Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Мирненская СОШ
Урок по теме:
«Спинной мозг. Его строение. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции».
для обучающихся 8 класса
Составитель:
Учитель биологии
МОУ Мирненская СОШ
Третьякова (Лебедева) И.В.
.
п. Мирный, 2011год
Цели урока: закрепить и скорректировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы, дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функции, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга и показать его связь с головным мозгом; развивать умение работать с учебником, таблицами, схемами.
Оборудование: таблицы и модели с изображением спинного мозга, схем спинномозговых рефлексов, скелет человека, таблица «Строение нервной системы».
Форма урока
комбинированный урок
Оборудование урока
компьютер
мультимедийный проектор
экран
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант – проверка умения определять основные понятия темы. Понятия: н.йрон, ден.рит, .ксон, не..ный импульс, чу.ствительный, встав.чный, двиг.тельный н.йрон, син.пс.
2. Выполните тестовое задание.
1. Нервная система выполняет следующие функции:
А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов
2 Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
А. Аксонами В. Дендритами
Б. Нейронами Г. Медиаторами
3. По функции вся нервная система подразделяется на:
А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую
4. Синапс - это:
А. Область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями
Б. Вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса
В. Окончание чувствительных нервных волокон
Г. «Энергетическая станция» клетки
5. Свойство нервной ткани:
А. Возбудимость и сократимость В. Сократимость
Б. Возбудимость и проводимость Г. Только возбудимость
6. В периферическую нервную систему не включают:
А. Нервы В. Спинной мозг
Б. Ганглии Г. Нервные окончания
Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала начинается с биологической истории (о спинальном рефлексе лягушки)
При нанесении спинномозговой лягушке очень сильного раздражения (пинцет и кислота) наблюдается одергивание всех конечностей. Почему при этом раздражении пришли в движение другие конечности? Почему лягушка сбрасывает бумажку, соченной в кислоте? Каков был путь нервного раздражения?
Ответить на поставленные вопросы вы сможете после изучения темы «Строение и функции спинного мозга».
Работа в парах:
У обучающихся на столе лежат листочки с различными заданиями.
Задание 1. Изучив текст на карточке, заполните пропущенные слова в тексте.
«Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около-----------и длиной
около 42-45 см. Он начинается от ------------и расположен внутри--------------
На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие
---------- , которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий---------, проходящий по всей его длине. Он заполнен------------
жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено---------, оно образовано----------- нервных клеток. Серое вещество расположено-----------спинного мозга и представлено------нервных клеток. Спинной мозг состоит из-------- сегмента От каждого из них отходит пара -----. Начинаются они двумя ------ передним и задним. В передних ------- проходят -------- волокна., а в задних -------- волокна.
Проверяется правильность выполнения задания, уточняется информация.
Задание 2. Изучите функции спинного мозга на примере рефлекса боли и, используя учебник, ответьте на вопросы. (стр. 188 )
В чем выражается рефлекторная функция спинного мозга?
В чем выражается проводниковая функция спинного мозга.
Задание 3. Познакомьтесь с информацией на карточках, объясните опыты со спинальной лягушкой и ответьте на проблемные вопросы 1. Почему при раздражении пришли в движение другие конечности? 2.Почему лягушка сбрасывает бумажку, смоченную в кислоте? 3. Каков был путь нервного раздражения?
Выводы:
Спинной мозг - отдел центральной нервной системы человека, расположенный в позвоночном канале. Спинной мозг имеет форму цилиндрического тяжа с внутренней полостью ( спинномозговым каналом ); он покрыт тремя мозговыми оболочками: мягкой, или сосудистой ( внутренней ), паутинной ( средней ) и твёрдой ( наружной ). Пространство оболочками заполнены спинномозговой жидкостью. У человека 31 сегмент: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый. От каждого сегмента отходит группа нервных волокон - корешковые нити, которые, соединяясь, образуют спинномозговые корешки. Каждая пара корешков соответствует одному из позвонков и выходит из позвоночного канала через отверстие между ними. Задние спинномозговые корешки несут в себе чувствительные ( афферентные ) нервные волокна, по которым в спинной мозг передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов, внутренних органов. Передние корешки содержат двигательные ( эфферентные ) нервные волокна, по которым импульсы из двигательных или симпатических клеток спинного мозга передаются на периферию ( к скелетным мышцам, гладким мышцам сосудов и внутренним органам ). Задние и передние корешки перед входом в межпозвонковое отверстие соединяются, образуя при выходе из позвоночника смешанные нервные стволы.
Спинной мозг состоит из двух симметричных половин, нервные клетки и их короткие отростки образуют вокруг спинномозгового канала серое вещество. Нервные волокна, составляющие восходящие и нисходящие пути, образуют по краям серого вещества белое вещество.
Деятельность спинного мозга носит рефлекторный характер. Рефлексы возникают под действием чувствительных сигналов, поступающих в спинной мозг от рецепторов, являющихся началом рефлекторной дуги, а также под влиянием сигналов, идущих сначала в головной мозг, а затем спускающихся в спинной мозг по нисходящим путям. Наиболее сложные рефлекторные реакции спинного мозга управляются различными центрами головного мозга. Спинной мозг служит при этом не только звеном в передаче поступающих из головного мозга сигналов к исполнительным органам: эти сигналы перерабатываются вставочными нейронами и сочетаются с сигналами, поступающими в это же время от периферических рецепторов.
Закрепление изученного материала
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных —:
Снаружи спинного мозга находится серое вещество, внутри —.белое.
Толщина спинного мозга около 1 см, длина в среднем 43 см.
Спинной мозг имеет три оболочки — внутренняя твердая, средняя — паутинная, наружная, прилегающая к позвоночному каналу — мягкая.
От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, он состоит из 31 сегмента.
В сером веществе спинного мозга различают передние, задние и боковые рога.
Нейроны ядер передних рогов — чувствительные.
Нейроны ядер задних рогов — двигательные.
Если у лягушки перерезать на одной стороне задние корешки, а на другой передние, то лапки на стороне, где перерезаны задние корешки, окажутся парализованными,
а на противоположной стороне, где перерезаны передние
корешки, лишаются чувствительности.
Спинному мозгу присущи две функции — рефлекторная и проводниковая.
Выберите 3-4 группы терминов и составьте устный рассказ на выбранную тему
Термины:
А) нейрон, нервная ткань, нервная система
Б) аксон, нейрон, дендриты
В) центральная, периферическая, белое вещество, нервы, серое вещество
Г) регуляция работы органов, связь с внешней средой, согласованиеработы организма
Д) вегетативная, соматическая, мышцы, внутренние органы
Е) раздражение, рецепторы, чувствительные нейроны, вставочныенейроны, двигательные нейроны, мышца
Ж) нервы, спинной мозг, головной мозг
Темы:
1) Строение нервной системы
2) Функции нервной системы
3) Рефлекторная дуга
Домашнее задание.
Изучить текст учебника § 49. Составить кроссворд по теме.
Информационные источники.
. http://tana.ucoz.ru/load/255-1-0-786 Рефлекторная дуга
http://tana.ucoz.ru/load/255-1-0-2766 Рефлекторная регуляция
http://licey-reutov.ru/catalog/res/74e74454-a5fc-4330-9f9b-be4a892f3dd9/view/ Спинальные рефлексы лягушки.