СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Победы в 4 классе "Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы, Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение информированности обучающихся о значимости битвы за оборону Брестской крепости, сражения под Москвой и Смоленском;  показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы в 4 классе "Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы, Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой"»

Уроки Победы в 4 классе

Тема: Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы, Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой.

Цели урока: формирование у обучающихся чувства патриотизма, высоконравственного отношения к боевому подвигу защитников Отечества, на примере подвига советских пограничников в битве за оборону Брестской крепости, Севастополя и воинов в сражении под Москвой и Смоленском; воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.

Задачи урока:

Обучающие:

- расширение информированности обучающихся о значимости битвы за оборону Брестской крепости, сражения под Москвой и Смоленском;

- показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;

- формировании умения запоминать, узнавать, выбирать, анализировать, воспроизводить, перерабатывать информацию, быть внимательным.

Развивающие:

- создать условия для развития аналитических способностей, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

- содействовать развитию позитивной активной жизненной позиции.

Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности за совместную работу;

- воспитание духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, гордости за героическое прошлое своего народа;

- формирование чувства патриотизма и гражданственности;

- воспитание умения сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- оценивают свою социальную роль в деятельности;

- обучающиеся уважительно относятся к мнению других;

- развитие проявления сопереживания, доброжелательности.

Метапредметные:

- познавательные УУД: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самостоятельно выделяют и формулируют цели урока; формулируют ответы, строят логическую цепь рассуждений, расширяют свои знания о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны; узнают о подвиге пограничников Брестской крепости, о роли сражения под Москвой в 1941 году;

-коммуникативные УУД: участвуют в коллективом обсуждении; обмениваются мнениями, развивают речь, участвуют в театрализации и инсценировании; ; используют полученную информацию на уроке; овладевают навыками выразительного чтения произведений различных жанров, стилей и видов; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами урока;

-регулятивные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность;

- работа с информацией: используют источники для получения информации;

-совместная деятельность: обучающиеся овладевают умениями совместной деятельности; формируются чувства взаимоуважения и взаимопомощи.

Предметные: формирование чувства гордости за свой народ; формирование понятий « герой» и «подвиг».


ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация к учебной деятельности

(Технология развития критического мышления)

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Технология развития критического мышления: «Мозговой штурм», метод «Ассоциативный куст».

Игровые технологии: инсценирование «Выпускной»

ІV. Выявление места и причины затруднения

Технология проблемного обучения: интерактивное упражнение «Продолжи высказывание», приём «Проблемный вопрос».

V. Постановка новой учебной цели

VІ. Открытие новых знаний

Методы интерактивного обучения « Деловая игра» («Телестудия») Здоровьесберегающие технологии.

Интерактивный метод «Ты- мне, я-тебе»

Технология развития критического мышления (работа в группах).

Информационно-коммуникационные технологии (просмотр видео).

VІІ. Первичное закрепление

Технология развития критического мышления: работа над понятиями «подвиг» и «герой».

VІІІ. Включение изученного в систему знаний

Технология развития критического мышления(работа в парах)

IX. Рефлексия.


Формы работы: индивидуальная / групповая / коллективная / фронтальная


Технологии, методы и приёмы: технология развития критического мышления, игровые технологии, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии;

методы «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Деловая игра», работа в группах, работа в парах, «Открытый микрофон», инсценирование;

интерактивные приёмы «Ты – мне, я – тебе», «Продолжи высказывание», «Проблемный вопрос».


Тип урока: урок открытия новых знаний


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие гостей.


II. Мотивация к учебной деятельности

1. Эпиграф к уроку (Слайд 2)

Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!


2. Вступительное слово учителя

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.

Сегодня мы с вами пройдёмся по страницам Летописи «Дорогами войны…», вспомним …


ІІI. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1. 1 страница «Великая Отечественная война»

1) Метод «Ассоциативный куст»

-Что такое война?

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? Составление «Ассоциативного куста»

(Боль, слёзы, горе, герой, память, ужас, победа)


2) «Мозговой штурм»

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Как долго длилась эта война?

- Что вам известно об этой войне?

- Почему эта война названа Великой Отечественной? ( Во всеобщей борьбе против «коричневой чумы» участвовали славные сыны и дочери всех народов Великой страны. И мы гордимся этим, и постараемся быть достойными их подвига. В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки счастливых людей. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не

имеет и будущего.)


2. Выступление военных (Приложение 1)

1 чтец

Летней ночью, на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат неметких

Против всех людей советских-

Это значит – против нас.


2 чтец

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных

Навсегда лишить всего

А упорных и восставших,

На колени не упавши, истребить до одного!


3 чтец

Он велел, чтоб разгромили

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели.


4 чтец

Чтобы было всё для немцев

Для фашистов – иноземцев,

А для русских и для прочих,

А для крестьян и для рабочих

Ничего!

 

5 чтец

И от моря и до моря

Возмущённый встал народ

Дать отпор врагу – фашисту,

Защитить свой славный род.


-Вы помните этот день?

-А вы?

-Война – 4 года.

-1418 дней.

- И 22 000 000 погибших людей.

- Это значит 22 человека на каждый 2 м земли

- Перенесёмся на несколько десятилетий назад. 22 июня 1941 года.


Такою все дышало тишиной ,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!



3. 2 страница «22 июня 1941 г.» (Слайд 3)

Сценка «Выпускной» (Приложение2)

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончиться она лишь в 45-м мая.


(На фоне музыки Ф. Шопена «Вальс до-диез минор» - «Вальс-минутка» выходят выпускники школы 1941 года)

- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

- Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Дальше нас ждёт настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
- Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом буду.
- А я мечтаю приносить людям добро.
Один из юношей фотографирует

- Внимание! Снимаю! Исторический момент, запомним, 22 июня 1941 года

Сообщение Ю. Левитана о начале войны. 

(Под песню Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…» выпускники строем уходят.)


ІV. Выявление места и причины затруднения

1. 3 страница «Есть такая профессия – Родину защищать» (4 слайд)

Интерактивный приём «Продолжи высказывание..»

К сожалению, многие из выпускников 1941 гола не вернутся домой. Многим не суждено было стать учителями, врачами, геологами. В течение 4 лет им всем пришлось освоить военные профессии. Они воевали с фашистами в небе, на море, на земле.

«Есть такая профессия -….» (Родину защищать)

- Как вы понимате эти слова?

- О каких защитниках Родины идёт речь?


2. «Проблемный вопрос»

- Как вы думаете, кто из военных принял первый бой 22 июня 1941 года? (пограничники)

- Кто такие пограничники?


V. Постановка новой учебной цели

1. Целеполагание

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Определите цели урока


2. Сегодня мы с вами, перелистывая страницы Летописи «Дорогами войны», узнаем о сражениях первых дней войны, поговорим о героизме пограничников и советских воинов при отражении фашистской агрессии.


VI. Открытие новых знаний

1. 4 страница «Брестская крепость» (Приложение 3)

Телестудия « Никто не забыт, ничто не забыто..»

Ведущий

Каждый день отдаляет человечество от тех страшных событий. Все меньше с каждым годом остается тех, кто смог выставить и победить в этой страшной войне. Забыть об этом нам нельзя. Все ли мы знаем о начале Великой Отечественной войны? Конечно же не всё!

Сегодня мы с вами на телепередаче «Никто не забыт, ничто не забыто…» вспомним о героическом подвиге советских воинов в первые дни этой страшной войны. В студию приглашаю тележурналистов, которые помогут нам вернуться в тот грозный 1941 год.

(под музыку-минусовку «От героев былых времён» выходят тележурналисты и рассаживаются в телестудии « Никто не забыт, ничто не забыто…»).


1 тележурналист выступает в рубрике «Брестская крепость»

На иллюстрации вы видите Брестскую крепость, пограничники которой первыми приняли бой 22 июня 1941 года. (Приложение 4) (5 слайд)

(6 слайд)

Когда-то племя надбужских славян основали поселение Берестье. Поселение можно назвать русским «яблоком раздора: в разные времена оно становилось причиной военных столкновений как русских князей, так и туровских, и литовских правителей, в распрях принимали участие даже короли Польши. Земли, на которых стоял городок, много раз меняли владык, каждый из которых давал данному месту свое название: Брест, Брест-Литовск, Берестье и Брест-над-Бугом. Более 200 лет назад Брест-Литовск вошёл в состав Российской империи. Возникла необходимость укрепления новых рубежей России. Взамен старого городища, было возведено новое городское поселение. Поселение представляло собой крепость, расположенную на четырёх островах, которые называли укреплениями (Волынское, Кобринское, Тереспольского) и центрального - Цитадели. Крепость окружена реками Буг и Мухавец, искуственными рвами, наполненными водой, земляным валом. Есть подзем­ные ходы со складами для боеприпасов и продовольствия. Повсюду бойницы, амб­разуры. Крепость занимала территорию, которая равна 42 км.

2 тележурналист выступает в рубрике «Мощный удар» (7 слайд)

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года.. Темнота. Туман. Тишина. Но как-то тревожно. Пограничники прислушиваются. На противоположном берегу Буга заканчиваются последние приготовления. Приближается время 3 ч 15 мин по московскому времени. И вдруг ночной пограничный наряд услышал звук ревущих вдали моторов. Поднявшись по тревоге, застава встала к бойницам. Фашистская Германия без объявления войны нарушила границы нашего государства.

Враг лавиной катился, казалось, всюду, обрушился на наши поля и луга. Ревели воем вражеские самолёты, скрежетали железом танки. Пахло золой и полынью. Пожары взвивались высоко к тучам. Громада огня и металла, грохоча, неслась по стране.

И, как остров, в огне стояла Брестская крепость, которая одной из первых приняла на себя мощный удар. Вражеские орудия прямой наводкой громили крепостной бетон.


3 тележурналист выступает в рубрике «Осада Брестской крепости»

(8 слайд)

Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты. Но крепость приняла бой. И стояла - день за днём. Русские военные, не раздумывая, вступали в бой, сколько бы врагов ни было перед ними.

Брестская крепость должна была пасть в первые часы войны.. Но крепость приняла бой. И стояла - день за днём. Её защитников не смогли расстрелять, выжечь и разбомбить. Не смогли враги взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её справа и слева. Осталась она у врагов в тылу. Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом река. Глоток воды здесь дороже жизни. Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А вода находилась рядом. Но добраться до нее было почти невозможно. Тех, кто ночью рисковал подползти к берегу с котелком, сейчас же настигали пули. Люди на веревках бросали в реку простыни и, потянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды в пользу детей и раненных.

4 тележурналист - «Защитники Брестской крепости» (9 слайд)

Несмотря на ужасное положение, крепость продолжала сражаться. Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины. В крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое. Когда же пламя гасло, и фашисты бросались в очередную атаку, их опять встречали пули и штыки защитников крепости.

Голод и жажда становились все мучительнее. Защитники крепости приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Но сдаться в плен согласились не все, многие женщины остались в крепости, ухаживали за раненными бойцами и сами брали в руки оружие. Даже дети героически сражались с фашистами.

Гитлеровцы целую неделю атаковали крепость. Отважно сражались защитники Брестской крепости. У русских солдат из оружия были только винтовки и пулеметы, а у фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия. У защитников крепости патронов оставалось все меньше и меньше.

«Умрем, но из крепости не уйдем!» – такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Ждут фашисты, вот-вот запросят пощады люди, вот - вот появится белый флаг. Ждали, ждали - не виден флаг. Пощады никто не просит. Около месяца не умолкали бои за крепость. « Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»-написал на стене штыком один из последних её защитников

5 тележурналист - «Герои Брестской крепости»

Почти все защитники крепости погибли, в подвалах оста­вались лишь тяжелораненые, и то те из них, кто мог ещё держать винтовку в руках, отстреливались до последнего ... Лишь немногим из них удалось вырваться из окружения и продолжить борьбу на фронтах и в партизанских отрядах.

Последнее сообщение о защитниках Брестской крепости относится к 12 апреля 1942 года. Неизвестный красноармеец, истратив все патроны, истощенный от голода и жажды, вышел из своего укрытия, упал и скончался на месте. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов, без смены и писем из дома.

Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат, не покорившийся и не сдавшийся. Крепость не пала. Крепость истекла кровью.

Имена многих героев остались неизвестны. А имена некоторых остались навечно запечатлены на оплавленных крепостных стенах:

«Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюбов, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22.VI.1941. Умрём, но не уйдём!»

«Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрём как герои. Июль. 1941».

«Нас было трое москвичей – Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: умрём, но не уйдём отсюда. Июль. 1941». 

«Я остался один, Степанчиков и Жунтяев погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас!»

«Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»– «20 июля 1941 года».


Ведущий

Сейчас Брестская крепость – это музей. И если Вам когда-нибудь доведется там побывать, не спешите. Вспомните. И поклонитесь. В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. Вам покажут личные вещи защитников. И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась.


2. Интерактивный метод «Ты – мне, я – тебе».

Проверим, что же вы узнали о первом бастионе Великой Отечественной войны - «Брестская крепость».

(Обучающиеся задают друг другу вопросы, опираясь на знания, полученные от тележурналистов.)


3. Физкультминутка «О той весне», слова и музыка Елены Плотниковой.


4. 6 страница «И камни вдруг заговорили!»

Виртуальная экскурсия в Мемориальный комплекс «Брестская крепость - герой». Работа в группах. (Приложение 5)

В память о тех событиях был открыт Мемориальный комплекс «Брестская крепость». Главный вход в мемориал сделан в виде огромной звезды. Там постоянно звучит правительственное сообщение о начале войны, с сопровождающими звуками бомбежки и стрельбы, и песня «Священная война».

На территории Крепости стоят скульптуры и монументы : «Мужество», «Памятник героям-пограничникам и членам их семей», «Жажда».

( Обучающиеся выполняют задание в группах).

1 группа – рассмотрите скульптурную композицию «Памятник героям–пограничникам и членам их семей». Оживите памятник. Каким событиям он посвящён. Составьте небольшое сообщение.

Скульптурная композиция из гранита из бронзы установлена у Тереспольских ворот. «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим». Скульптурная композиция представляет собой изображение трех бойцов, идущих в атаку, жены командира с детьми, раненого пограничника, которому женщина дает глоток воды. В центре помещен пограничный столб с Суть композиции: решительный бой за Родину – символ национального единства.


2 группа – монумент «Мужество».

Монумент «Мужество» - это символ стойкости и несгибаемости духа, образ воина-победителя. Выживший солдат, уже после победы смотрит на руины, на места недавних трагических событий и вспоминает бои и погибших на них солдат. Монумент «Мужество» представляет собой огромную скульптуру солдата и знамени высотой 30 метров, которая стала символом умерших в сражении советских солдат. С обратной стороны расположены барельефы, изображающие эпизоды героических сражений.

3 группа – скульптурная композиция «Жажда».

Скульптурная композиция «Жажда» Внушительная тринадцатиметровая скульптура из железобетона представляет собой бойца, который ползет к воде, держа одной рукой каску. Она напоминает нам о неимоверных страданиях людей, находящихся несколько недель в осаде. Один из самых страшных моментов обороны Брестской крепости — нехватка воды. Люди под пулями, жертвуя собой пытались добыть хоть каплю спасительной влаги для женщин и детей. И несмотря на то, что вода была совсем рядом добраться до нее можно было только рискуя собственной жизнью, так как подходы к реке обстреливались немцами из пулеметов, а ночью освещались прожекторами.


4 группа – распределить слова и подготовиться к выразительному чтению

(Приложение 6)


Воды…

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.
Кругом вода — река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.
— Воды!
— Воды!
— Воды! — несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.


Пулеметчик

Посмотрел пулеметчик — испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.
— Эх, была не была.
Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья. — Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат — по глотку хотя бы.


Бойцы

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.
— Подходи, — произнес пулеметчик.
Шагнули бойцы вперед, да вдруг…
— Братцы, ее бы не нам, а раненым, — раздался чей-то голос.
Остановились бойцы.
— Конечно, раненым!
— Верно, тащи в подвал!


Раненые

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.
— Братцы, — сказал, — водица…
Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.
— Получай, — протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:
— Нет, не мне, — произнес солдат. — Не мне. Детям тащи, родимый.
— Детям! Детям! — послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети — жены и дети военнослужащих.


Дети

Спустился солдат в подвал, где были дети.
— А ну, подходи, — обратился боец к ребятам. — Подходи, становись, — и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.
Смотрят ребята — в каске вода.
— Вода!
Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
— На, — протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.
— Папке, — сказал малыш. — Он там, он стреляет.
— Да пей же, пей, — улыбнулся боец.
— Нет, — покачал головой мальчонка. — Папке. — Так и не выпил глотка воды.
И другие за ним отказались.


Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.
Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.


4. 7 страница «Оборонительные сражения 1941 года»

Сведения об оборонительных сражениях 1941 года

Пока оборонялась Брестская крепость немецкие войска уже атаковали Минск, Киев, Севастополь, Одессу, Смоленск.

Война пришла в Севастополь в 3 часа утра 22 июня 1941 года. Именно тогда орудия Черноморской эскадры и зенитные батареи открыли огонь по фашистским самолетам, рвавшимся к городу. Грозной силой стал для гитлеровцев Черноморский флот. Корабли наносили мощные удары по вражеским объектам, надводные суда и подводные лодки доставляли в осажденный город боеприпасы и пополнение. Из города на кораблях было вывезено на Большую землю 30 тысяч раненых и 15 тысяч гражданского населения. Чтобы больше узнать об обороне Севастополя, я советую вам просмотреть видео «Оборона Севастополя» https://www.youtube.com/watch?v=3pwsoFKL77U

Фашистские самолёты появились над Смоленском на третий день войны, в ночь на 24 июня, а 29 июня они вели воздушную атаку ровно 6 часов. Центральные улицы лежали в руинах, дым и огонь высоко поднимались в небо. Смоленское сражение длилось с 10 июля по 10 сентября, именно здесь дал трещину план молниеносной войны против России, поблек миф о непобедимости фашистской армии.

Гитлеровское командование впервые с начала Второй мировой войны отдало приказ перейти к обороне. Мы выиграли два месяца для подготовки резервных соединений и оборонных укреплений на Московском направлении. В ходе Смоленского сражения наши солдаты и офицеры проявили беззаветное мужество и героизм. Но, несмотря на это, Смоленск пал. Просмотреть видео и расширить свои знания о Смоленском сражении. https://www.youtube.com/watch?v=9wbjcQmbpuQ


5. 8 страница «Битва за Москву» 

1) Сведения о битве за Москву

Но самая ожесточённая битва развернулась на подступах к столице СССР – Москве. 30 сентября 1941 г. фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун».  Вот таким ураганом мечтали фашисты ворваться в Москву. Обойти ее с севера, с юга, схватить наши армии в огромные клещи и  уничтожить. Немецко-фашистская армия имела преимущество в танках, самолетах, артиллерии, пехоте. Началось одно из крупных сражений Великой Отечественной войны. Вся страна встала на защиту столицы. Руководил защитой Москвы командующий Западный фронтом, генерал армии Г.K. Жуков, впоследствии маршал, выдающийся полководец, герой Великой Отечественной войны.


2) Просмотр видео «Битва за Москву» 1. https://www.youtube.com/watch?v=xoDALXPBWu8

- Какую роль в победе над фашизмом сыграла битва под Москвой?

- Чем она стала для фашистов?


VІІ. Закрепление изученного материала

1. Понятия «подвиг», «герой».

Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях этой войны погибли десятки миллионов советских воинов, которые сражались до последней капли крови. Каждый из них совершил свой подвиг в это страшное время.

- А что такое подвиг?

И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных, друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь, своё здоровье. Это можно назвать самопожертвованием (самоотверженностью). Подвиг – это героический самоотверженный поступок.

- Какими чертами характера должен обладать человек, способный совершить подвиг?(мужественный, отважный, смелый, доблестный, решительный, бесстрашный, храбрый)

- Кто совершает подвиги? Как вы бы назвали такого человека?(Герой. Герой совершает подвиг.)

- Можем ли мы сказать, что каждый, кто принимал учатие в этой войне – герой?

- Можем ли мы пограничников Брестской крепости, которые приняли бой 22 июня 1941 года, назвать героями?

- А можем лы мы назвать героями защитников Москвы, Смоленска, Севастополя и других городов, и населённых пунктов? Почему?

- Кого ещё мы можем назвать героями Великой Отечественной войны? (партизан, разведчиков, тружеников тыла). Почему? Докажите свою точку зрения.


2. Обобщение понятий «подвиг» - «герой»


VIII. Включение изученного в систему знаний.

Работа над пословицами. Творческая работа в парах. (Приложение 7)

На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы.

Задание: выбрать любую пословицу и раскрыть её смысл.

- «Родина – мать, умей за нее постоять»

- Любовь к Родине сильнее смерти.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

- С миру по нитке – фашисту веревка.

- Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили.

- Как вы думаете, какая из пословиц отражает тему сегодняшнего урока? Объясните свой выбор.


IX. Рефлексия. Метод «Открытый микрофон»

- На каком этапе урока у вас возникли затруднения?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что бы вы можете рассказать своим друзьям, родителям о первых днях войны?


X. Домашнее задание просмотреть видеоролики по ссылкам








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!