План – конспект урока на тему: «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Этапы урока, целевые ориентиры, время | Знания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся и возможные варианты ответов | Планируемые результаты, формирование УУД |
Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | предметные | Личностные, метапредметные |
Организационный момент (определить цель занятия), 3мин. | (Слайд 1) | Здравствуйте, ребята! Урок я хочу начать словами А.С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И разум, парадоксов друг…». − Ребята, как можно нам узнать новое на уроке? − Как вы будете работать? (Самостоятельно.) − Тогда пожелайте друг другу удачи − и в путь! К уроку вы дома выполнили творческую работу: Находили площадь поверхности куба и прямоугольного параллелепипеда. Эти модели вы сегодня принесли на урок. Какие трудности вы испытали в ходе выполнения домашнего задания?
| Включаются в деловой ритм урока Нужно сначала повторить то, что нам понадобится, обобщить, выполнить пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.
| Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу. Развитие внимания. Развитие эрудиции, эстетического вкуса. |
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. 3 мин. | Слайд 2 | Поставь цифру «1» если утверждение верное и 0 , если утверждение неверное. В ответе запишите число, которое у вас получилось. 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. Ответ: 101011 | Дети письменно отвечают на вопросы.
Обсуждение полученного результата | Развитие эрудиции, воображения, опора на жизненный опыт Развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости. |
Мотивация (обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока). 5 мин. | (Слайд 3) | Ребята! Наша классная комната является основным местом проведения обучающихся в школе, где вы и другие классы проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию таких помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальный объём воздуха, приходящийся на одного школьника- достигает 4 куб. м. | Проблемные вопросы: - Как вы думаете, отвечает ли наш кабинет санитарным нормам? - Чтобы ответить нам на этот вопрос, что нужно знать? Дети предлагают свои версии. | Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: величины углов) 12 мин. | Слайды 4, 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося. Надо знать, сколько обучающихся в классе. Сколько воздуха находится в классной комнате? И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. В результате фронтальной работы делают вывод: Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН. Что показывает объём? (Сколько кубических единиц вмещается в данное тело). Как вы думаете, с какой величиной будет связана тема нашего урока? (с объёмом) А для какой фигуры мы будем вычислять объём? (для прямоугольного параллелепипеда) Значит, как звучит тема урока? (Объём прямоугольного параллелепипеда). Название темы фиксируется на доске. - Запишите тему в тетрадь. Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? - Что значит измерить объем фигуры? (слайд 6). Перед вами две коробки. Какая из них вместительнее? Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? А как решить данную задачу? - Что нам необходимо для этого иметь? - Какие единицы измерения вы знаете? А можно ли этими единицами измерить объем? . - Как , используя куб. см измерить объем коробки?
Мы получили правило для вычисления объёма. Попытайтесь его сформулировать. Прочтите правило в учебнике.
А теперь запишем формулу: V=abc
Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда умели уже в древней Греции во времена Архимеда. А кто знает, почему его обозначают латинской буквой V? Потому что на латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём. | Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют цели: - вывести формулу ля вычисления объема *ПП; - узнать единицу измерения объема; - учиться вычислять объем *ПП Можно заполнить коробки песком, кубиками… и посмотреть куда войдёт больше. - Един. измерения - нет, т.к. не удобно Обучающиеся предлагают свои версии решения данного вопроса Учащиеся делают вывод, что объём параллелепипеда равен произведению трёх его измерений: длины, ширины и высоты | Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели.
Познавательные : работа с определением и понятиями Развитие эрудиции, познавательного интереса. Коммуникативные : умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной форме
|
Физминутка 3 мин. | Слайд 11, 12 | Мы славно потрудились – физкультминутка! Зарядка для глаз. | Учащиеся следят глазками за движением дракончика
| |
Парная работа 5мин. Групповая работа 7 мин | Слайд 13 (индивидуальные модели ПП) Слайд 14 (инструменты для измерения: метровая линейка, рулетка) | - какую цель мы ставили? Измерьте объёмы тел (кубика, ПП), которые вы принесли на урок. Проверьте друг у друга правильность выполненных измерений и вычислений. - какая цель у нас осталась не выполненной? Настало время ответить на наш главный вопрос: отвечает ли наш кабинет санитарным нормам? Группам выполнить необходимые измерения, решить задачу и ответить на поставленный вопрос. Подведём итог обсуждения Измерения нашего кабинета. Работают по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; - готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. Дано: а=6 м, b=8 м, с=3 м. К=20 -количество обучающихся V=аbс, V=6 м×8м×3м= 144 м3 V1= 4 м3, V: К=144 м3:20 =7,2 м3. Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН. | - найти формулу для вычисления объема и учиться вычислять объем *ПП Учащиеся выполняют работу в парах. отвечает ли наш кабинет санитарным нормам?
Каждая группа производит измерения кабинета: 1гр. – длину 2гр. – ширину 3гр. - высоту | Понимание информации, представленной в виде текста. Формирование метапредметных связей, опора на жизненный опыт учащихся Анализ речевых конструкций
Понимание информации, представленной в виде текста. Коммуникативные: Оформление своих мыслей с использованием символикой.
|
Закрепление изученного (блиц –опрос) 4мин.(установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Слайды 15 (индивидуальные карточки) | Вставьте пропущенные слова 1. Для измерения объёмов применяются единицы измерения: (мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л) 2. Объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению (длины, ширины и высоты) 3. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объёмы всегда (равны) 4. Если у двух параллелепипедов объёмы равны, то их измерения (могут быть разными или равными) 5. Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: (a=2 см, b=3см , c=4 см) | Отвечают на вопросы, записывая ответ на карточку | Личностные: Умение делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: Структурирование знаний. |
Рефлексия 2 мин. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых 2 мин. | Слайд 16 |
- какие цели мы ставили? -сумели ли мы их реализовать? Оцените свою работу, ответив на вопрос: « Что мне подходит?» (заготовит плакат, учащиеся выходят и отмечают цветом фломастерами или маркерами) Урок полезен, все понятно ( зеленый) Лишь кое-что чуть-чуть Неясно (желтый) Еще придётся потрудиться. (синий) Да, трудно всё-таки учиться! (красный)
-Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы. | Анализируют работу на уроке. | Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний. Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений |
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1 мин. | Слайд 17 | П. 2.11,№ 510 у, вычислить объем своей комнаты. объёма? | Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Логическое завершение урока | |
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знания будут вам впрок. Пусть вам пригодятся. Все знанья объёма, Когда вы ремонт затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье. | . | Психологический настрой на подведение итогов урока . |
*ПП – прямоугольный параллелепипед.