Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. (9кл)
Цели:
а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП
б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП
в) воспитание культуры речи с использованием СПП
г) совершенствование пунктуационных навыков
Оборудование: учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы
Планируемые результаты: умеют использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса, различают виды придаточных.
ХОД УРОКА
I . Орг.момент
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Вопрос о том, какие темы пройдены при изучении СПП. Зачем? С какой целью? Над какой темой сегодня начнем работать при изучении СПП? (Дети отвечают) Какие цели и задачи поставим перед изучением темы?
— Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи.
2. Итак, словарная работа.
Подчинить
Подчинение
Подчинительный
Этимология этих слов: «чин» — порядок (русск.)
— Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.
Сочинение — «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.
Сочинение — это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.
— Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)
III. Работа по теме урока.
1.Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.
— Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.
Вопросы классу:
Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
Дайте определение СПП предложению, пример.
Расскажите о структуре СПП.
Перечислите средства связи в СПП.
Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.
— Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных, ранее изученных.
[ х ], (что) — изъяснительное
[ х ], (какой) — определительное.
Приведите примеры, соответствующие схемам.
Коллективная работа с текстом.
3. — Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).
— На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.
— Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).
— Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).
Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.
IV. Закрепление.
1. Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.
Объяснительный диктант
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
(Когда …), [… ] – обст. времени.
Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.
[ … указ. сл.], ( где …) – обст. места.
Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.
[…], ( чтоб …) – обст. цели.
Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.
[…ук.сл.], (что …) – обст. степени.
Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.
[…], (словно …) – обст. сравнит.
— Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).
— А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)
2. — Давайте усложним задание.
По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.
Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.
[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). […указ. слово тот + сущ.], (когда…).
Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.
[…], (когда … ) – придат. времени
— Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.
3. Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда — союзное слово, а во втором — подчинительный союз.
V. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы продолжили изучать большую и сложную тему. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Чтобы выяснить, интересен ли был вам урок, ответьте на вопросы:
На уроке я работал активно/пассивно; своей работой доволен/не доволен; что хорошо понял/над чем надо работать
Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5-6 СПП с придаточными обстоятельственными.
.