СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Великобритания: конец Викторианской эпохи»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории с элементами исследования, направленный на       формирование  умения выполнять логические операции и приемы: сравнивать, классифицировать, соотносить и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Великобритания: конец Викторианской эпохи»»

Урок по теме «Великобритания: конец Викторианской эпохи»

(урок истории в 8 классе)


Цель урока: на примере Великобритании второй половины XIX века показать, как политические деятели могут влиять на развитие страны.

Формирование умения выполнять логические операции и приемы: сравнивать, классифицировать, соотносить и обобщать.

Формирование основ политической культуры.

Учитель: Играем в игру «Да - Нет». С помощью вопросов, на которых можно отвечать только с помощью слов «Да» или «Нет» отгадайте загадку. Условие: вопросов должно быть как можно меньше.

Она чтила свои традиции, но при этом легко разрушала чужие. Она привыкла быть лучшей, и на поддержку этого статуса ей приходилось тратить все больше сил. Она была хорошим предпринимателем, во многих областях, но ее активная финансовая деятельность подрывала ее же благосостояние. Кто она? Охарактеризуйте ее статусные позиции. Назовите ее соперниц.

Предполагаемый ход игры:

Ученики: – Она - человек?

Учитель: – Нет.

Ученики: - Она страна?

Учитель: – Да.

Ученики: – Она находится в Европе?

Учитель: - Да.

Ученики: Она - Англия?

Учитель – Да.

Ученики: ее статус «Владычица морей», «Мастерская мира»№, «Мировой извозчик»?

Учитель: - Да

Ученики: ее соперницы Германия и Франция?

Учитель: - Да.

Учитель: Итак, загадка отгадана. И вы, наверное, догадались, что наш урок будет посвящен Великобритании. Свои позиции этой сильной державе стало особенно сложно отстаивать в конце XIX века. Поэтому историки этот период в ее развитии называют «Конец Викторианской эпохи» Как вы думаете, почему?

Ученики: При короле Виктории Англия достигла пика своего величия, во всех сферах жизни имело место процветание, это время называли «Викторианская эпоха», а так как она начинает сдавать свои позиции, то значит, эпоха расцвета закончилась.

Учитель: в названии эпохи расцвета страны звучит имя политического деятеля: королевы Виктории. Конечно, процветанию страны способствовала ни она одна, вокруг нее была политическая элита, помогавшая ей руководить государством. Не маловажную роль в управлении страной играл английский парламент. Сегодня, на уроке, мы познакомимся с политическими деятелями Великобритании, которые внесли свой вклад в развитие страны, в сложный для нее период, связанный с утратой былых позиций мирового величия.


План урока: 1. Характеристика страны второй половины XIX века;

2. Политические деятели Великобритании.

3. Политические процессы, протекающие в Великобритании второй половины XIX века.

1. Учитель. Прочитайте название первого раздела учебника п.20. и озвучьте его.

Назовите факторы, которые могли бы способствовать неблагоприятным изменениям, происходящим в экономике Англии. (Названные факторы записываются на доске:

Пример: снижение производительности труда; утечка капитала за границу, снижение конкурентоспособности английских товаров, рост таможенных пошлин и т.д.) Выписанные факторы дополняются сведениями из первого раздела параграфа.

Учитель: Решать накопившиеся проблемы должны те, кто имеет в стране реальную власть. И прежде всего тот, орган, который занимается законодательной деятельностью, т.е. парламент. Прочитайте второй раздел п.20 и представьте в виде характеристики, особенности работы парламента Англии во второй половине 19 в.

Учащиеся дают характеристику работы парламента:

двухпартийный;

включает представителей всего общества;

работает на основе общих принципов;

заинтересован в развитии страны.

2. Учитель: А теперь, внимание, копилка личностей.

«Политические деятели Великобритании 80-90 годов»

У: Что вы можете сказать об этих людях, глядя на их фотографии?

Учащиеся: Все они представительно одеты, видно, что люди публичные, скорей всего образованные. Судя по названию слайда, все они политики.

У: Давайте назовем признаки, по которым эти люди могут отличаться.

Учащиеся: возраст, рост, партийная принадлежность, происхождение, доход, семейное положение, образование, убеждения, взгляды на жизнь, идеи и т.д.

У: Задание: Работая в группах с учебником, подготовьте пять вопросов, таким образом, что бы ответом на все эти вопросы было имя политика. За основу в построении вопроса можно взять один из отличительных признаков, которые вы перечислили ранее, но только тот, который имеет отношение к политической деятельности . Например: Вопрос:- Лидер партии консерваторов? Ответ:- Б. Дизраэли. (Работа распределяется таким образом, что с одним политиком работают 2-3 микронруппы).

У: Переходим к игре «Пинг-понг». Одна группа задает вопрос, другая, отвечает.

Учащиеся: Вопрос: Кто был журналистом, писателем, историком? Ответ: Б. Дизраэли. Вопрос: Кто был убежден в необходимости проведения социальных реформ? Ответ: Макдональд. Вопрос: Кто вышел из буржуазной среды и начинал как консерватор? Ответ: Гладстон и т.д.

3. После игры учащимся предлагается заполнить карточки с паспортами, объектами которых являются Гладстон, Дизраэли и Макдональд.

Карточка.

Элемент мира

Имя признака

Значение

ФИ политика

(У.Гладстон, Б.Дизраэли, Д.Р.Макдональд)

Социальное происхождение

Партийная принадлежность

Занимаемые должности

Наплавление реформаторской деятельности

Политическое кредо

?

?

?

?


?

Варианты заполнения:

Элемент мира

Имя признака

Значение

У. Гладстон

Социальное происхождение

Партийная принадлежность


Занимаемые должности


Наплавление реформаторской деятельности


Политическое кредо

Из буржуазной среды

Из консерваторов перешел к либералам.

Четырежды становился премьер-министром

Избирательная реформа, школьная реформа, реформа самоуправления

Создание гражданского общества и правового государства.



Б.Дизраэли

Социальное происхождение


Партийная принадлежность


Занимаемые должности



Наплавление реформаторской деятельности


Политическое кредо

Из богатой буржуазной еврейской семьи

Консерватор.


Лидер партии консерваторов, министр финансов, премьер-министр

Избирательная реформа



Союз монархии и народа, верность конституции.



Элемент мира

Имя признака

Значение

УД.Р. Макдональд

Социальное происхождение

Партийная принадлежность

Занимаемые должности


Наплавление реформаторской деятельности


Политическое кредо

Из семьи шотландского рабочего


Социалистическая(лейбористская)партия


Секретарь лейбористской партии


Социальные реформы




Реформирование общества с целью построения социализма


Имея три заполненных паспорта, проведите сравнение и сделайте соответствующие выводы.

У: Все эти деятели принадлежали разным партиям. Дизраэли и Гладстон были представители буржуазии и проводили политические реформы, ненаправленные на увеличение возможностей людей принимать участие в управлении страной. Были премьер-министрами. Макдональд был из рабочей семьи и его больше беспокоило положение рабочего класса. Государственного поста не занимал.

У: Ваши знания об истории Англии пополнились очень важной информацией, к тому же в ходе урока мы еще раз убедились, что историю делают люди неравнодушные к проблемам, готовые без устали трудиться, жить не только для себя. Одного из таких людей я сейчас загадала, скажу одно, он известный политик Великобритании конца Викторианской эпохи. Вам необходимо задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет», в случае, если вопрос будет не корректным, я просто подам знак головой и промолчу. Вопросов должно быть как можно меньше. Задавая их, помните о тех признаках, о которых шла речь.

В: Он лейборист? О:Нет

В: Он либерал? О: Да

В: Это Д.Ж.Лойд? О: Нет

В: Это У.Гладстон. Да.

Домашняя работа: п.20 в.6.


Литература: Юдовская А.Я., баранов П.А., Ванюшкина Л.М.Новая история 1800-1913. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!