Тема урока | Правописание приставок на з-с |
предмет | Русский язык |
класс | 5 |
Образовательное учреждение | ГБОУ СОШ №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цели: Предметные: Повторить изученное о звонких и глухих согласных звуках, о приставке как словообразующей морфеме; Изучить правило о написании приставок на з-с; Овладеть способами действия по правилу; Совершенствовать умения: распознавать орфограмму ; трансформировать грамматические конструкции; определять стилистичекую принадлежность текста и составлять тексты научного и художественного стилей. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями, умениями, способами действий. Метапредметные: | |
Регулятивные: Развивать умение контролировать выполнение задания в соответствии с критериями его оценки. | Организационный момент Проверка домашнего задания А) теоретической части: На прошлом уроке мы изучали текст по теме «Инфинитив». -К какому стилю относится этот текст? -По каким признакам этот текст можно отнести к научному? ( ученики перечисляют) Вам нужно было сформулировать вопросы по каждому абзацу текста и подготовить устные ответы. –Кто хочет задать свой вопрос? Ученики поочередно задают вопросы, оценивают ответы по критериям (слайды 1-2), комментируют оценки. Критерии: Б) практической части: Ученики поочередно комментируют выполнение письменной работы и оценивают работу выступающих. |
| Переход к формулировке темы урока Мы знаем, что глагол (изученная ранее часть речи) часто образуется при помощи приставок. Давайте проверим, умеем ли мы находить приставки в словах. Упражнение на развитие внимания, быстроты реакции. Цифровой диктант. Прослушайте мое утверждение. Если оно верно для названного слова, напишите цифру 1, если нет- 0. -Я утверждаю, что в этом слове есть приставка под: Подбежать, подплыть, подобие, подбородок, подставка, подлость, подсказка, подол, подножие, подлива. Код: 1,1,0,1,1,0,1,0,1,1. Взаимопроверка. Оценивание. |
Познавательные: Развивать умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Наблюдение над языковыми явлениями. -А теперь выполним разбор глаголов с приставками. 2 ученика вызываются к доске. 1-й записывает и разбирает по составу слова подбежать, подплыть. 2-й ученик записывает эти слова в фонетической транскрипции. Рассмотрим транскрипцию слов и сравним с написанием. -Зависит ли написание приставки под- от произношения? - Большинство приставок в русском языке пишется одинаково, в независимости от произношения. Но так бывает не всегда. В нашем языке есть приставки, в которых может меняться последний согласный. Слайд 3. Прочитайте предложения. Найдите слова с такими приставками. Слайд4 Остановился Жилин, раздумывает. Сидит девочка, глаза раскрыла, глядит на Жилина. Все руки избил он, а колодку не сбил. -Из какого произведения эти предложения? - В чем особенность этих приставок? ( Они оканчиваются на з-с). - Группу этих приставок так и называют: Приставки на з-с. |
| Формулировка темы урока. -Написание приставок на з-с требует применения правила, которое мы сегодня будем изучать. Давайте сформулируем тему. -Правописание приставок на з-с. |
Регулятивные: Развивать умение ставить цели работы по теме урока; | Целеполагание. Дети ставят цели урока самостоятельно. Проверка. Примерная формулировка целей: 1.Знать правило о написании букв з-с на конце приставок. 2. Уметь применять правило. 3.Уметь распознавать орфограмму в словах. Составление плана урока учащимися (в соответствии с поставленными целями) -Ребята, цели мы поставили, а теперь давайте составим план урока, четко следуя логике целей. -Если мы должны знать правило, к какому пособию, в котором содержится информация по правилу, мы обратимся? (Дети называют учебник и Паспорт ошибок). Предположительно выбираем Паспорт ошибок, так как детям интереснее «открыть» для себя правило, зашифрованное в схеме, и с опорой на обозначения рассказать его по таблице «Общий ключ к анализу правила». Записываем: ПЛАН 1.Работа с Паспортами ошибок. - После того, как мы выучим правило, что нужно будет сделать? Записываем: 2. Выполнение упражнений на закрепление. -Если мы должны научиться распознавать орфограмму, какие виды работ мы можем выполнять? - Составить тесты или написать «учительский» диктант Записываем: 3. Составление тестов ЕГЭ (или «учительский» диктант). Предположительно ученики выберут составление тестов, т.к. этот вид работы они выполняют с большим интересом и очень старательно. Возможно, что кто-то в классе выберет другой вид работы, тогда эти ученики тоже будут объединяться в пары и писать взаимодиктант. Записываем: 3. Составление тестов ЕГЭ (или «учительский» диктант). |
Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схемы; строить модели и схемы для решения различных задач. Коммуникативные: составлять речевое описание и объяснение действий. | Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний. Рассмотрим схему, в которой зашифрована информация по этому правилу ( Паспорт ошибок) и расскажем правило, используя опорную таблицу «Общий ключ к анализу правила». |
| Проверка ранее усвоенных знаний, необходимых для овладения способами деятельности. -Ребята, новое правило мы знаем хорошо, но нужно проверить, сможем ли мы его применить. Для этого мы должны быть уверены, что умеем определять звонкость-глухость согласных. Я буду называть согласные, а вы – показывать карточки синего и зеленого цвета (синий – звонкий звук, зеленый – глухой) Слайд 6 Работа с сигнальными карточками и с таблицей для фонетического разбора, в которой характеристики звуков обозначены цветом. -А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» по тексту, в котором говорится, какие приставки на з-с есть в русском языке. Вам нужно будет вставить пропущенное слово: Стихотворение-помощник Не забудьте, что приставки Что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ Перед звуками глухими … З на С. (поменяют) - К какому стилю относится этот текст? ( к художественному) Как видите, правило можно изложить и в художественной форме. |
Регулятивные: Осуществлять оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Коммуникативные: грамотно составлять вопросы, необходимые для организации самостоятельной работы и работы с партнером. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Организация усвоения способов деятельности путем упражнений в применении информации: Слайд 7 «Рассвет» Чтение стихотворения Чтение стихотворения. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. (С.Есенин) - О каком явлении природы идет речь? ( о рассвете) Выполнение орфографического разбора слова с подробным комментарием. Слайд 8 «Извержение вулкана» Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. (А.С.Пушкин) - Какому явлению природы посвящено стихотворение? Чтение стихотворения. Выполнение орфографического разбора слова с подробным комментарием. |
Творческое применение знаний, освоение способов деятельности при выполнении заданий: 1.Творческий диктант Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- Океан без предела Облако без формы Пустыня без воды Небо без звезд Ночь без луны Тайга без краев 2.Выполнение мини-проектов – составление тестовых заданий формата ЕГЭ. Слайд 9 Ученикам раздаются карточки по вариантам: 1 вариант Воспринять, восполнить, возить, возмутить, возгордиться Исходить, исцарапать, история, изрезать, истолковать. 2 вариант Безвкусный, безветренный, беседа, беспроводной, безграмотный Растение, растащить, растеряша, растоптать, разбудить Из слов, записанных на карточке, предлагается составить тестовое задание с вариантами ответа. ПРИМЕЧАНИЕ. Не во всех словах, присутствующих в задании, есть приставки на з-с: в некоторых подобные сочетания букв являются частью корня. Дети должны распознать орфограмму. Работа в парах. Учащиеся составляют тестовые задания, обмениваются тестами и оценивают качество составления теста по заданным учителем критериям. КРИТЕРИИ для взаимооценивания Верная формулировка задания (Что надо искать?) Правильный подбор материала , отсутствие ошибок в расстановке пропусков букв. Аккуратность в оформлении теста. Указание правильного количества ответов, наличие правильного ответа среди перечисленных. В процессе работы вставляют пропущенные буквы. Затем ученики снова обмениваются тетрадями и ставят оценки за решение теста. |
Итог урока. Рефлексия. Вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока. 1.Проверим знание правила по таблице, расскажем его по ролям. 2.Работа с Картой рефлексии. Обозначим цветом уровни умений, которые указаны в целях урока. Домашнее задание. 1 уровень. Из повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» выписать предложения со словами, в которых содержится орфограмма, выполнить орфографический разбор. 2. Написать сочинение-миниатюру с использованием словосочетаний из творческого диктанта с добавлением слов с орфограммой. |
Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 6.
Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 8.
1.1.Цели отражают условия достижения положительного результата в полной мере – 2 балла;
1.2.Цели отражают условия достижения положительного результата частично- 1 балл; (отражают основные составляющие положительного результата)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
2.1.Приведены верные формулировки целей -2 балла.
2.2.В формулировке целей допущены негрубые ошибки- 1балл.
2.3.В формулировке целей допущены грубые ошибки- 0 баллов.
Или: цели не сформулированы- 0баллов.