла»)

Учитель: Сюжетный репертуар русских сказок – один из богатейших в Европе. Какие группы сказок вам известны? (Дети называют 4 группы сказок и приводят примеры). Особенно на Руси были развиты многоэпизодные волшебные и остросатирические сказки, меньше – сказки о животных. Активно бытовала и легенда.

Ученик рассказывает легенду «Русланушка».

Учитель: А малые жанры устного народного творчества? Среди них самые распространенные пословицы и поговорки. Это хоть и короткие, но очень меткие выражения, в которых звучит народная мудрость. Какие пословицы вы знаете? (Ученики называют пословицы и поговорки на разные темы, а также говорят об отличии пословицы от поговорки).

Особой популярностью пользовались в праздничные дни, в дни народных гуляний частушки. Послушаем частушки в исполнении наших девочек.

  1. Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

  1. Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь-ка, ребята

На мои оборочки!

  1. Эй, девчушки-хохотушки,

Продолжайте петь частушки!

Продолжайте веселей,

Что б порадовать гостей

  1. Ох, не сразу стали зерна

Блином тем, что на столе:

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Наломаю я сирени,

Разбросаю у ворот.

Заплету я руссу косу –

Пусть завидует народ!

  1. Прянички печатные –

До чего нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

7. Как же мне не загордиться –

Хороши мои дела!

Свою творческу работу

На пятерку я сдала.

  1. Мы частушки петь кончаем

И платочек на плечо.

Приходите в мастерскую,

Мы споем вам там еще!


Учитель: Конечно, жанры, которых мы с вами сейчас коснулись, далеко не все, что были распространены на Руси. Есть еще и приговорки, и заклички, и считалки, и загадки, и былины. О них можно говорить долго. Но лучше, конечно, один раз увидеть, чем много раз услышать. Я говорю о зажигательном русском танце.

Что-то гости погрустнели,

Видно, пляски захотели.

Не держите носы вниз –

Для вас маленький сюрприз!

(Фольклорная группа исполняет русский народный танец)



IV. Русская национальная кухня.

Учитель: Ну, а теперь пришло время поговорить о русской кухне. И начнем мы с самого главного – с сервировки стола. Викторину проведет учитель технологии Гордиенко Л.Т. (Викторина. За правильные ответы учащиеся получают сладкий приз).

Учитель: А теперь о блюдах, самых что ни на есть русских. Дома вы выполняли творческую работу, искали и оформляли рецепты русских блюд и напитков. Все ваши работы я просмотрю и оценю, но хотелось бы услышать рецепты некоторых блюд, и я хочу вас попросить поделиться вашими рецептами. (Дети зачитывают рецепты приготовления пельменей, щей, каши гурьевской, блинов, пирогов, кваса и т.д.)

Учитель: Ну, что же, молодцы. Хочется верить, что вы сможете приготовить эти блюда. А на столах у вас стынет чай и дожидаются сладости. Нужно угощать гостей. А пока мы разливаем чай по чашкам, девочки расскажут об истории чая и о том, как правильно его заваривать.

(Небольшой монтаж о чае)


V. Итог урока.

Учитель: Вот и чаю напились и песен напелись. А теперь осталось подвести итог тому, о чем мы сегодня говорили. Сделать это предлагаю Мельниченко Лене, так как она подготовила презентацию по теме нашего урока.

(Презентация по теме: «Русские на Волге» и комментарии)


Учитель:

В небе, словно от побелки,

Засиял уж млечный путь.

Отшумели посиделки –

Путь домой не позабудь.


VI. Задание на дом.

Группе сильных учеников: по рабочей тетради выполнить творческую работу по легенде «Утесы над Волгой» (Стр. 31 Создание диафильма)

Группе слабых учеников прочитать легенду «Утесы над Волгой» и выполнить задание на стр. 30 (Выписать слова, относящиеся к воинской тематике)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!