СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Предлог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответсвии с учебным планом и критериальным оцениванием.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Предлог"»


Русский язык. 7 класс. Предлог. Росолова Л.М.

МБОУ « Брагинская СОШ № 11» Курагинского района

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Применение обучающимися опорных понятий: : самостоятельные и служебные части речи, предлог, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.


1.2. Развитие у обучающихся УУД:

познавательных: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивных: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения своих результатов с эталоном, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.


1.3. Овладение обучающимися специальными умениями:


Цели: употреблять предлоги в тексте, определять вид предлога по структуре, происхождению, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.

1.3 Овладение специальными умениями:

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)


Урок русского языка в 7 классе

Обобщающий урок по теме «Предлог».



Приложение 1

Задание №1. С данными словами составьте словосочетания, используя предлоги и слова в скобках.

Потребность, стремление (деятельность); участие, пребывание (организация); страдать, сетовать (разлука); оплатить, уплатить (квартира).

Задание №2. Списать, раскрывая скобки, объяснить свой выбор.

(не)смотря в книгу, (не)смотря на огонь; (в)продолжени(и,е) книги, (в)продолжени(и,е) двух суток; (в)течени(и,е) месяца, (в)течени(и,е) реки;   (в)следстви(и,е) размывов.

Задание№3. Вставьте в предложения нужные слова. Определите, являются ли они предлогами или схожими с предлогами сочетаниями.

Мы встретили старых друзей при ___________метро. Все разошлись по домам________собрания. Не встретил ни одного человека_________часа. Действовали __________приказу командира. Испуганный котенок выскочил на нас прямо_________угла. __________________непогоды прогулка была отменена.

Заявка на оценку:

«5» — 17 балл и более.

«4» — 16 - 13 баллов.

«3» — 12 - 10  баллов.

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся


I.

Оргмомент.



1.1.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие раздаточного материала)

10 сек.


1.2. Слайд №1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):

«5» — 17 и   б.

«4» —  16 - 13 б.

«3» —   12 -10 б.

30 сек.

Планируют оценку и фиксируют в оценочном листе


II.

Работа по теме урока



2.1.





















Выведение  цели урока:



Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать

цель урока.

За каждую версию – по 1 баллу.



3 мин.



Версии уч-ся:

1. Повторение понятий самостоятельные и служебные части речи, предлог, виды предлогов по значению и структуре.

2. Совершенствовать умения различать производные и непроизводные предлоги, употреблять предлоги в тексте.



2.2.























Фронтальная работа.

№1. Сформулируйте по теме урока:

1. Вопросы-понятия;

2. Вопросы-суждения.

По 1 баллу за каждый вопрос.





5 мин.

Вопросы – понятия.

1. Что называется предлогом?

2. Что считается простым и составным предлогом?

(2. Что считается служебной частью речи?)

3. Что понимается под структурой предлога?

4. Что выражает предлог?

5. Что такое производный предлог?

Вопросы – суждения.

1. Чем объяснить, что предлог – это служебная часть речи?

2. Как доказать, что предлоги бывают простыми и составными?

(2. Как доказать, что слово «в» является предлогом?)

3. В каком случае слово «благодаря» - предлог, а в каком деепричастие?

4. Почему предлоги делятся  на производные и непроизводные предлоги?

2.3.

№2. Сигнальный диктант.

Задание: с помощью сигнальных карточек показать, где производный предлог (П), а где – непроизводный (Н).



Самооценка.





0-1 ошибка- 5 б.

ошибки – 4 б.

ошибки – 3 б.





2 мин.

Слова для диктанта: В течение, вследствие, после, из-за, сквозь, у, ввиду, в продолжение, из-под, благодаря, согласно, мимо, около, для, в, за, наперекор, вопреки, между, перед, от, с.



Производные предлоги: в течение, вследствие, после, сквозь, ввиду, в продолжение, благодаря, согласно, мимо, около, наперекор, вопреки, между.



Непроизводные предлоги: из-за, у, из-под, для, в, за, перед, от, с.

2.4







Индивидуальный труд

Каждый учащийся получает карточки с заданием :

Задание №1.

С данными словами составьте словосочетания, используя предлоги и слова в скобках.

Задание №2. Списать, раскрыть скобки, объяснить свой выбор.

Задание №3. Вставьте в предложения нужные слова. Определите, являются они предлогами или схожими с предлогами сочетаниями.

(см. Приложение 1)

З. №1 – 4 б.









З. №2 – 7 б.







З. №3 – 6 б.





















10- 12 минут.

Задание №1. Потребность в деятельности, стремление к деятельности; участие в организации, пребывание в организации; страдать в разлуке, сетовать на разлуку,   уплатить за квартиру, оплатить квартиру.



Задание №2. Не смотря в книгу, несмотря на огонь; в продолжении книги, в продолжение двух суток; в течение месяца, в течении реки; вследствие размывов.



Задание №3. Мы встретили старых друзей при выходе из метро. Все разошлись по домам после собрания. Не встретил ни одного человека в течение часа. Действовали  по приказу командира. Испуганный котенок выскочил на нас прямо из-за угла. Из-за непогоды прогулка была отменена.



2.5

















Слайд №2.







Простая кооперация .

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда, подготовьте по 1 вопросу-суждению для каждой группы и выступление:

1 группа: Объяснить Задание №1.

2 группа: Объяснить Задание №2.

3 группа: Объяснить Задание №3.



1-2 минуты.


Обсуждение в группах задания, подготовка вопросов-суждений.

















Задание №1. выполняется на доске.





Задание №2. выполняется на доске по заготовке.





Задание №3. выполняется на компьютере.

2.6.



Сложная кооперация.

Выступление от группы до 2 б.;

дополнения, возражения 1-2 б.

Выступление 1 – 3 групп (по 3 – 4 мин. каждая).

Дополнения, возражения, вопросы-суждения.



После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы.

Задание №1 – 4 балла.

Задание №2 – 7 баллов.

Задание №3 – 6 баллов.

2.7.

Обобщение темы.

Выполнить задание:

1. Дать полную характеристику предлогу (по выбору учащихся) из задания №3.

2. Сформировать вопрос – суждение, ответом на который станет доказательство вида другого предлога.

1 мин.

1. Из – служебная часть речи, предлог, простой, непроизводный, неизменяемый, употребляется с родительным падежом.

При выходе из метро.



2. Как доказать, что предлог «В» - непроизводный предлог?



Дополнение к ответу №1:

Умозаключение.

Предлог – это служебная часть речи, которая грамматически выражает зависимость одних слов от других в словосочетании.

Слово ИЗ выражает грамматически зависимость слова «выход» от слова «метро»

___________________________________________

Слово ИЗ – предлог.



2.8. .

















Самооценка урока.



Подсчет набранного количества баллов.

– Определение оценки по заявке.

– Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.

– Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

обсуждение причин расхождения плана и факта оценки.



1 минута



Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку».



«5» — 17 и   б.

«4» —  16 - 13 б.

«3» —   12 -10 б.

III

Организация домашнего задания:

1. Выполнить упражнение №305 по плану: Общее – предлог, особенное   – непроизводный, единичное – из.

2. Выполнить морфологический разбор 3-х предлогов из упражнения №305.

5 мин.

Общее.

Особенное.

Единичное.

Предлог.

Непроизводный.

Из (окон)





С (воем)





В (воздухе)





На (голову)





2. С – предлог.

I. Холмы с гребнем (Т.п.)

II. Морф. Признаки: простой, непроизводный, неизменяемый.

Заявка на оценку.

«5» - 17 баллов и более

«4» - 16 – 13 баллов

«3» - 12 – 10 баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!