СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс разделен на группы однородного состава по итогам самостоятельной работы предыдущего урока. Вторая и третья группы выполняют задания базового уровня, первая группа-повышенного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»"»

Учитель математики Малова Вера Михайловна

МБУ «Школа № 2 имени героя социалистического труда И.В. Комзина»

г. Тольятти Самарской области



Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»

Цели урока: 1) знать суть основных способов решения систем уравнений: способа подстановки, способа сложения, графического способа;

2) развивать навыки самостоятельного комплексного применения знаний; развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД;

3) воспитывать культуру математических записей, графическую культуру, стремление к достижению цели.

Форма урока: урок- практикум.

Тип урока: систематизация знаний с элементами (по целям) развивающего дифференцирования и модульной технологии.

Формы работы: коллективная, групповая.

Формы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: проектор, блок-предписание для каждой группы, оценочные листы

Класс разделён на группы однородного состава по итогам диагностической самостоятельной работы предыдущего урока с той целью, чтобы, работая над более трудными заданиями своего уровня, вторая и третья группы закрепились на достигнутых рубежах, а первая группа развивалась в творческом направлении.

Ход урока.

1)Мотивация.

Как известно, системы уравнений имеют древнюю историю. Они встречаются в трудах китайских математиков, «Арифметике Диофанта», в древневавилонских текстах в III - II веках до нашей эры. И, возможно, кто-то из вас будет работать в области атомной физики или заниматься расчётом фундаментов строений, составлять карты геодезических съёмок – вам необходимо уметь решать системы уравнений.

2) Актуализация.

Устная работа с классом:

а) Какие способы решения систем изучили? В чём суть каждого из них?

б) Выразите y через x через y или х через у из уравнений:

х + у = 1; 2х + у = 2; х – у = 5; у – х2 = 0,

в) Что является графиком уравнения:

х2 + у2 = 4; х2 – у = 2; х + у = 1; у – 2х = х2, у =

3) Перейдём к работе в группах. Каждый из вас получает блок- предписание и оценочный лист. Ознакомьтесь с планом ваших действий на уроке. При возникновении проблем внутри группы обращайтесь за помощью к учителю.

УЭ

Название учебных элементов

Управление обучением

I группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть


2.1.

Решить систему уравнений

а) графическим способом;

б) аналитическим способом.

См. определение модуля:

, если ≥ 0,

= -, если

а) используя определение модуля, не забудьте проверить корни полученных уравнений по условиям: а) ≥ 0; б)

б) какой из способов в данном случае более рациональный?

в) отчитайся у доски за проделанную работу.

2.2.

Выполни контрольное задание: решить систему уравнений графическим способом:

I в. IIв.

а) результат проверь по контрольной карточке учителя.

б) проставь оценку в оценочный лист.

2.3.

При каких значениях k система

имеет

а) одно решение;

б) два решения;

в) не имеет решений.

а) выполнив подстановку, исследуй квадратное уравнение с параметром k в случае: а) D = 0; D 0; D

б) отчитайся у доски за проделанную работу;

в) сдайте тетради.

3.

Запиши домашнее задание.

1.Решить задание п.2.3. графическим способом:

2.№510.

.

Спасибо за работу!

прочитай п.23, особое внимание удели примеру 4 (симметрические системы)





II группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть


2.1.

Решить систему уравнений графическим способом:

проверь решение через проектор.



2.2.

Реши систему уравнений:

а) будь внимателен при раскрытии скобок:

б) проверь ответ у учителя.

2.3.

Реши систему уравнений :

а) примени способ сложения;

б) можно ли эту систему решить способом подстановки?

2.4.

Выполни контрольное задание: реши систему уравнений графически:

I в. IIв

2) 107 (1) № 107(2)

стр. 106 сборника



сдать тетради на проверку.

2.5.

Решить систему уравнений:

1 _ 1 1 1 _ 1__ 1

у х 3 , у 2у + 2 3 ,

х – 2у = 2; х = 2у +2;

Решим первое уравнение системы

НОЗ:

3у (2у + 2) 0;

1 _ 1__ 1

у 2у + 2 3

3(2у + 2) – 3у = у (2у +2);

6у + 6 - 3у = 2у2 + 2у;

2 – у – 6 = 0;

D = 49; у = 2 или у = -1,5.

Проверка: если у = 2, то 3у (2у + 2) 0;

если у = -1,5, то 3у (2у + 2) 0.


Таким образом

Ответ: (6;2), (-1;-1,5).




а) Рассмотри решение системы;

б) какой способ решения систем уравнений применили?

в) обрати внимание на важный момент в решении: проверку!

г) сделай заметки в тетради; д) реши систему, предварительно упростив первое уравнение.

3.

Решите дома: 1. № 443б(учебник)

1 _ 1 1

у х 3 ,

х - у = 5.


2.№6 СР№21 стр.51. Дидактические материалы:

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности

и параболы у=

Спасибо за работу!

а) используй информацию п.2.5;

б) составь и реши систему уравнений.



III группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть


2.1.

Cборник *, стр. 160, № 539 (вместе с учителем)

.

Какой из способов решения более рациональный: а) способ сложения; б) способ подстановки;

в) графический способ?

2.2.

Решите контрольное задание:

I в IIв.


а) проверь ответ по листам самоконтроля;

б) проставь оценку в оценочный лист.



2.3.

Решите систему уравнений (коллективно) : № 557, стр. 160, сборник

а) способом подстановки;

б) графическим способом.

х2 + у2 = R2 – уравнение окружности.



2.4.

Выполните контрольное задание.

I в IIв.

.

№ 561 № 562

стр. 160 сборника

Примени способ подстановки.


Проверка работы учителем.

3.

Решите дома.

Спасибо за работу!

Решите систему тремя способами.



Итог урока: рассмотрели различные способы решения систем, увидели преимущество тех или иных способов в конкретных ситуациях. Каждый из вас работал в меру своих сил и возможностей.

За каждый этап урока вы проставили оценки в оценочный лист, каждый из вас получил несколько отметок за урок.

Рефлексия: урок понравился; я активно работал; я доволен своими результатами; у меня не всё получилось, не хватило времени для самостоятельной работы.

Прикрепи один из смайликов на доску.

.

Источники информации:

1.Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А45Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.- М.: Просвещение, 2011.

2.Алгебра. Дидактические материалы.9 класс/Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б. Крайнева.- М.:Просвещение,2009.

3.Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной щколы. 9 класс/ Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова.- М.: Дрофа,2007.



Оценочный лист.

Фамилия, имя учащегося

Этапы урока

Отметка

Формы контроля

Домашнее задание


Проверка учителем

2.1


Самооценка

2.2


Самоконтроль, взаимоконтроль

2.3


Контроль, взаимоконтроль

2.4


Контроль со стороны учителя

Итог










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!