Тема урока: «Повторение по теме: «Имя прилагательное»».
Цели: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить представление о роли прилагательных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль имен прилагательных.
Задачи:
1. Образовательные: в игровой форме повторить
- общие сведения об имени прилагательном;
- разряды имён прилагательных по значению;
- слитное и раздельное написание Не с прилагательными;
- правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;
- роль прилагательных в речи;
2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.
2. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся;
3. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, презентация, мел, доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Как настроение? Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности .
1) Для начала давайте отгадаем загадки:
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Отгадаете кто это? Умные. Активные, весёлые, дружелюбные? (6 класс)
-Ребята, слова какой части речи помогли разгадать загадки? (Прилагательные)
-Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).
-Ребята, над какой же частью речи сегодня мы с вами будем работать? (Имя прилагательное).
-А вы прилагательное изучали? Все уже знаете?
- А значит, чем мы сегодня займемся? (повторим все изученное по теме: имя прилагательное)
Сформулируйте самостоятельно тему урока.
- Исходя из темы, попробуем сформулировать цели урока
(Повторить, находить, определять, применять, систематизировать. )
-Правильно! Ребята, а вы любите путешествовать?
-А вы когда- нибудь путешествовали по частям речи ? Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. А по какой же стране мы будем путешествовать? (По стране «Имя прилагательное».)
- Итак, в путь!
- Теперь, откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему урока.
Слайд 1. (тема урока)
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Наше путешествие началось, и на пути первая станция.
Станция «Разрядная» (Слайд 2)
- К какой части речи относится название станции? (Прилагательное)
- А от какого слова образовано это прилагательное? ( разряд)
- Значит, чтобы пройти эту станцию, нам нужно?.. (Определит разряд прилагательного)
Синий карандаш
Кирпичный дом
Смелый поступок
Дядин пиджак
Заячий тулуп
Настольный теннис
Мамина шаль
Золотое колечко
Строгий папа
Определение разряда и проверка. ( сложные примеры записываем на доске и в тетради)
Да, мы молодцы, справились! Можно продолжать путь!- А вот и следующая станция.
Станция «(Не)известная» (Слайд 3)
- Жители этой станции не учились в школе и не знают, как пишется название их станции. Поможем им? ( Неизвестная-это прилагательное, употребляется без не, нет противопоставления с союзом «а», нет «волшебных» слов (совсем не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не), значит пишем слитно и проверяем синонимом – скрытая)
-Что же мы должны смочь сделать на этой станции? ( Правильно выбрать слитное или раздельное написание не с прилагательными)
- Смотрим на экран:
(не)верный ответ
(не)разборчивый почерк
(не)вольный свидетель
(не)искренний, а лицемерный
(не)соломенная крыша
(не)весёлая история
(не)шёлковое платье
Выбор правописания и проверка. ( сложные примеры записываем на доске и в тетради)
-Молодцы! Мы прошли успешно!
-Едем дальше. Перед нами новая станция.
Станция «Энная». Слайд 4
- Как вы думаете, что за станция перед нами? ( Выбрать –Н-, или –НН- )
- Правильно. Смотрим на экран:
Соломе…ый
Оловя…ый
Карма…ый
Авиацио…ый
Гости…ый
Ветре…ый
Безветре…ый
Выбор правописания и проверка. ( сложные примеры записываем на доске и в тетради)
- Остаётся последняя станция
Станция «Сложная». Слайд 5
- Эта станция, по- моему, действительно сложная. Обратите внимание на экран. Какие перед нами имена прилагательные? ( сложные)
- Я предлагаю разделиться на группы и решить эту орфографическую задачу вместе. ( По 4-8 человек в группе). На экране:
Юго(восточный)
Зеленовато(серый)
Тянь(шаньский)
Древне(русский)
Фабрично(заводской)
Легко(атлетический)
Иссиня(чёрный)
Выбор правописания в группах, выступления представителей групп и взаимопроверка ( сложные примеры записываем на доске и в тетради)
-Мы с вами благополучно прошли все станции. Сможем ли мы восстановить правило?
Смотрим на экран.
Правило. Слайд 6
Имя прилагательное- это _____________________
Обозначает ______________________________
Отвечает на вопросы _____________________________
По разряду бывают _______________________________
Имеют _______________ и ______________ форму
Изменяются по ___________, ____________ и _____________
4. Рефлексия.
- Я думаю, мы молодцы! Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. (Ответы детей)
Слайд 7.
Умные
Трудолюбивые
Успешные
Любознательные
Добросовестные
Внимательные
- Можем мы поаплодировать себе? (Можем!)
- На этом наше путешествие закончено. Спасибо всем за урок.
5. Итоги урока. Выставление оценок за работу.