СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОПК "Защита Отечества"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать у детей понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты и справедливости.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОПК "Защита Отечества"»

Учитель ОПК: Е.А. Бочманова-Козлова ГОУ ЛНР УВК №14 г. Стаханова

Предмет. Основы православной культуры

Класс. 4

Дата:

Тема. Защита Отечества

Цель урока: формировать у детей понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.


Задачи урока:

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»; формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям; расширять, уточнять и закреплять знания детей о святых защитниках Отечества;

- развивать устную речь, внимание, мышление, память, способность сопоставлять и анализировать;


- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ильи Муромца, Фёдора Ушакова; воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Формирование умения высказывать свое мнение;

  • Формирование уважительного отношения к мнению окружающих;

  • Проявление способности к самооценке.

Познавательные УУД:

  • Формирование умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • Установка причинно-следственных связей, выстраивание логической цепи рассуждений.

  • Умение находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД:

  • Формулирование учебной задачи урока на основе того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

  • Формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Определение степени успешности своей работы;

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;

  • Организация учебного взаимодействия в парах и группах

  • Активное участие в обсуждениях

Вид урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: рабочая программа,  учебник для 4-го класса «Основы православной культуры 4 класс» ч.2/Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, 2017; карточки с тестами и заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.



Ход урока

I. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок немного необычный, т.к. к нам пришли гости, поприветствуем их кивком головы.


- Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.


II. Актуализация знаний учащихся по теме

1.Чтение учителем притчи «Привычка убивать»

- Ребята, начать свой урок я хочу с индийской притчи. Послушайте её и постарайтесь ответить на вопрос: о чём говорится в притче?

«Привычка убивать»

Индийская притча

Однажды один малыш пришёл к старому индийцу и стал спрашивать:

— О, мудрец, скажи, пожалуйста, почему на Земле существуют войны?

— Потому что люди привыкли убивать.

— А почему люди идут на убийство?

— Когда человек убивает насекомое, то ему кажется, что он сильнее других, а значит, может отнимать жизнь безнаказанно. А когда человек убивает животных, он начинает думать, что сильнее всех, а значит, может причинять боль и людям. Согласно легендам наших предков, когда-то на планете не было войн, потому что все питались, как травоядные динозавры, — плодами деревьев или зеленью. Раньше люди соблюдали принцип милосердия ко всему живому, люди видели Бога в каждой частице, звери слушались людей и никогда не нападали на них. Но наступил период, когда люди стали нападать друг на друга. С того времени, когда люди стали есть мясо животных, сердца людей наполнялись грубостью и жестокостью. Пока в людях есть мысли о том, что они сильнее животных, или имеют право отнимать жизнь, или же заказывать убийство, — они будут убивать не только насекомых и животных, но и себе подобных. В мыслях людей — вирус, вылечить который могут только молитвы-покаяния, голодания, чтение святых писаний или общение с Просветлёнными людьми.


2. Беседа

- О чём говорится в притче? (о том, что, когда люди начали убивать животных и есть их мясо, они научились убивать. Сердца людей стали наполняться грубостью и жестокостью.)

- Почему появились на Земле войны? (Люди научились убивать)

- Что такое война? (горе, слёзы, смерть, жестокость)

- Война - это вооружённая борьба, это гибель миллионов невинных людей.

- Почему существуют войны?

(-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.)

- Что такое Отечество? (Родная страна. Родина.)

- А как называют людей, которые защищают Отечество? (защитниками Отечества)

III. Объявление темы и целей урока

1. Формулировка темы урока

-Кто может назвать тему урока? (Защита Отечества) (слайд№1: тема)

- А может ли война быть справедливой?


2. Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему научимся?

(слайд №2: задачи урока)

Узнаем, когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Научимся читать исторические картины.

Будем учиться ценить мир.

-На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о святых защитниках Родины и о том, когда война бывает справедливой.



IV. Ознакомление с новым материалом

1. Работа в тетради

- Ребята, запишите дату и тему сегодняшнего урока. (слайд 3)

- Запишите ключевые понятия: справедливая война

миротворец

воинский долг

героизм

2. Беседа

- Кто такой миротворец? (тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор)


- Что такое воинский долг? (почетная обязанность солдата защищать свою Родину.)


- Что такое героизм? (это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.)


- Когда можно войну назвать справедливой? (это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.)


3.Рассказ учителя


- С христианской точки зрения война может быть справедливой, если она оборонительная. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой, если ведётся за «алтари и очаги», т.е. за свою семью, за свою Родину и за её святыни.

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.


3. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 52, найдите 2 абзац. (Чтение 2-3 абзаца хорошо читающим ребенком)

-Когда человек может взяться за оружие? (Если надо защитить свою семью, Родину).


4. Беседа по картине В.Гурьянова «Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву» (слайд 4)

- Ребята, посмотрите на картину В.Гурьянова. Вы эту картину уже видели в городском музее г.Стаханова. Что на ней изображено?

(Святой Сергий Радонежский благословляет Пересвета и Ослябю (бывших воинов, ставших монахами в его монастыре)


5. Рассказ учителя с презентацией (слайд №4)

- Ребята, я хочу напомнить некоторые исторические события, о которых рассказывала вам экскурсовод.

- В 1380 г. войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу. Затем князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь.» Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту вышли из монастыря на поле боя – это было Куликово поле. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово «душа» - в значении «жизнь»). Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.


6. Физкультминутка (1 мин) (слайд №5)


 ( музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

- Ребята, вы отдохнули, побывали богатырями и сейчас вас ждёт задание: нужно разрезанную картинку собрать и назвать, кто изображён на ней.


7. Игра «Собери картинку»

(учитель раздаёт разрезанную картинку 1 ряду и 2 ряду)

- Кто готов ответить, кого вы увидели на картине В. Васнецова? (слайд №6)


(увидели трёх богатырей: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица.

- Правильно, ребята. Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, стал монахом.


8. Работа с учебником.

- Ребята, найдите в тексте учебника на стр.53 строки об Александре Невском. (3 абзац) (слайд №7)

(читает хорошо читающий ученик)


9. Рассказ учителя с презентацией. . (слайд №8)


- Среди святых православной церкви относится и адмирал Фёдор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции, провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырём в Мордовии и в молитве провёл последние годы жизни.


10. Беседа

- Перечислите тех святых защитников Родины, о которых сегодня говорили на уроке. (Дмитрий Донской, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.)

- Молодцы! Ребята, даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. Что недопустимо делать даже на войне? (слайд №9)

( Нельзя добивать раненых, нельзя трогать безоружных, нельзя грабить местных жителей.)

- Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к Парижу, французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожжённую Москву. Но Русская армия не стала мстить Наполеону. Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.


Физкультминутка под музыку «Мы военные» (слайд №10)


Мы станем все военными,           (шагают на месте)

Большими, здоровенными.           (руки вытянуть вверх, опустить)

Будем в Армии служить,

Будем Родину любить.               (движения повторяются)

Сад и дом свой охранять,          (наклон вперёд, смотрим в                                                                                         «бинокль»)

Будем мир мы защищать!            (шагают на месте)


11. Работа на карточках (в парах) (слайд 11)


Задание №1.    Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2.  Найдите толкование к каждому слову. (соедини линиями)

                 Смелость                    проявление храбрости, самопожертвование

                 Героизм                        героический поступок

                 Подвиг                          решительность, бесстрашие


Задание №3    

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый,  трусливый,  храбрый,  мужественный,  предатель,  робкий,  верный                    

Задание №4                 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.                                            

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

 

     

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.


Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков


V. Подведение итогов

1.Беседа

- Расскажите о святых воинах. Вы подготовили краткое выступление по теме (по типу приёма "Создай паспорт")

(1 группа- с. 53 о Д. Донском, 2 группа- с.54 о Ф. Ушакове). (слайд 12)

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану

( в карточке).


- Почему воинов называют святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество)

- Кто такие святые? (Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).


- Вернёмся к нашим задачам урока (слайд №13)

Узнаем, когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

- Узнали? Когда война бывает справедливой? Назовите святых защитников Отечества.

Научимся читать исторические картины.

- Научились?

Будем учиться ценить мир.

- Научились?

- А теперь в табличке подчеркните те слова, которые считаете нужными.


2. Рефлексия

Урок

Я на уроке

Итог




1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял











- Закончить свой урок я хочу притчей.

«Великий волшебник создаёт мир во всём мире»

Современная притча

Однажды миролюбивые жители Земли попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролитие на планете.

— Это просто, — сказал тот. — Я уничтожу всё оружие на Земле, и больше никто не сможет воевать.

— Прекрасно! — воскликнули люди.

Взмах волшебной палочки — и дело сделано.

Дня три на планете царил мир, пока большинство из тех, кто склонен повоевать, искали и не могли найти своего оружия. А поняв, что потеряли его навсегда, они смастерили копья из молодых деревьев и возобновили войны.

Когда это печальное известие дошло до волшебника, он сказал:

— Не беспокойтесь. Я уничтожу все молодые деревья, и эти драчуны больше не смогут воевать.

После двух-трёх дней бесплодных поисков молодых деревьев, пригодных для изготовления копий, воинственно настроенные люди, начали валить деревья-великаны, делать из них дубинки и опять возобновили кровопролитие. Волшебник истребил все большие деревья. Тогда люди изготовили ножи и мечи из металла. Он уничтожил весь металл на планете. Люди смастерили пращи и начали метать друг в друга камни. Пришлось уничтожить и камни. И тогда забили тревогу сторонники мира: ещё бы — пропали все деревья, не стало металлов и камней. Как теперь жить, что есть? Скоро совсем не станет растительности, и люди умрут, даже не воюя. Нет, это не решение проблемы.

Волшебник растерялся:

— Даже и не знаю, что теперь делать. Я бы уничтожил всё человечество, но, к сожалению, этого делать нельзя!

Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребёнок.

— Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость. Тогда наверняка никто не станет причинять боль другому, потому что сразу же сам почувствует боль и будет вынужден остановиться.

Все прониклись величием мысли, изречённой устами младенца, а волшебник в точности воплотил его идею в жизнь. Он вернул все деревья, металлы и камни, и даже оружие, которое люди вскоре переделали в орудия труда.

С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому что тогда и ему самому пришлось бы испытывать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом. И зажили они в гармонии и радости.

(слайд №14)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!