Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №9" г Новозыбкова
Брянской области.
Название номинации: «Лучшая методическая разработка урока».
Вид работы: «Методическая разработка занятия».
Тема конкурсной работы: «Реакции обмена».
Автор: Романченко Галина Юрьевна,
место работы: МБОУ «СОШ №9» г. Новозыбкова,
должность: учитель химии и биологии,
2023 год
Тема урока: Реакции обмена.
8 класс
Цель: продолжить формирование развития знаний у учащихся по функциональной грамотности в рамках урока "Реакция обмена".
Задачи:
образовательные: изучить реакции обмена, узнать, что такое реакция обмена; как отличить реакцию обмена от других химических реакций; рассмотреть условия течения химических реакций между растворами до конца; продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена, продолжать формировать умения, применять полученные знания на практике (функциональная грамотность); развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении учебных и практических задач в различных жизненных ситуациях (функциональная грамотность); воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы. Планируемые результаты | Предметные: | УУД | Знать: определения изученных понятий: «реакции обмена», «реакции нейтрализации» Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом | Познавательные – на основе знаний функциональной грамотности использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные – на основе знаний функциональной грамотности строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные – используя знания функциональной грамотности формировать умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формировать умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту | Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (микролаборатории: 1 комплект: 5 пробирок, реактивы: NaHCO3, HCl, CuSO4, NaOH, фенолфталеин |
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Дежурные, назовите, кто сегодня отсутствует? (учитель отмечает в журнале отсутствующих)
Хорошо, начинаем наш урок с высказывания Конфуция:
"Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это самый благородный;
путь подражания - это путь самый лёгкий
и путь опыта - это путь самый горький»
2.Формирование темы урока.
Я вам предлагаю сейчас побыть знатоками, на экране зашифрована тема урока. Предположите, что означают эти цифры. (Учащиеся предполагают, что первая цифра - это номер химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева, а цифра в скобочках это номер буквы в названии химического элемента). Работают с периодическими системами, расположенными на первом форзаце учебника.
Называют тему урока: «Реакции обмена»
37(1) 4(2) 7(1) 14(1) 40(1) 39(2) 4(4)
5(2) 5(1) 13(4) 16(2) 12(4) 13(1)
Где вы встречались с подобным заданием? Правильно, когда выполняли работу по химии из банка данных естественнонаучной грамотности.
Молодцы, записываем тему урока в технологическую карту, которая лежит у вас на столе. (Приложение 1)
На урок пришли мы дружно
Что же здесь узнать нам нужно?
Учащиеся предлагают цели урока: высказывают свои предположения.
Учитель: правильно!
Суть реакции обмена
Всем умело объяснять!
Уметь писать все уравнения
И предвидеть, что писать!
3.Актуализация знаний.
Обратите внимание на оценочную таблицу, сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, отметки за задание которого, вы поставите своему соседу сами.
Предлагаю вам выполнить задания из банка данных для оценки функциональной (естественнонаучной) грамотности. С таким типом заданий вы уже встречались, поэтому затруднений при его выполнении быть не должно. Задания есть у вас в технологических картах на его выполнение отводится 5 минут.
Ребята выполняют задания в технологических картах по вариантам.
Задание 1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.
1 вариант А)2C + O2 = 1) 2CO
2) CO2
Б)2H2 + O2 = 3) H2O2
4) 2H2O
2 вариант В)2Fe + 3Cl2 = 5) 2FeCl2
6) 2FeCl3
Г)4Na+ O2 = 7) 2Na2O
8) Na2O
Задание 2 общее для двух вариантов.
Закончили выполнение заданий.
А теперь поработаем в парах: обменяйтесь технологическими картами, и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.
Приступаем к взаимопроверке работ.
Критерии проверки.
Если ошибок нет, то отметка 5
Если 1 ошибка, то отметка 4
Если 2 ошибки, то отметка 3
если 3 и более ошибки отметка 2
Поднимите руки, кто выполнил работу на 5, кто на 4, кто на 3, а есть ребята, кто выполнил работу на 2? (Учитель отмечает ребят, хвалит за хорошо выполненную работу или акцентирует внимание некоторых учащихся на слабое изучение материала).
4.Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.
А что же это за такие реакции? И чем они отличаются от других? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выполнить задание из банка данных естественнонаучной грамотности.
= PbI2↓ + | Pb(NO3)2 | 2NaNO3 | 2NaI+ |
У вас на столах лежат карточки с формулами, используя их составьте уравнение реакции.
Ребята составляют уравнение, затем на доске прикрепляют карточки с уравнением:
2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3
Сколько веществ вступило в реакцию? Какие вещества по уровню сложности вступили в реакцию и что с ними произошло?
Ребята предлагают свои варианты ответа на поставленные вопросы.
Учитель:
Два сложных вещества в реакцию вступают
В ходе которой, свои составные части меняют.
Вот такой процесс взаимозамены
Называют реакцией обмена
А все ли сложные вещества вступают в реакцию обмена? Нет. должны быть признаки. Чтобы это определить, вам предлагается побыть экспертами химиками и выполнить лабораторное исследование, но сначала мы вспомним правила техники безопасности. (Ребята вспоминают технику безопасности в стихотворной форме).
Техника безопасности.
1 ученик . Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. 2 ученик. Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. 3 ученик. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд. | 4 ученик. Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай! 5 ученик. Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке. |
Задания для выполнения опытов взяты из банка данных функциональной (естественнонаучной) грамотности
Опыт 1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги. (Если ребята не могут дать название веществу, то им демонстрируется карточка с его изображением, если учащиеся называют вещество, то карточка демонстрируется после того, как ребята озвучивают название вещества).
А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?
(Учащиеся называют вещества: сода пищевая или гидрокарбонат натрия и соляная кислота и им демонстрируется изображение этих веществ).
А что же там произошло?
Правильно выделился газ.
Возьмите карточки и составьте уравнение реакции.
(Записывают реакцию на доске и комментируют записи, указывают признак реакции):
NaHCO3 + HCI = NaCI + H2O + CO2↑
Опыт 2. Берем вещество, которое называется каустик, каустическая сода, едкий натр,
а второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений.
(Ребята называют вещества: гидроксид натрия и медный купорос или сульфат меди 2 и им демонстрируется карточка с их изображением).
Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло? Правильно выпал осадок.
CuSO4 | Na2SO4 | Cu(OH)2↓ | 2NaOH |
Ребята, используя карточки, составляют уравнение реакции, а затем записывают реакцию в технологической карте, далее на доске, комментируют записи и указывают признак реакции:
2NaOH + CuSO4= Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4
Учащиеся делают вывод: в результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.
Опыт 3.
А теперь давайте возьмем чистую пробирку, нальем раствор каустической соды и добавим несколько капель фенолфталеина.
Что мы наблюдаем?
Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.
Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.
Ребята записывают реакцию в технологической карте, уже без использования карточек, затем на доске, комментируют записи и указывают признак реакции
NaOH+ HCI = NaCI +Н2О
Делаем вывод, по каким признакам мы определяем протекание реакции обмена до конца?
Ребята:
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода
Учитель:
Если выделится газ - это раз;
И получится вода - это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!
5.Закрепление материала
Выберите из приведенного списка реакции обмена, протекающие до конца? Укажите признак протекания реакции. При выполнении задания используйте таблицу растворимости на заднем форзаце учебника:
1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓
2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3
3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
4)2KOH+H2S →2H2O+K2S
5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI
6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL
7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
Ребята выбирают номера 1, 3, 4, 5, 7. Указывают, что реакции 1, 3, 7 протекают до конца, так как выделяется осадок, в реакции 4 образуется вода, в реакции 5 выделяется газ.
6. Рефлексия. Что нового мы сегодня на уроке узнали?
Что было интересно?
Что понравилось?
Какие открытия вы для себя сделали?
Достигли ли мы цели урока?
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн, используя слова, выражающие ваше отношение к данной теме урока. Реакции, обмен, опыты, сложные, вступают вещества, в которых, газ, вода, осадок, понравились, образуется.
Ребята предлагают варианты составленного синквейна.
Понравились реакции обмена,
в которые вступают сложные вещества
и образуется газ, осадок, вода.
Опыты понравились,
в которых образуется газ, осадок, вода.
В реакции обмена вступают сложные вещества.
6.Домашнее задание параграф 33, на сайте РЭШ выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности к уроку 7
7. Выставление отметок за работу на уроке.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!
Приложение 1.
Маршрутная карта урока химии в 8 классе.
Вариант 1
Фамилия Имя____________________________________
В результате урока мы узнаем:
что такое реакция обмена;
как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
условия течения химических реакций между растворами до конца
Оценочная таблица
Проверка Д/з. | Оценка учителя. | Общая оценка за урок. |
Оценка товарища | За работу на уроке | средняя |
| | |
Проверка домашнего задания
Задание.1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.
1вариант А)2C + O2 = 1) 2CO
2) CO2
Б)2H2 + O2 = 3) H2O2
4) 2H2O
5) 2FeCl2
6) 2FeCl3
7) 2Na2O
8) Na2O
Задание 2.
Техника безопасности.
1 ученик . Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. 2 ученик. Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. 3 ученик. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд. | 4 ученик. Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай! 5 ученик. Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке. |
Лабораторный опыт
Опыт №1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества, кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги.
А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?
Уравнение_________________________________________________________
Опыт №2. Одно вещество называется каустик, каустическая сода, едкий натр
А второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений
Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло?
Уравнение__________________________________________________________
Опыт №3. А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.
Что мы наблюдаем?
Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится
Уравнение__________________________________________________________
Проверка усвоения материала
Выберите номера реакций обмена, которые будут протекать до конца, назовите признак.
1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓
2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3
3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
4)2KOH+H2S →2H2O+K2S
5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI
6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL
7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
Домашнее задание: прочитать §33 Выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности на сайте РЭШ к уроку 7.
Приложение 1.
Маршрутная карта урока химии в 8 классе
Вариант 2
Фамилия Имя____________________________________
В результате урока мы узнаем:
что такое реакция обмена;
как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
условия течения химических реакций между растворами до конца
Оценочная таблица
Проверка Д/з. | Оценка учителя. | Общая оценка за урок. |
Оценка товарища | За работу на уроке | средняя |
| | |
Проверка домашнего задания
Задание.1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.
1) 2CO
2) CO2
3) H2O2
4) 2H2O
2вариант В)2Fe + 3Cl2 = 5) 2FeCl2
6) 2FeCl3
2г) 4Na+ O2 = 7) 2Na2O
8) Na2O
Задание 2.
Техника безопасности.
1 ученик . Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. 2 ученик. Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. 3 ученик. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд. | 4 ученик. Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай! 5 ученик. Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке. |
Лабораторный опыт
Опыт №1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества, кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги.
А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?
Уравнение_________________________________________________________
Опыт №2. Одно вещество называется каустик, каустическая сода, едкий натр
А второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений
Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло?
Уравнение__________________________________________________________
Опыт №3. А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.
Что мы наблюдаем?
Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится
Уравнение__________________________________________________________
Проверка усвоения материала
Выберите номера реакций обмена, которые будут протекать до конца, назовите признак.
1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓
2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3
3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
4)2KOH+H2S →2H2O+K2S
5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI
6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL
7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
Домашнее задание:
Прочитать §33. Выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности на сайте РЭШ к уроку 7.
16