СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Правописание приставок на з-с" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме разработан с учетом требований ФГОС ООО. Использованы новые дидактические средства.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Правописание приставок на з-с" (5 класс)»

Тема урока

Правописание приставок на з-с

предмет

Русский язык

класс

5

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тип урока

Комбинированный урок

Цели:

Предметные:

Повторить изученное о звонких и глухих согласных звуках, о приставке как словообразующей морфеме;

Изучить правило о написании приставок на з-с;

Овладеть способами действия по правилу;

Совершенствовать умения:

  • распознавать орфограмму ;

  • трансформировать грамматические конструкции;

  • определять стилистичекую принадлежность текста и составлять тексты научного и художественного стилей.

Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями, умениями, способами действий.


Метапредметные:



Регулятивные:

Развивать умение контролировать выполнение задания в соответствии с критериями его оценки.


Организационный момент

Проверка домашнего задания


А) теоретической части:

На прошлом уроке мы изучали текст по теме «Инфинитив».

-К какому стилю относится этот текст?

-По каким признакам этот текст можно отнести к научному?

( ученики перечисляют)

Вам нужно было сформулировать вопросы по каждому абзацу текста и подготовить устные ответы.

–Кто хочет задать свой вопрос?

Ученики поочередно задают вопросы, оценивают ответы по критериям (слайды 1-2), комментируют оценки.

Критерии:

Б) практической части:

Ученики поочередно комментируют выполнение письменной работы и оценивают работу выступающих.


Переход к формулировке темы урока

Мы знаем, что глагол (изученная ранее часть речи) часто образуется при помощи приставок. Давайте проверим, умеем ли мы находить приставки в словах.

Упражнение на развитие внимания, быстроты реакции.

Цифровой диктант.

Прослушайте мое утверждение. Если оно верно для названного слова, напишите цифру 1, если нет- 0.

-Я утверждаю, что в этом слове есть приставка под:

Подбежать, подплыть, подобие, подбородок, подставка, подлость, подсказка, подол, подножие, подлива.

Код: 1,1,0,1,1,0,1,0,1,1.

Взаимопроверка. Оценивание.


Познавательные:

Развивать умение

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Наблюдение над языковыми явлениями.

-А теперь выполним разбор глаголов с приставками.

2 ученика вызываются к доске. 1-й записывает и разбирает по составу слова подбежать, подплыть. 2-й ученик записывает эти слова в фонетической транскрипции.

Рассмотрим транскрипцию слов и сравним с написанием.

-Зависит ли написание приставки под- от произношения?


- Большинство приставок в русском языке пишется одинаково, в независимости от произношения. Но так бывает не всегда. В нашем языке есть приставки, в которых может меняться последний согласный.

Слайд 3.

Прочитайте предложения. Найдите слова с такими приставками.

Слайд4

  1. Остановился Жилин, раздумывает.

  2. Сидит девочка, глаза раскрыла, глядит на Жилина.

  3. Все руки избил он, а колодку не сбил.

-Из какого произведения эти предложения?

- В чем особенность этих приставок?

( Они оканчиваются на з-с).

- Группу этих приставок так и называют: Приставки на з-с.




Формулировка темы урока.

-Написание приставок на з-с требует применения правила, которое мы сегодня будем изучать. Давайте сформулируем тему.

-Правописание приставок на з-с.

Регулятивные:

Развивать умение ставить цели работы по теме урока;


Целеполагание.

Дети ставят цели урока самостоятельно. Проверка. Примерная формулировка целей:

  • 1.Знать правило о написании букв з-с на конце приставок.

  • 2. Уметь применять правило.

  • 3.Уметь распознавать орфограмму в словах.

Составление плана урока учащимися (в соответствии с поставленными целями)

-Ребята, цели мы поставили, а теперь давайте составим план урока, четко следуя логике целей.

-Если мы должны знать правило, к какому пособию, в котором содержится информация по правилу, мы обратимся? (Дети называют учебник и Паспорт ошибок). Предположительно выбираем Паспорт ошибок, так как детям интереснее «открыть» для себя правило, зашифрованное в схеме, и с опорой на обозначения рассказать его по таблице «Общий ключ к анализу правила».

Записываем:

ПЛАН

1.Работа с Паспортами ошибок.

- После того, как мы выучим правило, что нужно будет сделать?

Записываем:

2. Выполнение упражнений на закрепление.

-Если мы должны научиться распознавать орфограмму, какие виды работ мы можем выполнять?

- Составить тесты или написать «учительский» диктант

Записываем:

3. Составление тестов ЕГЭ (или «учительский» диктант).

Предположительно ученики выберут составление тестов, т.к. этот вид работы они выполняют с большим интересом и очень старательно. Возможно, что кто-то в классе выберет другой вид работы, тогда эти ученики тоже будут объединяться в пары и писать взаимодиктант.

Записываем:

3. Составление тестов ЕГЭ (или «учительский» диктант).


Познавательные:

Развивать умения извлекать информацию из схемы;

строить модели и схемы для решения различных задач.


Коммуникативные:

составлять речевое описание и объяснение действий.


Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний.

Рассмотрим схему, в которой зашифрована информация по этому правилу ( Паспорт ошибок) и расскажем правило, используя опорную таблицу «Общий ключ к анализу правила».




Проверка ранее усвоенных знаний, необходимых для овладения способами деятельности.

-Ребята, новое правило мы знаем хорошо, но нужно проверить, сможем ли мы его применить. Для этого мы должны быть уверены, что умеем определять звонкость-глухость согласных. Я буду называть согласные, а вы – показывать карточки синего и зеленого цвета (синий – звонкий звук, зеленый – глухой)

Слайд 6

Работа с сигнальными карточками и с таблицей для фонетического разбора, в которой характеристики звуков обозначены цветом.

-А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» по тексту, в котором говорится, какие приставки на з-с есть в русском языке. Вам нужно будет вставить пропущенное слово:

Стихотворение-помощник

Не забудьте, что приставки

Что приставки

ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ

Перед звуками глухими

З на С. (поменяют)

- К какому стилю относится этот текст? ( к художественному)

Как видите, правило можно изложить и в художественной форме.




















Регулятивные:

Осуществлять оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Коммуникативные:

грамотно составлять вопросы, необходимые для организации самостоятельной работы и работы с партнером.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Организация усвоения способов деятельности путем упражнений в применении информации:

Слайд 7 «Рассвет»

Чтение стихотворения

Чтение стихотворения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

(С.Есенин)

- О каком явлении природы идет речь? ( о рассвете)

Выполнение орфографического разбора слова с подробным комментарием.

Слайд 8 «Извержение вулкана»

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон. (А.С.Пушкин)

- Какому явлению природы посвящено стихотворение?

Чтение стихотворения. Выполнение орфографического разбора слова с подробным комментарием.



Творческое применение знаний, освоение способов деятельности при выполнении заданий:

1.Творческий диктант

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

Океан без предела
Облако без формы
Пустыня без воды

Небо без звезд

Ночь без луны

Тайга без краев


2.Выполнение мини-проектов – составление тестовых заданий формата ЕГЭ.

Слайд 9

Ученикам раздаются карточки по вариантам:

1 вариант

Воспринять, восполнить, возить, возмутить, возгордиться

Исходить, исцарапать, история, изрезать, истолковать.

2 вариант

Безвкусный, безветренный, беседа, беспроводной, безграмотный

Растение, растащить, растеряша, растоптать, разбудить

Из слов, записанных на карточке, предлагается составить тестовое задание с вариантами ответа.

ПРИМЕЧАНИЕ. Не во всех словах, присутствующих в задании, есть приставки на з-с: в некоторых подобные сочетания букв являются частью корня. Дети должны распознать орфограмму.

Работа в парах. Учащиеся составляют тестовые задания, обмениваются тестами и оценивают качество составления теста по заданным учителем критериям.

КРИТЕРИИ для взаимооценивания

  • Верная формулировка задания (Что надо искать?)

  • Правильный подбор материала , отсутствие ошибок в расстановке пропусков букв.

  • Аккуратность в оформлении теста.

  • Указание правильного количества ответов, наличие правильного ответа среди перечисленных.



В процессе работы вставляют пропущенные буквы.

Затем ученики снова обмениваются тетрадями и ставят оценки за решение теста.







Итог урока. Рефлексия.

Вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока.

1.Проверим знание правила по таблице, расскажем его по ролям.

2.Работа с Картой рефлексии. Обозначим цветом уровни умений, которые указаны в целях урока.

Домашнее задание.

1 уровень.

Из повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» выписать предложения со словами, в которых содержится орфограмма, выполнить орфографический разбор.

2. Написать сочинение-миниатюру с использованием словосочетаний из творческого диктанта с добавлением слов с орфограммой.



Оценивание учебного высказывания (ответа на вопрос).

Критерии:

  1. Умеет внимательно слушать ответ и соотносить с заданными критериями.

  2. Умеет обнаружить ошибки, недочеты и правильно определить критерий, по которому будет снижена оценка.

  3. Умеет в целом давать оценку учебного высказывания (результатов).



Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.



Оценка 1 балл ставится, если:

  1. Недостаточно внимательно слушал ответ.

  2. Не заметил некоторые ошибки, недочеты.

  3. По отдельным критериям оценка снижена или завышена.

Оценка 0 баллов ставится, если:

  1. Невнимательно слушал ответ учащегося.

  2. Не заметил ошибки, недочеты или отметил ошибки там, где их не было.

  3. В целом оценивание выполнено неправильно.



Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 6.



  • Развитие предметных умений, регулятивных, коммуникативных УУД при выполнении мини-проекта. Составление учебной задачи для партнера (теста по типу задания А в формате ЕГЭ).

  • Критерии:

  1. Правильность формулирования задания (Что надо искать?)

  2. Правильный подбор материала для составления задачи.

  3. Корректность в оформлении теста (правильно отмечены пропуски букв, аккуратная запись).

  4. Соответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.



Оценка 2 балла по каждому критерию ставится, если оценивание выполнено правильно.

Оценка 1 балл ставится, если:

  1. Есть недочеты в формулировании задания.

  2. Есть недостатки в подборе материала.

  3. Есть замечания по оформлению теста.

  4. Несоответствие количества предлагаемых вариантов заданиям формата ЕГЭ, наличие правильного ответа среди перечисленных.

Оценка 0 баллов ставится, если:

  1. Задание сформулировано неправильно или отсутствует.

  2. Большая часть материала подобрана неправильно.

  3. Имеются грубые нарушения в оформлении теста.

  4. Отсутствует правильный вариант ответа.



Максимальное количество баллов за выполнение задачи – 8.

















Оценивание регулятивного УУД- постановку целей работы

1.1.Цели отражают условия достижения положительного результата в полной мере – 2 балла;

1.2.Цели отражают условия достижения положительного результата частично- 1 балл; (отражают основные составляющие положительного результата)

1.3.Цели не отражают условия достижения положительного результата -0 баллов;

-------------------------------------------------------------------------------------------------

2.1.Приведены верные формулировки целей -2 балла.

2.2.В формулировке целей допущены негрубые ошибки- 1балл.

2.3.В формулировке целей допущены грубые ошибки- 0 баллов.

Или: цели не сформулированы- 0баллов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!