СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Плавание тел" , повторение изуенного материала в игровой форме. 

Просмотр содержимого документа
«Зачетный урок по теме “Давление. Плавание тел”»

Тема урока: Зачетный урок по теме “Давление. Плавание тел”

(форма проведения игра-соревнование)

Цели и задачи:

  1. повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся по теме “Давление. Плавание тел”;

  2. развить представления учащихся о способах определения давления, применении явлений, связанных с давлением тел;

  3. усвоить и закрепить навыки работы с законами Паскаля и Архимеда; отработать умение находить выталкивающую силу в любых ситуациях;

  4. научиться самостоятельно готовить и проводить физический эксперимент;

  5. повторить основные физические величины и единицы их измерения;

  6. развить навыки применения полученных знаний в новых ситуациях;

  7. развить и закрепить знания учащихся об условиях плавания тел и обобщить эти знания на процессы воздухоплавания;

  8. развивать навыки самостоятельности при решении задач;

  9. прививать интерес учащихся к изучаемым темам и предмету;

  10. познакомиться с навыками работы с дополнительной литературой.

Материалы и Вакуумный насос; магдебурские полушария, воздушный шарик, оборудование: мыльные пузыри, воронка с полиэтиленом.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Проведение зачета в форме соревнования команд. (Учащиеся класса разбиваются на 4 команды и готовятся в течение 2-х недель).

Представление команд, защита названия и эмблемы. (Домашняя заготовка: участники выбирают название команды, готовят эмблему.)

Задание 1 Физический диктант на 2 варианта (каждая работа, выполненная на оценку “4” или “5” приносит команде по 1 дополнительному баллу; работы, выполненные на оценку “2” отнимают у команды по 1 баллу).

(Бланк ответов дан в приложении)

Вопросы 1 варианту:

Вопросы 2 варианту:

1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления ?

1. Как называется прибор для измерения давления, большего или меньшего, чем атмосферное давление?

2. На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила, которая называется …

2. Величина, характеризующая действие силы, приложенной к определенной поверхности, называется…

3. Как передается давление производимое на газы?

3. Как передается давление производимое на твердые тела?

4. За единицу атмосферного давления принята величина равная …

4. Нормальным атмосферным давлением считается величина равная…

5. Как называют устройства состоящие из 2-х или более сосудов, соединенных вместе?

5. Как называют устройства позволяющие получать выигрыш в силе?

6. От каких физических величин зависит давление производимое на дно сосуда?

6. От каких физических величин зависит давление газа на стенки сосуда?

7. Записать формулу закона Архимеда.

7. Записать формулу для вычисления давления жидкости на дно сосуда.

8. Записать формулу для расчета выигрыша в силе, даваемого прессом

8. Записать формулу для расчета высоты уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах

9. Записать формулу для вычисления силы давления

9. Записать формулу для определения давления тела на поверхность опоры

10. Перечислить условия плавания тел (сравнить силу тяжести и выталкивающую силу)

10. Перечислить условия плавания тел (сравнить плотность тела и плотность жидкости)

Задание 2 Выполнить практическую работу по определению силы давления, производимого атмосферой

(правильно выполненное задание оценивается в 3 балла)

(Бланк ответов дан в приложении)

для 1-й команды на поверхность крышки парты;

для 2-й команды на поверхность обложки учебника;

для 3-й команды на поверхность тетрадного листа;

для 4-й команды на поверхность фотографии размером 10 х 15 см.

Атмосферное давление учащиеся должны определить по одному из приборов на демонстрацион-ном столе.

Задание 3 (домашняя заготовка) Конкурс загадок по теме “Давление, плавание тел”

Участники команд поочередно загадывают загадки своим соперникам (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).

Задание 4 Решение задач на скорость (за 5 минут )

Каждый участник получает индивидуальную карточку с задачами. Для каждой команды даются справочные таблицы “Плотности веществ”. (Правильно решенная задача оценивается в 5 баллов).

(Бланк ответов дан в приложении)

1.

1

Какой силой можно удерживать в воде стальной рельс объемом 0,7м3?

2

Вычислить давление столба керосина высотой 30 см на дно сосуда.

3

Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23Н, а в воде 13Н. Определите плотность фарфора.

4

Определить вес в масле фарфорового изолятора объёмом 410 см3.

5

Вычислить давление производимое бегемотом массо1 1,5 т на поверхность суши площадью 0,7 м2.

2.

1

Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5м3, находящийся в воде.

2

На какой глубине давление морской воды составляет 50 МПа ?

3

С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г при его полном погружении в воду?

4

В дне сосуда имеется пробка площадью 4 см2. С какой силой на эту пробку действует вода, налитая в сосуд, если глубина, на которой находится пробка, составляет 0,6 м ?

5

Вычислить давление ртути высотой 40 см на дно сосуда.

3.

1

Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н?

2

Объём шарика 25 см3. Определить выталкивающую силу, действующую на этот шарик в морской воде.

3

Чугунный шар объемом 1 дм3 опустили в жидкость. Его вес уменьшился на 8,9 Н. В какой жидкости находится шар?

4

Какова глубина залегания пробки в дне сосуда с водой, если на пробку площадью 15 см2 со стороны воды действует сила 150 Н

5

Какое давление производит слон массой 3 т, если площадь одной его ступни равна 1000 см2 ?

4.

1

Вычислите выталкивающую силу, действующую на пузырек воздуха в воде, если его объем 25 см3.

2

Какая выталкивающая сила действует на деталь объёмом 1,5 дм3, помещенную для промывки в керосин?

3

Вес алюминиевой шайбы объемом 50 см3, погруженной в жидкость, уменьшился на 0,38 Н. В какую жидкость погрузили шар?

4

Какова плотность жидкости, если на пробку площадью 10 см2, закрывающую отверстие в дне сосуда на глубине 1,3 м, действует сила 13 Н ?

5

Какое давление оказывает тело массой 500 г на поверхность площадью 100 см2?

5.

1

Архимедова сила, действующая на закрытую крышкой банку, равна 21 Н, а сила ее тяжести – 23 Н. Вычислите вес банки в воде.

2

Определить выталкивающую силу, действующую на игрушку объёмом 170 см3, полностью погруженную в воду.

3

Какой объем молока вытесняет алюминиевый черпак, упавший в бидон, если вес черпака уменьшился на 2,1 Н?

4

С какой силой давит атмосфера на горизонтальную поверхность площадью 100 см2 ? Давление атмосферы нормальное.

5

Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс площади поршней которого равны 10 см2 и 500 см2

6.

1

Вычислите вес акваланга в воде, если его сила тяжести 140 Н, а архимедова сила 72 Н.

2

Архимедова сила, действующая на теннисный мячик, целиком погруженный в воду, равна 3 Н, а сила тяжести мячика – 1 Н. Вычислите подъемную силу этого мячика в воде.

3

Вес детали, опущенной в масло, уменьшается на 230 Н. Определите объем детали.

4

Какова площадь горизонтальной поверхности, на которую атмосфера действует с силой 151,95 Н? Давление атмосферы нормальное.

5

Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс с площадью малого поршня 5 см2 и большого – 600 см2

7.

1

Рыба карп вытесняет 500 см3 воды. Найти выталкивающую силу, действующую на рыбу.

2

Вычислите подъемную силу бревна в воде, если его сила тяжести равна 450 Н, а архимедова сила при полном погружении – 700 Н.

3

Определить объём стальной детали, погруженной в керосин, если её вес уменьшился на 0,22 кН.

4

При спуске самолета показания барометра-анероида увеличились на 2666,6 Па. На сколько метров снизился самолёт ?

5

Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс площадь малого поршня которого составляет 10 см2, а большого 220 см2?

Задание 5 Найти в тексте ошибки и исправить их: (за каждую, найденную ошибку команда получает по 1 баллу – время выполнения задания не более 3 минут).

Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12 веке действие толкающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует толкающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости.”

Задание 6 За 1 минуту ответить на вопросы словами “ДА” или “НЕТ”.

1.

Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На оба эти шары действуют одинаковые выталкивающие силы

 

2.

Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, больше архимедовой силы, то тело всплывает

 

3.

Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно останется в равновесии

 

4.

При переходе корабля из раки в море его осадка уменьшается

 

5.

Железный и деревянный шары равных масс бросили в воду. На оба эти шары действуют одинаковые выталкивающие силы

 

6.

Если плотность тела равна плотности жидкости в которой оно находится, то тело будет плавать внутри жидкости

 

7.

Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, меньше архимедовой силы, то тело всплывает

 

8.

При переходе корабля из раки в море его осадка увеличивается

 

9.

Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На железный шар действует большая выталкивающая сила

 

10.

Если плотность тела равна плотности жидкости в которой оно находится, то тело утонет в этой жидкости

 

11.

Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно утонет

 

12.

Железный и деревянный шары равных масс бросили в воду. На деревянный шар действует большая выталкивающая сила

 

13.

Сила Архимеда зависит от объёма жидкости

 

14.

Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, равна архимедовой силе, то тело находится в равновесии

 

15.

Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно всплывёт

 

16.

Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На оба эт



Просмотр содержимого документа
«бланк ответов»

Приложение



Бланк отчета о физическом диктанте Физ.диктант выполнил ___________ Название команды ________________

Ф.И. ученика


Вариант № _____


4


8


1


5


9


2


6


10


3


7



Отчет о практической работе оформить как решение задачи Название команды _______________________


Дано

СИ

Решение











Ответ: 1.___________________


Лист ответов к заданию «Решение задач на скорость»

Задание № __________ ученика ____________ из команды _________


№ вопроса

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Значение получившейся величины







Просмотр содержимого документа
«в игровой форме»

повторить и систематизировать знания учащихся по теме в игровой форме.


Ход урока:


  1. Организационный момент:

распределение учащихся, объяснение порядка работы и

правил оценивания ответов; за каждый правильный ответ жюри вручает группе

жетоны разного цвета в зависимости от полноты содержания ответа.

Также жюри будет оценивать активность работы каждого ученика и группы в целом.

  1. Задание 1: ученые. На экране высвечиваются цифры. Выбирают любую, называют

ученого, кратко о нем рассказывают.


  1. Задание 2: найдите соответствие.



1

Закон Архимеда

А

p = ρgh

2

Закон Паскаля

Б

F = gm

3

Масса тела

В

FaFm;

4

Объем тела

Г

Fa = ρж gVт


5

Площадь тела

Д

m=ρV

6

Давление твердых тел

Е

p = F/S

7

Сила тяжести

Ж

V = abh

8

Давление жидкостей

З

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку жидкости или газа без изменений

9

Условия плавания тел

И

P = gm

10

Вес тела

К

S=ab


Порядок записи ответов: 1 – Г; и т.д.. 9 правильных ответов – красный жетон. 8 – синий. 7 – зеленый. 6 – желтый и 5 – белый.


  1. Задание 3: Ответьте на вопросы отрывков из литературных произведений:

(задания каждой группе)

Н.А. Некрасов. “Дедушка Мазай и зайцы”

…Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас — да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…

Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку?


К.Г. Паустовский, эпизод из повести “Кара-Бугаз”.

…Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании, кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе — серную кислоту…

Почему кок не смог искупаться в заливе Кара-Бугаз?



В отрывке из романа В.Д. Иванова “Русь изначальная” рассказывается, как воин-разведчик Ратибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную толстую тростинку, …чтобы дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском,… придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки…

Зачем Ратибор надел кольчугу и еще взял камень?



“Умная галка”. Так называется небольшой рассказ Л.Н. Толстого.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

Зачем галка бросала камни? Почему вода поднималась?



  1. Задание 4: Измерительные приборы. Каждая группа получает один прибор, называет его, рассказывает об его устройстве и принципе работы.



  1. Задание 5: Игра: «Найди ошибки». Ученикам предлагается текст. «Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в XII в. действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут; те на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые не действует – тонут». Найдите как можно больше ошибок.



  1. Задание 6: Объясните наблюдаемое явление (демонстрация опытов).



  1. Задание 7: Практическая работа. Определите силу давления атмосферы, на поверхность стола, пользуясь линейкой и барометром.(1мм.рт.ст. = 133,3 Па)



  1. Задание 8: Решение задач (можно считать домашним заданием).

Какой силой можно удерживать в воде стальной рельс объемом 0,7м3 (плотность воды – 1000кг/м3 , плотность стали - 7800 кг/м3 ) ?



Определите высоту столба жидкости в водонапорной башне, если давление в водопроводе 100 кПа? (плотность воды – 1000кг/м3 )?



Определите давление книги на стол, если ее масса – 300г, а площадь 3000см2 ?



Какая выталкивающая сила действует на тело, если его масса – 17кг, а вес в воде – 150Н?

  1. Подведение итогов: подсчитывается общее число жетонов заработанных каждой группой, и индивидуальная работа каждого учащегося (по оценке жюри). Жюри озвучивает результат. Красный жетон – 5 баллов; синий – 4; зеленый – 3; желтый – 2; белый – 1. За максимальное количество баллов ставится отметка – «5»; за второй результат – «4»; за последующие – «3». Максимальное количество баллов – 45. За результат менее 20 баллов отметка не ставится.




Просмотр содержимого документа
«урок исследование.»

Урок-исследование "Условия плавания тел"

Тип урока: исследование

Используемые технологии: Традиционная, групповая, инновационная.

Цель урока: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

  1. установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

  2. продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;

  3. развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

  4. воспитание интереса к предмету;

  5. воспитание культуры в организации учебного труда.

Предполагаемые результаты:

Знать: Условия плавания тел.

Уметь: Экспериментально выяснять условия плавания тел.

Оборудование: Мультимедиа, экран, индивидуальные карточки задания, таблица плотностей, исследуемые материалы.

Ход урока

Активизация знаний:

Учитель:

– На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда, условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд.

По горизонтали: 1. Единица деления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица массы. 4. Единица площади. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины.

Ответы: 1. Паскаль. 2. Килограмм. 3. Тонна. 4. Квадратный метр. 5. Час. 6. Ньютон. 7. Литр. 8. Метр.

(Тему урока записываем в тетради)

Учитель: Но а теперь прежде, чем приступить с решению экспериментальных задач, ответим на несколько вопросов. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Учащиеся: Архимедова сила.

Учитель: Куда направлена эта сила?

Учащиеся: Она направлена вертикально вверх.

Учитель: От чего зависит архимедова сила?

Учащиеся: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Учитель: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

Учащиеся: Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Учитель: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Учащиеся: Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Учитель: Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

Учащиеся: Сила тяжести.

Учитель: Вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Учащиеся: Айсберг.

Учитель: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.

Решение исследовательских задач:

Запишите в тетради тему урока “Условия плавания тел”.

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?

Учащиеся: Архимед.

Учитель: Попробуем все сведения об условиях плавания тел проверить экспериментально, выполнив исследования. Мы с вами уже так поступали при изучении силы трения. Каждая группа получит своё задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.

Все результаты записывайте в тетрадь. Если возникнут вопросы, поднимите руку.

(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения 7 вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первые – наиболее простые, 6 и 7 – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки.) 

Задания:

Задание группе 1:

  1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

  2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

  3. Результаты оформите в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

 

 

 

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, сосновый брусок.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина.

Задание группе 2:

  1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

  2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

Задание группе 3:

  1. Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки.

  2. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Задание группе 4:

  1. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.

  2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Задание группе 5:

  1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

  2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.

  3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Задание группе 6: Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

  1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

  2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

  3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

  4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.

Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.

Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. (Группа 1)

Учащиеся: Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.

Выводы:

  1. Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.

  2. Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.

(Выводы записываются в тетрадях.)

Учитель: Что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны?

Учащиеся: дают ответ.

Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята группы 2 рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Учащиеся: Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

Учитель: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

Учащиеся: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.

Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.

Запишем этот вывод.

Учитель: Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин или фольгу. (Группа 4; Группа 5)

Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Они тонут в воде. Чтобы заставить картофелину плавать, мы насыпали в воду больше соли.

Учитель: В чем же дело? Что же произошло?

Учащиеся: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.

Учитель: Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

Учащиеся: Мы сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.

Вывод: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая – нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?

Учитель: (Группа 6) Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

Учащиеся: (Группа 3) Мы погружали в воду две пробирки с песком – одна легче, другая тяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.

Учитель: Молодцы. Значит, если тело плавает, то FA = Fтяж.


Просмотр содержимого презентации
«Урок по теме_ Обобщающий урок по теме»

«Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль   Обобщающий урок по теме:  «Сила Архимеда. Условие плавания тел»  7 класс.

«Знания – дети удивления и любопытства»

Луи де Бройль

Обобщающий урок по теме:

«Сила Архимеда. Условие плавания тел»

7 класс.

Цель урока:  Закрепить понимание закона Архимеда, условий для плавания тел различной плотности. Проверка умений учащихся решать расчетные задачи на нахождение силы Архимеда; проверка экспериментальных умений нахождения силы Архимеда, умений дать характеристику поведения тел в жидкости;

Цель урока:

Закрепить понимание закона Архимеда, условий для плавания тел различной плотности. Проверка умений учащихся решать расчетные задачи на нахождение силы Архимеда; проверка экспериментальных умений нахождения силы Архимеда, умений дать характеристику поведения тел в жидкости;

От чего же зависит величина выталкивающей силы? От каких величин она не зависит? 1. формы тела 2. плотности тела 3. глубины погружения 1. объёма тела, Vт 2. плотности жидкости, Чему равна эта сила? Кто открыл эту силу?

От чего же зависит величина выталкивающей силы?

От каких величин она не зависит?

1. формы тела

2. плотности тела

3. глубины погружения

1. объёма тела, Vт

2. плотности жидкости,

Чему равна эта сила?

Кто открыл эту силу?

Архимед (287 - 212 до н.э.)  - величайший математик и механик древней Греции,  основоположник теоретической механики и гидростатики.  В работах по статике и гидростатике дал образцы применения математики  к задачам естествознания и техники,  применил физико-математические знания к конструированию машин и сооружений.

Архимед (287 - 212 до н.э.)

- величайший математик и механик древней Греции, основоположник теоретической механики и гидростатики. В работах по статике и гидростатике дал образцы применения математики к задачам естествознания и техники, применил физико-математические знания к конструированию машин и сооружений.

Какие действия архимедовой силы на воде , под водой, в воздухе вы знаете?

Какие действия архимедовой силы на воде , под водой, в воздухе вы знаете?

Подумай и ответь! Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна ……………………………………………………....., вытесненной этим телом. Fа = …  Условие плавания тел Для того чтобы тело плавало,  будучи полностью погруженным в жидкость,  необходимо, чтобы 2. Для того чтобы тело плавало,  частично выступая над поверхностью жидкости,  необходимо, чтобы 3. Плавание тела невозможно, если ρ … ρж ρ … ρж ρ … ρж

Подумай и ответь!

Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело,

равна ……………………………………………………....., вытесненной этим телом.

Fа = …

Условие плавания тел

  • Для того чтобы тело плавало,

будучи полностью погруженным в жидкость,

необходимо, чтобы

2. Для того чтобы тело плавало,

частично выступая над поверхностью жидкости,

необходимо, чтобы

3. Плавание тела невозможно, если

ρ … ρж

ρ … ρж

ρ … ρж

Сообрази! Равны ли архимедовы силы, действующие на мячи? Почему? Объемы и массы тел равны, пружины одинаковы, но растянуты различно. Как вы это объясните?  Из куска пластилина 1 вылепили фигурку 2. Изменилась ли выталкивающая сила, действующая на «подводную лодку»?  С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.

Сообрази!

Равны ли архимедовы силы, действующие на мячи? Почему?

Объемы и массы тел равны, пружины одинаковы, но растянуты различно. Как вы это объясните?

Из куска пластилина 1 вылепили фигурку 2. Изменилась ли выталкивающая сила, действующая на «подводную лодку»?

С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.

Реши задачи ! 3.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н. 1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13Н.Определить плотность фарфора? 2.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду?

Реши задачи !

3.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н.

1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13Н.Определить плотность фарфора?

2.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду?

Если сам решил  задачу,  эту тему знаешь  значит!

Если сам решил задачу, эту тему знаешь значит!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!