Данный урок составлен на основе программы «Математика» 4 класс под редакцией В. Н. Рудницкой, Т. В. Юдачёвой.
Создать условия для открытия способов построения алгоритма сочетательного свойства сложения;
сформировать способность к творческому умению находить рациональные способы вычисления значений выражений.
обучение навыку применения свойств сложения при нахождении значения числового выражения;
обучение умению применять новый алгоритм при решении задач.
Данный урок проводится в 4-ом классе после уроков ознакомления с переместительным свойством сложения и умножения, где обучающиеся учились находить рациональные способы вычисления значений выражений.
На данном уроке учащиеся должны открыть новый способ вычислений.
Чтобы открыть что-то новое, нужны идеи, обмен смыслами. Это легче осуществить посредством сотрудничества. Поэтому мной выбрана групповая форма деятельности на уроке.
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Послушайте притчу. Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука. И у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников: что ты видишь? Первый ученик ответил: «Учитель, я вижу дерево и мишень на нём.» Другой ученик произнёс: « Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе» Третий сказал: «Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников, и дерево, на котором висит мишень» Остальные отвечали примерно то- же самое. Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджонио и спросил: «Что ты видишь, Арджонио?» «Прости, Учитель, наверно у меня что-то случилось с глазами. Как я не стараюсь, я не вижу ничего, кроме центра мишени» - последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал….. Вот как вы думаете, ребята, что же он мог им сказать, и почему Арджуно не видел ничего, кроме центра мишени? -Какие ваши мысли? -Какие у вас возникли идеи? Ну, тогда слушайте. Дрона повернулся к ученикам и назидательно сказал: «Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель». И действительно, попадающим в цель, т.е. достигающим своей цели, может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность в своих действиях. Я надеюсь, что мы с вами достигнем своей цели, ведь главное на уроке – собранность. | Учащиеся включаются в учебную деятельность, обмениваются смыслами, образовавшимися в результате прослушивания притчи.
Поддерживают диалог.
Обмениваются положительными эмоциями, возникшими идеями. Настраивают себя на собранность, организованность, на достижение поставленной цели |
Личностные УУД: самоопределение.
|
2. | Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите на доску, а что вы видите? 1) 38 Х2 =76 2) 754 – 232=522 3) 64 : 2=32 4) 56 +843=899 5) (850 +622) +178 =1650 ( Это выражения) Приложение 1 Прочитайте , пожалуйста, эти выражения по -разному. Назовите компоненты выражений. Какое задание мы можем выполнить? (найти значения этих выражений) - Какое свойство сложения вы использовали ? (Переместительное: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется) | Участвуют в диалоге.
1) умножение 2) разность 3) частное 4) сумма
| Познавательные УУД: - общеучебные; - логические.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Ведёт побуждающий диалог. Почему вы затруднились назвать значение этого выражения? - У вас возникли какие-то идеи, как это можно сделать? - я думаю, что нужно применить какое-то новое свойство сложения. Это новое свойство сложения и есть тема нашего урока. Вы можете сейчас назвать тему урока? - Предлагаю вам поработать в группах. Я вам даю карточки, и вы должны найти значения, сформулировав правило.
| Участвуют в диалоге. - Не можем, т. к. числа большие.
-решить столбиком.
-нет, не можем.
-выполнить сложение наиболее рациональным способом - сформулировать правило | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы; - поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
4 | « Открытие» детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организует деятельность.в группах
-какая группа готова? Выбирает главный в группе. - Защищает свою группу кто? -Какая у вас была цель?
-Дополнения есть? Посмотрите в учебнике, как называется такое свойство сложения?
С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока. Слайд 2 - Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
| (850 +622) +178 = 850 + (622+178) -формулируют правило. Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего -Это свойство называют сочетательным свойством сложения. (А +В) +С = А + (В+С) Дети формулируют тему и учебную задачу урока | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем. |
5. | Первичное закрепление с проговарива- нием
Физминутка | 1.Организует работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив задания на слайде 3 -какой закон математики вы применяли? -назовите его. « Паучок» слайд 4 |
-выполняют задания на слайде
Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение алгоритмом умножения. |
6. | Самостоятельная работа Взаимоконтроль с проверкой по эталону. Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке, проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
| -Самостоятельно выполните задание №339 с. 80, учебник - Понятно ли вам, как применять сочетательное свойство? Даёт инструктаж по выполнению задания. -Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: На полях нарисуйте Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к карточке-помощнице (А+Б) + С= А + (Б+ С)
Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. Выводит ответы к заданию на экран. (Слайд 5 проверка - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Прогнозируют результат и выполняют задание.
Уверен сомневаюсь нужна помощь
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей. (Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку). | Регулятивные УУД: -прогнозирование; -самоконтроль; -коррекция.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. |
8. | Включение нового в систему знаний и повторения.
Цель: - закрепление умения решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | 1. Организует работу над задачей. - Прочитайте задачу на карточках. Приложение 2 В д. сад привезли 350кг яблок. Это в 5раз больше, чем привезли груш. А слив привезли на 87кгбольше,чем груш. Сколько всего кг фруктов привезли в д. сад? - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? Выделите главные слова и сделайте краткую запись задачи. ЯБ.. – 350кг Г. - ? в 5 раз С. -? На 130 кг чем груш - Сколько кг яблок привезли в д.сад ? (350) -Груш? (Не знаем точно, но в 5 раз меньше, чем яблок). - Что можно узнать, используя эти данные? ( -Как? Запишите и вычислите.(350:5 =70) - Можем ли теперь ответить на вопрос задачи? (Нет) -Почему? (Нужно узнать, сколько продали слив) Найдите. (7о +130=200) - Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да). 350+70 +200+570кг -какое свойство умножения применили ? -Запишите ответ. |
-О том, что в д.сад привезли яблоки, груши и сливы.
Что яблок привезли.350кг Как звучит вопрос задачи?
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.
-сколько кг груш привезли.
1 ученик записывает решение задачи на доске.
взаимопроверка | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9.
10.
| Рефлексия учебной деятельности. Цель: - оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания.
Домашнее. задание | Благодарит ребят за работу.- - Какая тема нашего урока? (Слайд6 ) - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? (Слайд7) - Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать? Слайд 8 - Достигли мы успеха? Важно ли в жизни ставить цель? Для чего нужна цель в жизни?
Итог урока (Слайд9) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 9. Самооценка Приложение 3 - Какая была проблема? - Какой способ сложения мы использовали сегодня? - О каких способах поговорим на следующем уроке?
Выставление оценок составить карточки с выражениями на применение сочетательного закона для того, чтобы предложить задания своему соседу Литература: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва Математика 4 класс, Вентана Граф: 2012г. Поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Волгоград издательство «Учитель» 2013г. | -Сочетательное свойство сложения.
- научиться применять сочетательное свойство сложения в вычислениях -Достигли. Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке. Высказывают своё мнение. - Урок прошел удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями я справлялся успешно. Я очень доволен собой! - Сегодня на уроке не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой! |
Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания. |
В д. сад привезли 350кг яблок. Это в 5раз больше, чем привезли груш. А слив привезли на 87кгбольше,чем груш. Сколько всего кг фруктов привезли в д. сад?