Русский язык. 7 класс. Предлог. Росолова Л.М.
МБОУ « Брагинская СОШ № 11» Курагинского района
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Применение обучающимися опорных понятий: : самостоятельные и служебные части речи, предлог, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
1.2. Развитие у обучающихся УУД:
познавательных: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
регулятивных: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения своих результатов с эталоном, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения;
коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
1.3. Овладение обучающимися специальными умениями:
Цели: употреблять предлоги в тексте, определять вид предлога по структуре, происхождению, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Овладение специальными умениями:
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)
Урок русского языка в 7 классе
Обобщающий урок по теме «Предлог».
Приложение 1
Задание №1. С данными словами составьте словосочетания, используя предлоги и слова в скобках.
Потребность, стремление (деятельность); участие, пребывание (организация); страдать, сетовать (разлука); оплатить, уплатить (квартира).
Задание №2. Списать, раскрывая скобки, объяснить свой выбор.
(не)смотря в книгу, (не)смотря на огонь; (в)продолжени(и,е) книги, (в)продолжени(и,е) двух суток; (в)течени(и,е) месяца, (в)течени(и,е) реки; (в)следстви(и,е) размывов.
Задание№3. Вставьте в предложения нужные слова. Определите, являются ли они предлогами или схожими с предлогами сочетаниями.
Мы встретили старых друзей при ___________метро. Все разошлись по домам________собрания. Не встретил ни одного человека_________часа. Действовали __________приказу командира. Испуганный котенок выскочил на нас прямо_________угла. __________________непогоды прогулка была отменена.
Заявка на оценку:
«5» — 17 балл и более.
«4» — 16 - 13 баллов.
«3» — 12 - 10 баллов.
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент. | | |
1.1. | Проверка готовности учащихся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1.2. Слайд №1 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 17 и б. «4» — 16 - 13 б. «3» — 12 -10 б. | 30 сек. | Планируют оценку и фиксируют в оценочном листе |
II. | Работа по теме урока | | |
2.1. | Выведение цели урока: Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать цель урока. | За каждую версию – по 1 баллу. 3 мин. | Версии уч-ся: 1. Повторение понятий самостоятельные и служебные части речи, предлог, виды предлогов по значению и структуре. 2. Совершенствовать умения различать производные и непроизводные предлоги, употреблять предлоги в тексте. |
2.2. | Фронтальная работа. №1. Сформулируйте по теме урока: 1. Вопросы-понятия; 2. Вопросы-суждения. | По 1 баллу за каждый вопрос. 5 мин. | Вопросы – понятия. 1. Что называется предлогом? 2. Что считается простым и составным предлогом? (2. Что считается служебной частью речи?) 3. Что понимается под структурой предлога? 4. Что выражает предлог? 5. Что такое производный предлог? Вопросы – суждения. 1. Чем объяснить, что предлог – это служебная часть речи? 2. Как доказать, что предлоги бывают простыми и составными? (2. Как доказать, что слово «в» является предлогом?) 3. В каком случае слово «благодаря» - предлог, а в каком деепричастие? 4. Почему предлоги делятся на производные и непроизводные предлоги? |
2.3. | №2. Сигнальный диктант. Задание: с помощью сигнальных карточек показать, где производный предлог (П), а где – непроизводный (Н). Самооценка. | 0-1 ошибка- 5 б. 2 ошибки – 4 б. 3 ошибки – 3 б. 2 мин. | Слова для диктанта: В течение, вследствие, после, из-за, сквозь, у, ввиду, в продолжение, из-под, благодаря, согласно, мимо, около, для, в, за, наперекор, вопреки, между, перед, от, с. Производные предлоги: в течение, вследствие, после, сквозь, ввиду, в продолжение, благодаря, согласно, мимо, около, наперекор, вопреки, между. Непроизводные предлоги: из-за, у, из-под, для, в, за, перед, от, с. |
2.4 | Индивидуальный труд Каждый учащийся получает карточки с заданием : Задание №1. С данными словами составьте словосочетания, используя предлоги и слова в скобках. Задание №2. Списать, раскрыть скобки, объяснить свой выбор. Задание №3. Вставьте в предложения нужные слова. Определите, являются они предлогами или схожими с предлогами сочетаниями. (см. Приложение 1) | З. №1 – 4 б. З. №2 – 7 б. З. №3 – 6 б. 10- 12 минут. | Задание №1. Потребность в деятельности, стремление к деятельности; участие в организации, пребывание в организации; страдать в разлуке, сетовать на разлуку, уплатить за квартиру, оплатить квартиру. Задание №2. Не смотря в книгу, несмотря на огонь; в продолжении книги, в продолжение двух суток; в течение месяца, в течении реки; вследствие размывов. Задание №3. Мы встретили старых друзей при выходе из метро. Все разошлись по домам после собрания. Не встретил ни одного человека в течение часа. Действовали по приказу командира. Испуганный котенок выскочил на нас прямо из-за угла. Из-за непогоды прогулка была отменена. |
2.5 Слайд №2. | Простая кооперация . Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда, подготовьте по 1 вопросу-суждению для каждой группы и выступление: 1 группа: Объяснить Задание №1. 2 группа: Объяснить Задание №2. 3 группа: Объяснить Задание №3. | 1-2 минуты. | Обсуждение в группах задания, подготовка вопросов-суждений. Задание №1. выполняется на доске. Задание №2. выполняется на доске по заготовке. Задание №3. выполняется на компьютере. |
2.6. | Сложная кооперация. | Выступление от группы до 2 б.; дополнения, возражения 1-2 б. | Выступление 1 – 3 групп (по 3 – 4 мин. каждая). Дополнения, возражения, вопросы-суждения. После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы. Задание №1 – 4 балла. Задание №2 – 7 баллов. Задание №3 – 6 баллов. |
2.7. | Обобщение темы. Выполнить задание: 1. Дать полную характеристику предлогу (по выбору учащихся) из задания №3. 2. Сформировать вопрос – суждение, ответом на который станет доказательство вида другого предлога. | 1 мин. | 1. Из – служебная часть речи, предлог, простой, непроизводный, неизменяемый, употребляется с родительным падежом. При выходе из метро. 2. Как доказать, что предлог «В» - непроизводный предлог? Дополнение к ответу №1: Умозаключение. Предлог – это служебная часть речи, которая грамматически выражает зависимость одних слов от других в словосочетании. Слово ИЗ выражает грамматически зависимость слова «выход» от слова «метро» ___________________________________________ Слово ИЗ – предлог. |
2.8. . | Самооценка урока. Подсчет набранного количества баллов. – Определение оценки по заявке. – Выявление учащихся, получивших запланированную оценку. – Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; обсуждение причин расхождения плана и факта оценки. | 1 минута | Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». «5» — 17 и б. «4» — 16 - 13 б. «3» — 12 -10 б. |
III | Организация домашнего задания: 1. Выполнить упражнение №305 по плану: Общее – предлог, особенное – непроизводный, единичное – из. 2. Выполнить морфологический разбор 3-х предлогов из упражнения №305. | 5 мин. | Общее. | Особенное. | Единичное. | Предлог. | Непроизводный. | Из (окон) | | | С (воем) | | | В (воздухе) | | | На (голову) | 2. С – предлог. I. Холмы с гребнем (Т.п.) II. Морф. Признаки: простой, непроизводный, неизменяемый. |
Заявка на оценку.
«5» - 17 баллов и более
«4» - 16 – 13 баллов
«3» - 12 – 10 баллов.