СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению. Согласная буква Ш.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок согласная буква Ш.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению. Согласная буква Ш.»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема: Звук [ш],буквы Ш,ш.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: познакомить с новым звуком [ш] и буквами Ш,ш.

Задачи:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах;

  • подвести детей к изучению нового звука и буквы;

  • научить распознавать звук [ш] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ш] как твёрдого согласного звука,

  • обогащать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух и произвольное внимание;

  • развивать речь, интеллектуальные способности, умение устанавливать причинно-следственные связи, интерес к чтению;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, культуры общения и самостоятельности.

УУД

Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Коммуникативные :умение воспринимать информацию.

Познавательные

-осуществлять поиск необходимой информации,

-с опорой на модели строить связные высказывания,

-выразительно читать предложения

Регулятивные

- слушать и слышать собеседника.

-адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника.

Предметные

-характеризовать звуки,

-выделять указанные звуки, обозначать их буквами,

-проводить звуко-буквенный анализ слова,

-объяснять лексичесое значение слов.

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень  успешности своей работы.

- выделять и осознавать то, что уже усвоено


1.О.К.

-Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам! Садитесь.

-Ребята, то из вас любит путешествовать?

Сегодня у нас необычный урок литературного чтения. Мы отправимся в путешествие. А на чём мы будем путешествовать, вы узнаете после просмотра фрагмента мультфильма. Внимание на экран. (Видео фрагмента)

Узнали? Это же весёлый Паровозик из мультфильма «Паровозик из Ромашково»,на нём мы и будем путешествовать. (На доску картинка паровозика)

Но чтобы сегодняшний урок принёс нам радость общения, давайте вспомним, как себя нужно вести.(Красиво и правильно сидеть, не выкрикивать-поднимать руку, не перебивать, быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать товарища, соблюдать порядок на парте)

2.Развите речевого аппарата.

В путешествии нам придётся много говорить и читать. Нужно подготовить свой речевой аппарат.

-Сделаем глубокий вдох через нос, выдох через рот.

Раз- мы ротик открываем, словно кошечки зеваем.

Два- подуем в дудочки, губки словно трубочки.

Три- лошадки поскакали (пауза)

Мы ни капли не устали!

(По времени )Вспомните и произнесите любую скороговорку. Хорошо.

Итак, в добрый путь!

3.Актуализация знаний.

И 1-ая станция «Вспоминайкино» (На доску табличка)

-Вспомните, чем звук отличается от буквы?

-На какие группы можно разделить все звуки русского языка?

-Чем гласные звуки отличаются от согласных?

-Что вы знаете о гласных звуках? (образуют слог, буквы верхнего ряда- на твёрдость указывают, нижнего ряда на мягкость, особенные гласные дают два звука в начале слова, после гласного и после Ь)

-Что можете рассказать о согласных звуках? (верхнего ряда -звонкие, нижнего ряда -глухие, есть пары по гл./зв., почти все могут быть твёрдыми и мягкими, есть особенные звуки –й- всегда мягкий, ж- всегда твёрдый)

Молодцы, вы вспомнили всё, что нам потребуется в пути и пребываем на следующую станцию «Узнавайкино» (На доску табличка)

4.Мотивационно-целевой этап

-Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Сегодня всё вокруг ликует! Если мы растём на ели

В руках у детворы Мы на месте, мы при деле,

От радости танцуют А на лбах у ребятишек

Воздушные…..(шары) Никому не нужно…………(шишек)

-С какого звука начинаются досказанные слова? (ш)

Попробуйте определить тему нашего урока-путешествия. (Звук ш и буква Ша)

Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой и звуком, который она обозначает, научиться писать печатную букву Ша, находить эту букву и звук в словах, читать слова и предложения с этой буквой)

5.Работа по теме урока.

-Давайте понаблюдаем над произношением нового звука-произнесите звук [ш ш ш ш ш]

На что похоже? (На шипение змеи,гуся,моря)

Какой это звук согласный или гласный? (согласный) Докажите. (не поётся, есть преграда)

Дайте ему характеристику. Какой он ещё? (глухой) А ещё его называют шипяшим.

-Посмотрите кто ожидает своего поезда на станции –(На доску картинка- Дядя Фёдор)

Узнали? (Дядя Фёдор из произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»)

Назовите слова, в которых есть звук ш.

Хорошо

А кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (Грамотно говорить - буква Ша)

Найдите эту букву в алфавите. Кто мне её принесёт из кассы? (Карточка с буквой Ш) На что похожа буква Ша? -(вилы, ковш у экскаватора, расчёска)

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша

Потому что из неё можно сделать Е и Ё. (Показать и перевернуть букву Ш)

Откройте Азбуку на с.48,найдите б.Ша.

Каким цветом изображена буква Ша? (синим) Почему, только синим, как вы думаете? (звук ш всегда твёрдый)

Верно. Внимание на экран. (Звуковой слайд «Буквы и звуки русской азбуки»)

Всё верно. Давайте поселим новую букву на ленту. Где будет её дом? (Синий фон-согласный, в нижнем ряду, т.к. звук глухой. Под буквой Же и они образуют пару по глухости звонкости звуков)

Азбуку выше положите. А перед собой выложите букву Ша из карандашей. (В это время включить слайд из ЭП с печатными буквами Шш)

Хорошо.

А теперь напечатаем её в прописи. Прописи с.40 , правильная посадка, положение тетради, пальчики поздоровались, глазки поморгали -готовы к работе, ручка вверх на локоток)

Внимание на экран. (Диск ЭП «Азбука» слайд Ш,ш )

Почему нужно уметь писать две буквы Ша? (строчная и заглавная)

Прописываем в воздухе и в тетрадь.

- А у нас тем временем остановка «Отдыхайкино» (На доску табличка)

6.Ф.-ка «Паровоз»

7.Продолжение по теме урока.

-Двигаемся дальше .Следующая остановка «Запоминайкино» (На доску табличка)

Сейчас вам предстоит работать в паре. Какие правила нужно соблюдать при работе в паре? (дружно работать , уметь договариваться, не мешать другим)

Задание называется «Помоги словам».

На карточках записаны слова, из которых пропала буква Ша. Ваша задача вернуть букву на своё место и записать рядом на строчке новые слова. Задание понятно? Работаем.

Готовы- две руки вверх. Проверяем. (Было слово ум- стало шум,утка-шутка,лапа-лапша,есть-шесть,комар-кошмар)

Молодцы.

Следующее задание « Рисунок»

У каждого на парте есть карточка с рисунком. Ваша задача любым цветным карандашом закрасить те части рисунка, в которых есть буква Ша) Работаем. Готовы?-Что у вас получилось? (или по времени получается?догадались?) (шапка) А что такое шапка?(головной убор)

Составьте звуковую модель слова ШАПКА,разделите на слоги и поставьте ударение в тетрадь для печатания.Проверим .(К доске выходим по одному и даём характеристику каждому звуку,на слоги ,ударение)

Ниже печатными буквами запишите это слово.

Хорошо ,тетради на край стола. Глазки на меня.

- Какие ещё головные уборы вы знаете, чтобы в их названии был звук ш?

Обратимся к Азбуке. Под буквой Ша в столбик записаны слова, которые нам помогут вспомнить такие головные уборы. Прочитайте их и назовите. Это шапка,шляпа- как выглядят эти головные уборы видели все, а вот ушанка- почему так называется?

А ещё слово шапокляк-где слышали это слово? Это же героиня книги Эдуарда Успенского «Про Крокодила Гену и Чебурашку» вредная старушка Шапокляк. На вид очень приличная старушка, а на самом деле большая хулиганка.

Почему же это слово записано в один столбик с головными уборами? Оказывается, шапокляк –это ещё название старинной складной шляпы. В честь этой шляпы и назвал автор свою героиню, она всегда ходила в такой шляпе. Хотите узнать почему этот головной убор так называется?

Тогда отправляемся на станцию «Читайкино»(На доску табличка)

Азбука с.48. Текст называется «История одной шляпы».

-Прочитайте текст про себя. Подготовьте выразительное чтение.

Чтение вслух по цепочке. Хорошо.

-Кто же носил шляпу шапокляк?

-Что означает «кляк» на русском языке?

-В чём хитрость шляпы?

Посмотрите как выглядит и работает эта шляпа с сюрпризом- (Фрагмент видео про шляпу шапокляк)

Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме и зачитайте вслух.(На доску схему)

-Назовите односложные слова из текста, двусложные, а есть слова состоящие из пяти слогов? С ударением на 1-ом слоге. Хорошо.

А мы пребываем на станцию «Прощайкино» (На доску табличка)

8.Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока.

Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем запомнилось нам это путешествие.

-Какую букву изучили? Что узнали о её звуке?

-Что было особенно интересно?

-Что было трудно? Экран-рефлексия

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

Вы большие молодцы. Мне было приятно с вами путешествовать. Спасибо за урок.

А чтобы сегодняшнее путешествие вам надолго запомнилось, я хочу подарить вам раскраску с нашим весёлым паровозиком из Ромашково и его песенкой. (Раздать листы с раскраской)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!