СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "СПП с придаточными обстоятельственными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока - закрепить изученное о СПП с придаточными изъяснительными и определительныи; познакомить с придаточными обстоятельственными.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "СПП с придаточными обстоятельственными"»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. (9кл)

Цели:

а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП

б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП

в) воспитание культуры речи с использованием СПП

г) совершенствование пунктуационных навыков

Оборудование: учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы

Планируемые результаты: умеют использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса, различают виды придаточных.


ХОД УРОКА

I . Орг.момент

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Вопрос о том, какие темы пройдены при изучении СПП. Зачем? С какой целью? Над какой темой сегодня начнем работать при изучении СПП? (Дети отвечают) Какие цели и задачи поставим перед изучением темы?

— Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи.

2. Итак, словарная работа.

Подчинить

Подчинение

Подчинительный

Этимология этих слов: «чин» — порядок (русск.)

— Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.

Сочинение — «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.

Сочинение — это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.

— Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)

III. Работа по теме урока.

1.Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.

— Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.

Вопросы классу:

  • Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)

  • Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?

  • Дайте определение СПП предложению, пример.

  • Расскажите о структуре СПП.

  • Перечислите средства связи в СПП.

  • Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.

— Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных, ранее изученных.

[ х ], (что) — изъяснительное

[ х ], (какой) — определительное.

Приведите примеры, соответствующие схемам.

Коллективная работа с текстом.

3. — Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).

— На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.

— Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).

— Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).

Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.


IV. Закрепление.

1. Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.

Объяснительный диктант

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

(Когда …), [… ] – обст. времени.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

[ … указ. сл.], ( где …) – обст. места.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

[…], ( чтоб …) – обст. цели.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

[…ук.сл.], (что …) – обст. степени.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.

[…], (словно …) – обст. сравнит.

— Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).

— А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)

2. — Давайте усложним задание.

По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.

Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.

[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). […указ. слово тот + сущ.], (когда…).

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.

[…], (когда … ) – придат. времени

— Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.

3. Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда — союзное слово, а во втором — подчинительный союз.

V. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы продолжили изучать большую и сложную тему. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Чтобы выяснить, интересен ли был вам урок, ответьте на вопросы:

На уроке я работал активно/пассивно; своей работой доволен/не доволен; что хорошо понял/над чем надо работать

Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5-6 СПП с придаточными обстоятельственными.

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!