Тема урока: Географическое положение и история исследования Евразии.
Задачи:
Образовательные – охарактеризовать географическое положение и величину территории Евразии; показать изрезанность береговой линии. Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка.
Воспитательные – Познакомив учащихся с особенностями географического положения обеспечить воспитание мировоззренческих взглядов и представлений.
Развивающие – Способствовать развитию умений и навыков работы с географической картой.
Оборудование: Физическая карта Евразии, контурные карты.
Ход урока.
Актуализация.
Евразия – самый разнообразный по условиям материк. Как вы думаете почему?
Евразия занимает 1/3 всей суши. По площади она равна Африке и Северной Америки вместе взятых.
Изучение нового материала.
Географическое положение.
Метод: Самостоятельная работа учащихся с картами.
Оборудование: Физическая и климатическая карты Евразии.
Деятельность учащихся: Работа с физ. и климат. Картой Евразии, контурные карты.
План описания географического положения материка
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Определите, какие океаны и моря омывают материк. Определите, как расположен материк относительно других материков.
Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка. Их от Евразии отделяют: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив; Берингов пролив.
Наиболее удалены материки: Антарктида, Южная Америка, Австралия.
Крайние точки Евразии: 1) ЧЕЛЮСКИН (77*44 С.Ш.) 2) ПИАЙ (1*16С.Ш.) 3) ДЕЖНЕВА (169*40В.Д.) 4) РОКА (9*34З.Д.)
Береговая линия материка сильно изрезана: много островов, полуостровов, морей, заливов и проливов. Метод: Самостоятельная работа учащихся с картами ( найдите их на карте)
Учащиеся находят на физической карте Евразии моря, заливы, проливы, острова, полуострова всех берегов Евразии и надписывают их на контурной карте. Учитель дает краткую характеристику географическим объектам. Площадь суши – 149 млн. км2 , площадь Евразии – 54 млн. км2. 54 : 149 =0,36 или 36%.
Вывод: Евразия – самый крупный материк на планете. Большие размеры определяют разнообразие природы материка.)
1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод: Относительно экватора: в северном полушарии;
Относительно нулевого меридиана: нулевой меридиан пересекает материк на западе, значит, материк находится и в западном и в восточном полушариях. Большая часть лежит в восточном полушарии.
Тропики: материк пересекают северный тропик и северный полярный круг, значит, Евразия находится в тропическом, северном умеренном и северном полярном поясах – во всех тепловых поясах.
2. Какие части света образуют Евразию? Откуда произошло название Европы и Азии.
Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.
Европа – Настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.
3. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод:
Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.
Природные особенности : Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»
Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
Самый большой полуостров земного шара – Аравийский , его площадь – более 3 млн.км².
Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390 тыс.км.²
Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии , его глубина 1620м.
4. Закончи предложение.
1). Самая низкая точка Евразии … (Мёртвое море).
2).Крайней восточной точкой материка является … (мыс Дежнёва)
3).Самое глубокое море … (Берингово)
4).Пролив, соединяющий Черное и Средиземное моря (Босфор.)
5).Моря Атлантического океана, омывающие берега Евразии … (Средиземное, Чёрное, Азовское, Северное и Балтийское моря,.
6).Заливы на юге материка Евразия … (Бенгальский залив, Персидский залив).
Вопросы: Какие части материка омывает то или иное море? Каковы глубины моря? Какое течение проходит на северо-востоке Евразии и какое влияние оно оказывает на климат материка?
Какие вы знаете моря Атлантического океана, омывающие Евразию?
Какое течение проходит на северо-западе Евразии и как оно влияет на моря северной части Атлантического океана и западной части Северного Ледовитого океана?
Какие полуострова омывает Средиземное море?
Какие моря Северного Ледовитого океана омывают Северную Евразию?
Где проходит граница между Европой и Азией? «Найди ошибку»:
«Граница между Европой и Азией имеет протяжённость 5100 км. Эта граница – условная линия – проходит от Баренцева моря вдоль западного склона Уральских гор, на юге по реке Урал, северному побережью Аральского моря и Кумо-Манычской впадине, по Азовскому морю, далее Чёрному морю и Средиземному морю, через Берингов пролив».
Исправьте допущенные в тексте ошибки (Карское море, восточного склона, Эмба, Каспийского моря, Гибралтарский пролив. ) Покажите на карте крупные полуострова Евразии: (Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский).
Закончи предложение:
1).Самая низкая точка Евразии … (Мёртвое море).
2).Крайней западной точкой материка является … (мыс Рока)
3).Самый большой полуостров в мире … (Аравийский)
4).Пролив между Евразией и Африкой… (Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский)
5).Моря Тихого океана, омывающие берега Евразии … (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское моря),.
6).Залив на юге материка Евразия … (Бенгальский залив).
Закрепление: Фронтальный опрос.
3. Какие океаны омывают материк: с севера - ...
с востока - ... с запада - ... с юга - ...
4. Какие моря омывают:
берега Северного Ледовитого океана
берега Тихого океана
берега Индийского океана
берега Атлантического океана
5. Назовите внутренние моря.
6. К какому материку Евразия расположена ближе всех? ...
7. Какими проливами Евразия отделена:
от Африки
от Северной Америки
от Австралии
8. Какие острова и архипелаги расположены в Индийском океане? Какие острова и архипелаги расположены в Тихом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Атлантическом океане?
Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане? ...
9. Назовите:
самый большой остров
самый большой полуостров
самое большое по площади море
самое глубокое море
самое мелкое море
самый длинный пролив
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали, и сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность и деятельность других на уроке.
Нарисовать флаг корабля, а в нём смайлик с вашим настроением от сегодняшнего урока. Спасибо всем за урок!
Д/з. Изучить соответствующий материал и ответить на вопросы параграфа.
4