Тема: Магнитное поле, его свойства.
Цели:
образовательные:
продолжить формировать знания о магнитном поле;
развивающие:
развивать физическое мышление учащихся;
расширять понятийный аппарат учащихся;
развить логическое мышление, речь, память;
воспитательная:
воспитать интерес к предмету.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Инструктаж по ТБ.
3. Мотивация учебной деятельности.
Начнем с вопроса: «Почему вымерли динозавры?»
(выслушать ответы)
Однозначного ответа пока нет. Одна из версий связана с магнитным полем Земли.
Магнитные полюсы нашей планеты периодически меняются местами, а в промежутках между двумя стабильными состояниями Земля практически лишается магнитного поля. Причины этого до сих пор непонятны, но известно, что такая магнитная неопределенность может растянуться на тысячи лет. В результате лишенная магнитного щита биосфера начала быстро мутировать под действием космического излучения, и, видимо, эти обильные изменения не пошли динозаврам на пользу и завели их в эволюционный тупик.
С аномально частой сменой магнитных полюсов связывают и другие великие вымирания или наоборот - взрывы биоразнообразия на Земле.
А какие вам известны интересные факты о магнитном поле?
(По магнитному полю Земли ориентируются птицы. Магнитное поле Земли является щитом, наряду с атмосферой, от космической радиации.)
Тема «Магнитное поле» не является для вас новой. Нам предстоит закрепить и систематизировать знания о магнитном поле.
4. Изучение нового материала.
История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н.э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. В древние времена свойства магнита пытались объяснить, приписывая ему «живую душу». Теперь мы знаем: вокруг любого магнита существует магнитное поле.
Однако только в XIX веке была обнаружена связь между электричеством и магнетизмом и возникло представление о магнитном поле.
В 1820 г. Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током.
Эрстед, начиная с 1813 года, вполне сознательно пытался установить связь между электричеством и магнетизмом. Это удалось сделать весной 1820 года, во время очередной лекции по электричеству.
Эрстед на лекции демонстрировал нагрев проволоки электричеством от вольтова столба, для чего составил электрическую цепь. На демонстрационном столе случайно находился морской компас, поверх стеклянной крышки которого проходил один из проводов. Вдруг кто-то из студентов присутствующих на лекции случайно заметил, что, когда Эрстед замкнул цепь, магнитная стрелка компаса отклонилась в сторону.
Демонстрация: «Опыт Эрстеда».
Итак, при прохождении тока через проводник вокруг него образуется магнитное поле.
Открытие Эрстеда вызвало необычайный интерес его современников-физиков и послужило началом ряда исследований, показавших сходство магнитного действия тока и действия постоянного магнита.
В том же 1820 году Ампер выступает с сообщением о новом явлении: взаимодействии двух проводников, по которым течет ток. В этом сообщении ученый делает вывод, что «все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам». Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы.
Демонстрация: «Взаимодействие параллельных токов».
Итак, электрический ток в проводнике создает вокруг себя магнитное поле, которое действует на ток в другом проводнике. А поле, созданное электрическим током второго проводника, действует на первый.
Магнитное поле представляет собой особую форму материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами.
Основные свойства магнитного поля:
1. Магнитное поле порождается электрическим током (движущимися зарядами).
2. Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток (на движущиеся заряды).
Подобно электрическому полю, магнитное поле существует реально, независимо от нас, от наших знаний о нем.
Задание. Выяснить характер действия магнитного поля на контур с током.
Работа с текстом учебника.
§1 (п. Замкнутый контур с током в магнитном поле).
Из опыта: если подвесить на гибких проводах плоскую рамку с током между полюсами магнита, то рамка будет поворачиваться до тех пор, пока ее плоскость не установится перпендикулярно линии, соединяющей полюсы магнита. Таким образом, магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.
Демонстрация: «Рамка с током в магнитном поле».
5. Закрепление изученного материала.
1.Магнитное поле создается
А. Электрическими зарядами.
Б. Магнитными зарядами.
В. Движущимися электрическими зарядами.
2.Движущийся электрический заряд создает
А. Только электрическое поле.
Б. Только магнитное поле.
В. Как электрическое, так и магнитное поле.
3.При каком условии магнитное поле появляется вокруг проводника?
А. Когда в проводнике возникает электрический ток.
Б. Когда проводник складывают вдвое.
В. Когда проводник нагревают.
4. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:
А. Магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами.
Б. Электрическое поле, созданное зарядами проводника.
В. Электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.
5.Внутри стенового покрытия проложен изолированный провод. Как обнаружить местонахождения провода, не нарушая стенового покрытия?
А. Поднести к стене магнитную стрелку. Проводник с током и стрелка будут взаимодействовать.
Б. Осветить стены. Усиление света укажет на нахождение провода.
В. Местонахождение провода нельзя определить, не ломая стенового покрытия.
6.Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?
А. Взаимодействием электрических зарядов.
Б. Действием электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике.
В. Действием магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.
7.Какое действие оказывает на прикреплённую к оси рамку с током постоянный магнит?
А. Никакого действия.
Б. Выталкивает прочь.
В. Оказывает ориентирующее действие.
6. Подведение итогов урока:
проверка выполненного задания: предварительное оценивание. Оценки окончательно на следующем уроке после проверки письменных ответов.
7. Домашнее задание. §1, стр. 5-7 (учить).