Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Тема: Звук [ш],буквы Ш,ш.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
Методы: словесный, наглядный, практический
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная
Цель урока: познакомить с новым звуком [ш] и буквами Ш,ш.
Задачи:
актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах;
подвести детей к изучению нового звука и буквы;
научить распознавать звук [ш] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ш] как твёрдого согласного звука,
обогащать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух и произвольное внимание;
развивать речь, интеллектуальные способности, умение устанавливать причинно-следственные связи, интерес к чтению;
способствовать воспитанию нравственных качеств, культуры общения и самостоятельности.
УУД
Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Коммуникативные :умение воспринимать информацию.
Познавательные
-осуществлять поиск необходимой информации,
-с опорой на модели строить связные высказывания,
-выразительно читать предложения
Регулятивные
- слушать и слышать собеседника.
-адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника.
Предметные
-характеризовать звуки,
-выделять указанные звуки, обозначать их буквами,
-проводить звуко-буквенный анализ слова,
-объяснять лексичесое значение слов.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.
- учиться определять степень успешности своей работы.
- выделять и осознавать то, что уже усвоено
1.О.К.
-Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам! Садитесь.
-Ребята, то из вас любит путешествовать?
Сегодня у нас необычный урок литературного чтения. Мы отправимся в путешествие. А на чём мы будем путешествовать, вы узнаете после просмотра фрагмента мультфильма. Внимание на экран. (Видео фрагмента)
Узнали? Это же весёлый Паровозик из мультфильма «Паровозик из Ромашково»,на нём мы и будем путешествовать. (На доску картинка паровозика)
Но чтобы сегодняшний урок принёс нам радость общения, давайте вспомним, как себя нужно вести.(Красиво и правильно сидеть, не выкрикивать-поднимать руку, не перебивать, быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать товарища, соблюдать порядок на парте)
2.Развите речевого аппарата.
В путешествии нам придётся много говорить и читать. Нужно подготовить свой речевой аппарат.
-Сделаем глубокий вдох через нос, выдох через рот.
Раз- мы ротик открываем, словно кошечки зеваем.
Два- подуем в дудочки, губки словно трубочки.
Три- лошадки поскакали (пауза)
Мы ни капли не устали!
(По времени )Вспомните и произнесите любую скороговорку. Хорошо.
Итак, в добрый путь!
3.Актуализация знаний.
И 1-ая станция «Вспоминайкино» (На доску табличка)
-Вспомните, чем звук отличается от буквы?
-На какие группы можно разделить все звуки русского языка?
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
-Что вы знаете о гласных звуках? (образуют слог, буквы верхнего ряда- на твёрдость указывают, нижнего ряда на мягкость, особенные гласные дают два звука в начале слова, после гласного и после Ь)
-Что можете рассказать о согласных звуках? (верхнего ряда -звонкие, нижнего ряда -глухие, есть пары по гл./зв., почти все могут быть твёрдыми и мягкими, есть особенные звуки –й- всегда мягкий, ж- всегда твёрдый)
Молодцы, вы вспомнили всё, что нам потребуется в пути и пребываем на следующую станцию «Узнавайкино» (На доску табличка)
4.Мотивационно-целевой этап
-Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Сегодня всё вокруг ликует! Если мы растём на ели
В руках у детворы Мы на месте, мы при деле,
От радости танцуют А на лбах у ребятишек
Воздушные…..(шары) Никому не нужно…………(шишек)
-С какого звука начинаются досказанные слова? (ш)
Попробуйте определить тему нашего урока-путешествия. (Звук ш и буква Ша)
Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой и звуком, который она обозначает, научиться писать печатную букву Ша, находить эту букву и звук в словах, читать слова и предложения с этой буквой)
5.Работа по теме урока.
-Давайте понаблюдаем над произношением нового звука-произнесите звук [ш ш ш ш ш]
На что похоже? (На шипение змеи,гуся,моря)
Какой это звук согласный или гласный? (согласный) Докажите. (не поётся, есть преграда)
Дайте ему характеристику. Какой он ещё? (глухой) А ещё его называют шипяшим.
-Посмотрите кто ожидает своего поезда на станции –(На доску картинка- Дядя Фёдор)
–Узнали? (Дядя Фёдор из произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»)
Назовите слова, в которых есть звук ш.
Хорошо
А кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (Грамотно говорить - буква Ша)
Найдите эту букву в алфавите. Кто мне её принесёт из кассы? (Карточка с буквой Ш) На что похожа буква Ша? -(вилы, ковш у экскаватора, расчёска)
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша
Потому что из неё можно сделать Е и Ё. (Показать и перевернуть букву Ш)
Откройте Азбуку на с.48,найдите б.Ша.
Каким цветом изображена буква Ша? (синим) Почему, только синим, как вы думаете? (звук ш всегда твёрдый)
Верно. Внимание на экран. (Звуковой слайд «Буквы и звуки русской азбуки»)
Всё верно. Давайте поселим новую букву на ленту. Где будет её дом? (Синий фон-согласный, в нижнем ряду, т.к. звук глухой. Под буквой Же и они образуют пару по глухости звонкости звуков)
Азбуку выше положите. А перед собой выложите букву Ша из карандашей. (В это время включить слайд из ЭП с печатными буквами Шш)
Хорошо.
А теперь напечатаем её в прописи. Прописи с.40 , правильная посадка, положение тетради, пальчики поздоровались, глазки поморгали -готовы к работе, ручка вверх на локоток)
Внимание на экран. (Диск ЭП «Азбука» слайд Ш,ш )
Почему нужно уметь писать две буквы Ша? (строчная и заглавная)
Прописываем в воздухе и в тетрадь.
- А у нас тем временем остановка «Отдыхайкино» (На доску табличка)
6.Ф.-ка «Паровоз»
7.Продолжение по теме урока.
-Двигаемся дальше .Следующая остановка «Запоминайкино» (На доску табличка)
Сейчас вам предстоит работать в паре. Какие правила нужно соблюдать при работе в паре? (дружно работать , уметь договариваться, не мешать другим)
Задание называется «Помоги словам».
На карточках записаны слова, из которых пропала буква Ша. Ваша задача вернуть букву на своё место и записать рядом на строчке новые слова. Задание понятно? Работаем.
Готовы- две руки вверх. Проверяем. (Было слово ум- стало шум,утка-шутка,лапа-лапша,есть-шесть,комар-кошмар)
Молодцы.
Следующее задание « Рисунок»
У каждого на парте есть карточка с рисунком. Ваша задача любым цветным карандашом закрасить те части рисунка, в которых есть буква Ша) Работаем. Готовы?-Что у вас получилось? (или по времени получается?догадались?) (шапка) А что такое шапка?(головной убор)
Составьте звуковую модель слова ШАПКА,разделите на слоги и поставьте ударение в тетрадь для печатания.Проверим .(К доске выходим по одному и даём характеристику каждому звуку,на слоги ,ударение)
Ниже печатными буквами запишите это слово.
Хорошо ,тетради на край стола. Глазки на меня.
- Какие ещё головные уборы вы знаете, чтобы в их названии был звук ш?
Обратимся к Азбуке. Под буквой Ша в столбик записаны слова, которые нам помогут вспомнить такие головные уборы. Прочитайте их и назовите. Это шапка,шляпа- как выглядят эти головные уборы видели все, а вот ушанка- почему так называется?
А ещё слово шапокляк-где слышали это слово? Это же героиня книги Эдуарда Успенского «Про Крокодила Гену и Чебурашку» вредная старушка Шапокляк. На вид очень приличная старушка, а на самом деле большая хулиганка.
Почему же это слово записано в один столбик с головными уборами? Оказывается, шапокляк –это ещё название старинной складной шляпы. В честь этой шляпы и назвал автор свою героиню, она всегда ходила в такой шляпе. Хотите узнать почему этот головной убор так называется?
Тогда отправляемся на станцию «Читайкино»(На доску табличка)
Азбука с.48. Текст называется «История одной шляпы».
-Прочитайте текст про себя. Подготовьте выразительное чтение.
Чтение вслух по цепочке. Хорошо.
-Кто же носил шляпу шапокляк?
-Что означает «кляк» на русском языке?
-В чём хитрость шляпы?
Посмотрите как выглядит и работает эта шляпа с сюрпризом- (Фрагмент видео про шляпу шапокляк)
Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме и зачитайте вслух.(На доску схему)
-Назовите односложные слова из текста, двусложные, а есть слова состоящие из пяти слогов? С ударением на 1-ом слоге. Хорошо.
А мы пребываем на станцию «Прощайкино» (На доску табличка)
8.Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока.
Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем запомнилось нам это путешествие.
-Какую букву изучили? Что узнали о её звуке?
-Что было особенно интересно?
-Что было трудно? Экран-рефлексия
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
Вы большие молодцы. Мне было приятно с вами путешествовать. Спасибо за урок.
А чтобы сегодняшнее путешествие вам надолго запомнилось, я хочу подарить вам раскраску с нашим весёлым паровозиком из Ромашково и его песенкой. (Раздать листы с раскраской)