Урок по творчеству А. С. Пушкина. 5 класс.
Тема: «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».
Цель урока:
Понимание идеи и художественного своеобразия стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» через анализ поэтического текста.
Задачи:
Предметные:
восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста, совершенствование навыков владения теоретическим аппаратом (эпитет, сравнение, олицетворение…).
Метапредметные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий
Личностные:
развитие познавательной активности, коммуникативных развитие и обогащение речи учащихся,
развитие умения выделять средства выразительности речи.
формирование духовно-нравственной компетентности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
И с каждой осенью я
расцветаю вновь…
И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…
А. С. Пушкин
Ход урока.
I.Организационный момент. Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята!
Проверьте, все ли у вас есть на парте, необходимое для работы.
II. Подготовительная работа. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: давайте оценим свой рабочий настрой, свое настроение при помощи сигнальных карточек.
Мы с вами продолжаем изучение творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством вы знакомились в начальной школе. Каждый новый урок углубляет , систематизирует ваши знания о поэте. Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, определим цели и способы действия, предлагаю проверить домашнее задание, которое было у нас, как всегда, вариативное. Каждому учащемуся предлагалось выбрать определенную роль на уроке – историк- биограф, поэт, актер, художник.
III. Проверка Д.З.
Учитель:
1. У нас – прекрасная выставка рисунков к стихам А. С. Пушкина ( «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».) Молодцы наши художники!
2. Мы с вами проводили «Заочную экскурсию по пушкинским местам: Каким?
(Москва -Царскосельский лицей- Петербург- Михайловское – Болдино)
Звучит отрывок о Москве из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3.Устный монологический ответ:
«Рассказ о ссылке в Михайловское» - историки.
В 1824г. Пушкин был выслан в Михайловское по приказу царя за то, что в своих произведениях смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них.
В Михайловском жил А.С. Пушкин одиноко, без родных и друзей, каждый шаг его был под наблюдением. И только няня Арина Родионовна, добрая, отзывчивая, любившая Пушкина как родного, была с ним рядом. С ней он вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её песни, сказки.
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Отметка.
Беседа:
4. Из начальной школы вы знаете, что няню Пушкина звали Арина Родионовна .
Какой вы представляете себе няню Пушкина?
Рассказ о няне. Стихотворение «Няне» – биографы,
или отрывок из сказки наизусть «Темной ночью Елисей…»
5. Синквейн «Арина Родионовна» -поэты
Синквейн «А. С. Пушкин» - поэты
Отметки.
IV.Формулирование темы урока, целеполагание и актуализация знаний.
Учитель:
Давайте посмотрим с вами на эпиграфы к нашему уроку. Как вы их понимаете? А как вы думаете, любил ли Александр Сергеевич Пушкин свою родную землю, природу?
Михайловские рощи, поля не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
(С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в сердце Александра Сергеевича Пушкина. Поэт не раз подчёркивал, что секрет красоты родных мест, волнующих душу, в удивительном русском пейзаже, в который можно «всматриваться и вслушиваться» бесконечно, и тогда откроется «очей очарованье», захочется рассказывать и писать об увиденном. )
Докажем это.
Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» - актеры
Спасибо! Молодцы! Отметка.
Перейдем к другому этапу урока.
V. Учитель предлагает тему: «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».
Мы постараемся раскрыть тайны этого стихотворения.
Каковы цели урока?
(Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор в стихотворении?», определить роль изобразительно-выразительных средств).
Каковы способы достижения цели?
(читать, находить нужную информацию, сопоставлять)
Учитель предлагает план изучения произведения:
«Дети, сегодня на уроке вы будете в роли библиографов, исследователей и экспериментаторов».
VI. Усвоение новых знаний.
Какова тема стихотворения?
Какие 2 мира изображены в стихотворении?
(Природа и человек ).
Чтобы определить основную мысль надо ответить на вопросы:
Менялось ли настроение стихотворения? В какой момент? Как?
Учитель ставит проблемный вопрос:
Как (с помощью каких приемов) автору удалось передать, что лирический герой стихотворения сумел преодолеть печаль?
VII. Исследовательская работа (анализ текста стихотворения «Зимнее утро»).
Работа в парах.
Заполняем таблицу, используя словарь литературоведческих терминов
Какие два мира открываются перед читателем?
Мир природы | Внутренний мир человека Мир дома |
Образ, характеристика, средства выразительности | Образ, характеристика, средства выразительности |
день вьюга мгла луна небо тучи небеса лес поля берег | чудесный злилась …носилась…… …как бледное пятно…… мутное мрачные голубые……… прозрачный чернеет недавно сьоль густые……… пустые……… Милый для меня……… | эпитет олицетворени…….. олицетворение …….. ……… ……… ……… ……… | друг ты печь блеском треском кобылка конь | прелестный, ……….. печальная трещит веселым……… бурая……… … нетерпеливый……. | эпитет …….. …….. …….. |
Какое настроение создаётся? |
Красота, восхищение, восторг | оптимистическое |
Вывод по таблице:
Как соотнесены мир природы и мир человека?
(они связаны, едины. Вечер -грусть . Утро - радость)
Как, с каким настроением надо читать стихотворение?
VIII. Творческая работа.
Учитель предлагает заменить все найденные в стихотворении изобразительные средства(тропы) своими словами, словосочетаниями.
(Учащиеся наблюдают, что изменилось. Приходят к выводу, что тропы и композиция имеют первостепенное значение в художественном тексте и помогают автору выразить основную мысль.)
IX.Рефлексия.
Учащиеся продолжают предложение:
Сегодня на уроке я узнал …
Для меня стало открытием …
Мне сегодня удалось …
X.Самооценка. Работа с карточками.
Отметки учителя. Молодцы!. Хорошо поработали!. Всем спасибо!
XI.Заключительное слово учителя.
Ребята, в вашей жизни будут и вьюги, и злые метели, но на смену им обязательно придет солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее, наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперед, несет вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути!
Это и есть духовное завещание Александра Сергеевича Пушкина своим читателям.
XII. Д.з - рисунок к пушкинскому стихотворению или
синквейн «Зимнее утро».
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1.Словарик устаревших слов
Нега - наслаждение (устар.);
Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
Вечор - вчера (диал.);
Нынче - сейчас (устар.);
Озарена - освещена (устар.);
Велеть - приказать (устар.);
Запречь - запрячь, запрягать (диал.);
Предадимся - отдадимся (устар.)
Аврора – богиня зари у римлян
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
2.Какие два мира открываются перед читателем?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Мир природы | Внутренний мир человека. Мир дома |
Образ, характеристика, средства выразительности | Образ, характеристика, средства выразительности |
день вьюга мгла луна небо тучи небеса лес поля берег | чудесный злилась ……… ……… ……… ……… ……… ……… | эпитет …….. олицетворение …….. ……… ……… ……… ……… | друг ты печь блеском треском кобылка конь | прелестный, ……….. печальная трещит ……… ……… ………. | эпитет …….. …….. …….. |
Какое настроение создаётся? |
| |
3. Словарь литературоведческих терминов
Гипербола (греч.-преувеличение)- художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления («Редкая птица долетит до середины Днепра…» Н.В. Гоголь).
Метафора (греч. – перенесение) – один из основных художественных приёмов, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту («Чаша жизни» М.Ю. Лермонтов).
Олицетворение – художественный приём, особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления («Поют деревья, блещут воды…» Ф.И. Тютчев).
Сравнение (лат.) – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим («Французы двинулись, как тучи…» М.Ю. Лермонтов).
Эпитет (греч. – приложенное) – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным («Румяным, громким восклицаньем…» Ф.И. Тютчев)