Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот;
развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, но для этого вам потребуется внимательность, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Итак, все готовы работать!
2. Проверка наличия домашнего задания. (фактическая проверка осуществится учителем, в конце урока дети сдают тетради)
3. Актуализация опорных знаний.
1). Исключите лишнее (дроби записаны на доске)
а)
. («Лишняя» дробь -
, т.к. она неправильная, а остальные правильные.)
б)
.(«Лишняя» дробь -
, т.к. она правильная, а остальные неправильные, или
, т.к. она равна 1, а остальные нет.)
2). Сравните (записано на доске)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/07/s_598883dd3bac7/669342_6.png)
3). Прочитайте числа (на карточках)
1 000, 100 000, 10 000 000, 100, 1 000 000, 10 000.
4). Какое число записывается:
а) единицей с двумя последующими нулями? (Сто);
б) единицей с четырьмя последующими нулями? (Десять тысяч);
в) единицей с шестью последующими нулями? (Миллион);
г) единицей с девятью последующими нулями? (Миллиард).
4. Формулирование темы урока.
- Прочитайте дробь:
(карточка)
- Как называется такая дробь? (Обыкновенная неправильная.)
- Назовите знаменатель. Что он показывает?
- Назовите числитель. Что он показывает?
- Выделите целую часть
)
- Какие действия с обыкновенными дробями и смешанными числами мы умеем выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби.)
- Пока мы знаем не очень много о дробях, например, мы не умеем умножать, делить.
Тема сегодняшнего урока: Десятичная запись дробных чисел.
Откройте тетради, запишите число: сегодня 08 февраля 2010года, и тему урока.
- Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.
5. Изучение нового материала.
(Фронтальная работа с классом, ведем записи в столбик на доске и в тетрадях.)
- Как выразить 3м 57см в метрах?
3м 57 см =
м
- Какую часть метра составляет 1 дм?
1 дм =
м
- Какую часть метра составляют 27 см?
27 см =
м
- Как выразить 2 кг 216 г в килограммах?
2 кг 216 г =
г
- Какую особенность этих дробей вы заметили? (Знаменатели записываются единицей с одним или несколькими нулями.)
- Такие обыкновенные дроби, у которых знаменатель записан единицей с одним или несколькими нулями, можно записывать без знаменателя.
- Как это сделать? Сначала записывается целая часть числа, а потом числитель дробной части. Целая часть отделяется от дробной запятой.
- Запишем:
= 3,57. И прочитаем: 3 целых, 57 сотых.
- 3,57 называют десятичной записью числа, или десятичной дробью.
- Ребята, как вы думаете, как записать в виде десятичной дроби число, если целой части нет? (Если нет целой части, значит 0 целых.)
Запишем:
= 0,1 . Прочитаем: 0 целых, 1 десятая.
Запишем:
= 0,27 . Прочитаем: 0 целых, 27 сотых.
Запишем:
= 2,216 . Прочитаем: 2 целых, 216 тысячных.
- Какую запись дробных чисел мы составили? (Десятичную.)
- Какую часть килограмма составляют 27 граммов?
27 г =
кг
- Запишите эту дробь в виде десятичной записи. (1 ученик работает на доске)
= 0,027 - молодец, догадался!
Или:
= 0,27 . Но ведь
= 0,27! В чем же ошибка?
(Ответы детей.)
- Проследим закономерность:
= 3,57 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой;
= 0, 1 нуль в знаменателе, 1 цифра после запятой;
= 0,27 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой;
= 2,216 3 нуля в знаменателе, 3 цифры после запятой.
- Ребята, кто догадался, какое выполняется правило, от чего зависит количество цифр после запятой в записи десятичной дроби? (Ответы детей.)
- После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
- Откройте учебник на стр. 180 и найдите это правило. Прочитайте его.
- Запишем правильно:
= 0,027
- Запишите смешанные числа, которые я буду диктовать, в виде десятичной дроби:
- Как называют дроби: 2,06; 6,4; 10,010; 42,00007? (Десятичные дроби.)
- Для чего в записи в записи десятичной дроби служит запятая? (Для отделения целой части от дробной части).
- Какое число в десятичной записи
стоит до запятой, и какое после запятой?
6. Физминутка
- Я проговариваю утверждение. Если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаете.
- правильная дробь;
- больше единицы;
на координатном луче располагается между 0 и 1;
Из
можно выделить целую часть;
В десятичной записи
после запятой стоит 2 цифры;
- неправильная дробь;
Черту дроби можно понимать как знак деления.
7. Закрепление изученного материала.
1. Устно
Прочитайте десятичные дроби: 2,7; 11,4; 401,1 и т.д. (№1145) (записано на доске)
2. Под диктовку (1 и 1 ученик – на доске для последующей проверки, №1146)
а) 7 целых 8 десятых, 5 целых 45 сотых, 0 целых 59 сотых, 78 целых 1 сотая, 4 целых 601 тысячная; (7,8; 5,45; 0,59; 78,01; 4,601)
б) 0 целых 2 сотых, 785 целых 5 тысячных, 33 целых 8 десятых, 9 целых 13 тысячных, 204 целых 6 десятитысячных. (0,02; 785,005; 33,8; 9,013; 204,0006)
3. Письменно на доске и в тетради
а) запишите в виде десятичной дроби: (№1144)
задания записаны на карточках, ученики выходят по очереди, читают смешанное число и выполняют задание;
б) запишите в виде дроби или смешанного числа: (№1147)
2,7; 31,4; 567,39; 6,005; 42,78; 0,64; 0,60; 0,07; 0,99.
задания записаны на карточках, ученики выходят по очереди, читают десятичную дробь и выполняют задание.
8. Итог урока.
- Как короче записать дроби, знаменатель которых – единица с несколькими нулями?
- Как называют такие дроби?
- Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби
?
- Какое число в десятичной записи
стоит после запятой, и какое до запятой?
9. Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: п. 30, №1166(а), 1168.
Откройте учебник на стр. 184, просмотрите задания, которые будете выполнять дома. Если есть вопросы, задайте.
10.Дополнительно
Если вдруг останется время, то устный счет змейкой №1151, 1152.
На уроке использован учебник: Математика: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2007.
КАРТОЧКА
Прочитайте числа:
1 000, 100 000, 10 000 000, 100, 1 000 000, 10 000.
Прочитайте дробь: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/07/s_598883dd3bac7/669342_7.png)
Запишите в виде десятичной дроби:
Запишите в виде дроби или смешанного числа:
2,7; 31,4; 567,39; 6,005; 42,78; 0,64; 0,60; 0,07; 0,99.