СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме  " Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками".»

Русский язык

3 - А класс

Учитель: Сахнова Т.В.



Урок № 49 Дата 05.02.14


Тема Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.



Цели урока: наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ, в каких разделительный ь; развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления; обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи; воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.

ХОД УРОКА


1. Рефлексия

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Чтоб за работу на уроке 
Хорошие оценки получать.

Я сегодня желаю вам плодотворно потрудиться.

2. Проверка дом задания

А) Работа на доске 2-х учеников:

  • Вставь приставки и пропущенные буквы в словах. Объясни орфограммы

... дула з.ма х.лодными в.трами. ....валила п.ля белыми сн.гами.

  • Обозначь в словах, написанных на доске, приставки.

Влететь, долететь, сдать, подать, предобрый, приклеить, подписать, переписать, обжечь, зажечь

Б) домашнее упр. 367

- прочитать предложения,

- назвать слова, в которых есть приставки,

- прочесть предложение, которое состоит из основы

В) правила

Минутка чистописания:

А теперь пришла пора
Буквы вспомнить нам, друзья.
Их писать неторопливо,
Аккуратно и красиво.


(записывается число, классная работа. минутка каллиграфии ь, ъ)

Эти буквы нам нужны.
хоть не читаются никак,
Но в словах важны.

3. Актуализация знаний

Словарная работа.

– Посмотрите внимательно на слова:

в…р…бьи                         к…ньки
ф…нарь                          безд…рожье
с…бачья                         ябл…нька

У.  Какая буква пропущена в словах? (Буква О.)

У.  Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? (Написание этих слов нужно запомнить.)

У. Что общего есть в этих словах? (Эти слова пишутся с мягким знаком.)
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с ь – показателем мягкости согласных звуков и разделительным ь.)

У. Запишите эти слова в два столбика самостоятельно, подчеркните безударную гласную, мягкий знак и разделительный твёрдый знак.

У. Давайте проверим, что получилось.

фонарь                 воробьи
коньки                 бездорожье
яблонька             собачья


Физминутка для глаз «Цветные огоньки»

Кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов расположены равномерно по верхней кромке доски. Дети  по команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой.

У.  Как слово « огоньки»  связано с темой нашего урока? (В слове есть Ь, но не разделительный, а смягчающий. Он пишется на конце слов или между согласными.)

4. Создание проблемной ситуации

Наблюдение. (Записаны две транскрипции.)

[в' й' унок]            [в й' эхал]

– Прочитаем транскрипции.
– На что обратили внимание? (В этих словах есть звук [й'], и он стоит после согласного)
– Что из этого следует? (Нужно писать разделительный знак.)
– Запишите эти слова. (У доски работают два ученика.)

ВЬЮНОК                               ВЪЕХАЛ


5. «Открытие» детьми нового знания

У. Сравните  выполнение задания учениками у доски. (Результаты получились разные.)
У. Ребята, задание было одно, а выполнили  вы его по-разному. Что скажете? (В русском языке два разделительных знака – Ъ и Ь.)
– Когда пишется разделительный мягкий знак?
– Что мы еще не знаем, но очень хотим узнать? (В каких случаях пишется разделительный Ъ.)

Учитель:

В стране Русский Язык
В городе Алфавит
Живут 2 брата - двойняшки,
Носят одинаковые рубашки
У одного - хохолок на голове
Другой - лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.


Ученик: "Ь"

Младший брат - весельчак и добряк
И зовется он - МЯГКИЙ ЗНАК
Он ласков и добродушен
И всегда во всем послушен.


Ученик: "Ъ"

Старший брат - строг и суров
Не говорит он много слов
И во всех он делах - упертый
И зовется он - ЗНАКОМ ТВЕРДЫМ.



Учитель:

Но живут вместе братья - дружно
Не встают в те слова, где не нужно
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах - не мешают.
Если вы эти правила будете знать
Без ошибок будете писать.


- Понравилось стихотворение?

- Догадались, какая тема урока?

У. Какова тема нашего урока? (Правописание слов с разделительными Ъ и Ъ знаками.)

Правописание слов с разделительными Ъ и Ъ знаками. – на доску

У.  Цель нашего урока : Развивать устную  речь.   Обогащать свой словарный запас. Уметь высказывать свою точку зрения. Учиться  грамотно писать.  Развивать логическое мышление. Познакомиться с новой орфограммой. Учиться писать слова с разделительными ъ и ь знаками.

У. Сложность этой орфограммы в том, что мало услышать звук [Й'] после согласного и понять, что нужно писать разделительный знак. Нужно еще правильно выбрать какой – разделительный Ъ или разделительный Ь. Понаблюдаем за этим.

(Схема на доске.)

– Прочитайте слова, записанные в два столбика.

вьюга

подъём

 пьеса

съела

семья

объявил

ружьё

разъезд

 ручьи

подъюбник

У. Чем отличаются слова?
– В какой части слова пишется разделительный Ь? Выделим корень.
– Перед какими буквами?  (Перед буквами ё, е, ю, я, и.)
– Где  пишется разделительный Ъ? (После приставки.)
– Выделим приставки.
– На  что оканчивается  приставка? (На согласный.)
– Подчеркнем эту букву.
– С какой буквы начинается корень в этих словах? (С букв е,ё,ю,я.)
– Какой вывод можно сделать?

Выводы: Разделительный Ь пишется в корне перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

Работа с правилом. Учебник с.25, откройте, прочитайте правило.

У. Сравните с нашими выводами. Вы совершенно правильно сделали выводы и сами сформулировали правило, используя схемы.

Физминутка

Раз – подняться,  потянуться.
Два – согнуться,  разогнуться.
Три – в  ладоши  три  хлопка,
Головою  три  кивка.
На  четыре – руки  шире,
Пять – руками  помахать,  
Шесть – за  парту  тихо  сесть.


6. Первичное закрепление. "Ромашка"

На лепестках цветка прикреплены словосочетания.

У. Данные словосочетания  списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы. (Выполняется коллективно с комментированием.)

Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление.



– Прочитайте задание, работаем вместе, рассуждаем. Первое слово разъяснил.
– Есть ли в этом слове приставка? На какую букву она оканчивается?
– С какой буквы начинается корень?
– С каким разделительным знаком будем писать это слово?

(Аналогично задание выполняется дальше.)



7. Обобщение знаний. Выборочный словарный диктант

Учитель зачитывает предложения, нужно на слух "поймать"(хлопком) слово с Ъ или Ь, записать.

1-й раз - прослушать предложение, 2-й - "поймать" хлопком, 3-й - записать, подчеркнуть орфограмму


Карлсон за пять минут с.ел все варен.е.

Под дерев.ями Буратино с.ежился от испуга.

Знайка об.яснил друз.ям устройство воздушного шара.

С  радост_ю  Незнайка под.ехал к речке.



8. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Какие цели ставили?
– Удалось решить поставленные цели?
– Где можно применить новое знание?
У. Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание

Правила, стр. 26 упр. 385









Дополнительное задание

Вы должны по моему определению догадаться, о каком слове идет речь, вставить нужный знак и объяснить, почему именно он. Слушайте внимательно, писать придется самостоятельно. Запишите слова в два столбика.

– то, без чего птица не улетит (крылья)

– вход в здание (подъезд)

–женская одежда (платье)

– снежная буря метель (вьюга)

– недоеденные куски (объедки)

– скажите по-другому: растолковать, сделать понятным (объяснить)

– почтовое отправление в конверте (письмо)

– сочинение небольшого размера, написанное для журнала или газеты (статья)

– гриб, который можно употреблять в пищу (съедобный)




Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.

Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.

Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.

Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.

Прочитай слова. Спиши. Выдели приставки.



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть



Влететь, долететь, перелететь, сдать, подать, передать, приклеить, заклеить, вклеить прекрасный, прикрыть




6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!