СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правоохранительные органы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правоохранительные органы, их функции, цели их деятельности, требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов

Просмотр содержимого документа
«Урок "Правоохранительные органы"»

МОУ СОШ пос. Титово (филиал основной общеобразовательной школы села Белынь)











Изучение нового материала по теме «Правоохранительные органы»

(Фрагмент урока по обществознанию в 9 классе на методическом объединении в МОУ СОШ №1 р.п. Пачелма)







Разработала и провела:

Полшкова Тамара Викторовна,

учитель истории и обществознания








2018г.

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Тип урока: проблемный урок

Вид урока: ознакомление с новым материалом

Методы и приемы используются:

1. Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

2. Интернет – технологии:

презентации, составленной с помощью Интернет-технологий

Планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Показывают знание фактов.

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Опознают понятия «прокуратура», «адвокатура», «нотариат»,

«суд»

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Извлекают информацию из разных источников

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Регулятивные

самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную

самостоятельное действие учащихся

планируют собственную деятельность

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Осуществляют контроль и оценку своих действий

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Познавательные

Собирают и извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов

самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Структурируют информацию в виде таблицы

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

самостоятельное действие учащихся


Цель урока:

Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями


Задачи урока:

Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Воспитательная:

формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.


Основные понятия темы: правоохранительные органы, адвокатура, суд, прокуратура, нотариат, полиция, презумпция невиновности, полиция общественного порядка.

Организационный момент (2 минуты). Учитель приветствует учеников: «добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке? (Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются).

Определение темы урока

Учитель: Всем на хорошо известны такие учреждения как полиция, суд, прокуратура. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти учреждения?
(Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.)
Учитель: Как называются все эти учреждения? (Правоохранительные органы)
Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Правоохранительные органы)
Учитель: Конечно, же. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы», запишем ее в тетради.
Определение цели урока

Учитель: куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы? (Большинство предпочли обратиться в полицию и суд, адвокатуру, а также нотариат.)

Учитель: Знаете ли вы, в каких случаях и в какой правоохранительный орган можно обращаться?

  1. Представьте себе такую ситуацию, вам предстоит разрешить спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации? (ЖКХ, прокуратуру, суд)

  2. Куда можно обратится за помощью для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?(нотариус)

  3. Представьте себе, что с вами произошла такая история вы неподалёку от своего дома нашли банковскую карту? Как вы поступите? Что с ним будете делать?(полицию)

(Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать какими полномочиями обладают различные правоохранительные органы, тем самым формулируют цель урока - познакомится с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов)

Этап открытия новых знаний.

Учитель: как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

(Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос.)

Для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем ______ группы, каждой группе будет дано задание о конкретном правоохранительном органе, ваша задача будет изучить текст учебника и источники, занести данные в таблицу

Работа в группах

1группа – полиция

2 группа – суд

3 группа – прокуратура

4 группа - адвокатура

5 группа - нотариат

«Функции правоохранительных органов»

Правоохранительный

орган


Функции


Требования


Полиция




Суд




Прокуратура




Адвокатура




Нотариат





В ходе групповой работы ученики читают текст учебника и правовые документы, обмениваются информацией, выполняют поставленные перед ними задачи.

(Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме, показать таблицу. В то время когда одна группа выступает, другие очень внимательно слушают)

1 группа

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции". Этот документ внес существенные изменения в ряд аспектов правоохранительной деятельности. Чтобы сделать процесс знакомства с новым законом как можно более простым для населения, была подготовлена специальная памятка, разъясняющая основные положения закона в части взаимодействия полиции и граждан. 

Статья 2. Задачи полиции?

Задачами полиции являются:

  • обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Учитель: А теперь сделайте вывод на основании вышесказанного, в чём же заключаются основные функции современной полиции? (дети называют функции)

Учитель: Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаются дети. Как вы думаете почему?

Ученик. Потому что взрослые могут сами себя защитить. Они знаю законы, знают свои права. Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние. Их действительно нужно защищать.

Памятка для несовершеннолетнего.

Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

1.Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.



2 группа

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов: 1. Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

Система общих судов: 1)Верховный суд РФ. 2)Суды среднего звена (суды субъекта федерации). 3)Суды основного звена (районные, городские).

Суды общей юрисдикции: городские и районные суды, мировые судьи, рассматривают административные, уголовные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ. (Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры. Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд).

Категории судебных дел: 1)Уголовные дела 2)Имущественные споры 3)Семейные дела 4)Трудовые дела 5)Жилищные споры 6)Конституционные дела 7)Административные дела 8)Налоговые дела 9)Другие…

Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Органы судебной власти в РФ Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Особенности судебной власти: 1) Судебная власть осуществляется только судом. 2) Судьи независимы и подчиняются только закону. 3) Судьи несменяемы. 4) Судьи неприкосновенны. 5) Судебное разбирательство является открытым. 6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 7) Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

(Почти в каждом здании суда в любой стране мира можно увидеть статую, изображающую Фемиду.

 Фемида - символ правосудия.
И всегда она изображается с завязанными глазами. На самом деле, все довольно просто — таким образом начиная с древних времен изображалась беспристрастность — закон должен быть един для всех, и выполняться справедливо, не зависимо от того, кого постигло судебное разбирательство. Весы же означают, что для вынесения справедливого приговора, поступки должны быть оценены по сравнению с законом. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он поскольку закон не только карает, но и предупреждает.)

После выступления первой группы всеми учениками рассматривается ситуация: Сразу после окончания школы Валера поступил в Университет, где проучившись 5 лет на юридическом факультете, получил красный диплом. Твердо, решив стать судьей, он устроился на работу помощником адвоката в юридическую консультацию, где проработал 3 года. Может ли Валера стать судьёй? (Нет, необходимо проработать по специальности не менее пяти)

3 группа

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизо­ванная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Главными задача­ми Прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Про­курор РФ, который назначается и освобождается от должности Сове­том Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъек­тов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней — 5 лет.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является гене­ральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Закона РФ "О прокуратуре РФ".

Выделяются направления деятельности прокуратуры:

    • отрасли прокурорского надзора

    • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    • координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем выне­сения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, со­держащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. В определенных случаях для защиты интере­сов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона под­лежат безусловному исполнению в установленный срок. За неиспол­нение требований прокурора виновные должностные лица и гражда­не привлекаются к юридической ответственности.

После выступления всеми учениками рассматривается ситуация: В прокуратуру поступило анонимное сообщение, что через проходную завода, систематически вывозят готовую продукциюКак поступить прокурору? (Прокурор должен отреагировать на сообщение, поручить осуществить проверку ОВД)

4 группа

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

Адвокатура.

Адвокатура – это организованное особым образом объединение юристов-профес­сионалов, главной функцией которого является оказание квалифи­цированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Порядок приема в коллегию состоит в сле­дующем: в члены коллегии адвокатов принимаются граждане Рос­сийской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохожде­нием испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не име­ющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохож­дения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на служ­бе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, за­нимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатс­кой работы, является недостаточным.

В наши дни перед адвокатурой официально поставлены задачи:

    • содей­ствия охране прав и законных интересов всех физических и юриди­ческих лиц,

    • отправлению правосудия,

    • соблюдению и укреплению за­конности,

    • воспитанию граждан в духе точного и неуклонного испол­нения законов,

    • уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

    • дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

    • представительство в судах и других государственных орга­нах по гражданским и административным делам;

    • составление заявлений, жалоб и других документов право­вого характера;

    • участие адвокатов при производстве по уголовным делам и качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

    • оказание правовой помощи трудовым коллективам.

Являясь членом общественной самоуправляющейся организации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, ка­сающиеся деятельности коллегии; вносить предложения по улучше­нию ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

При­надлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать тре­бования действующего законодательства, использовать все предус­мотренные законом средства и способы защиты прав и законных ин­тересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризнен­ного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию.


5 группа

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ


Понятие и функции нотариата

Нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем соверше­ния нотариусами предусмотренных законодательными актами нота­риальных действий от имени Российской Федерации.

Необходимость в актах нотариальных действий возникает при реализации права собственности, в предпринимательской деятельности, в семейных и наследственных отношениях. Роль нотариата значительно возросла, а его деятельность расшири­лась в условиях рыночной экономики.

Деятельность нотариата регламентируется Основами законода­тельства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г, законами, поста­новлениями Правительства РФ и иными правовыми актами. В со­ответствии с Основами нотариальные действия в России от имени государства совершают:

— государственные нотариальные конторы;

— должностные лица, наделенные правом выполнять нотари­альные действия;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой.

И государственные, и частные нотариусы назначаются на должность государством, совершают нотариальные действия от имени государства и несут личную ответственность за обеспече­ние законности. Минюст России ведет Реестр государственных нотариальных контор и частных нотариусов.

При совершении нотариальных действий нотариусы облада­ют равными правами и несут одинаковые обязанности незави­симо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами до­кументы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность осуществляется на основании ли­цензии, которая выдается уполномоченными на то органами юс­тиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена.

Нотариальной деятельностью могут заниматься граждане России, имеющие высшее юридическое образование, прошед­шие стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извле­чения прибыли.

Нотариус является должностным лицом, в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, Основами зако­нодательства РФ о нотариате, законодательными актами России и субъектов Федерации, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий.

Все нотариальные действия регистрируются в реестрах, и но­тариальное производство осуществляется в соответствии с пра­вилами, утвержденными Минюстом России и Федеральной но­тариальной палатой. Нотариус не вправе заниматься самостоя­тельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Он не может совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Основы о нотариате определяют перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами и уполномоченными на это должностными лицами. Перечень нотариальных действий, совершаемых частными нотариусами, содержит 18 наименований и не является закрытым.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с рос­сийским законодательством и присягой. Он обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответст­вия законодательству России или международным договорам. Нотариус обязан по решению суда возместить ущерб, причи­ненный его противоправными действиями при исполнении должностных обязанностей.



Рефлексия

Укажите на обратной стороне листа какой правоохранительный орган занимается каждой из приведенных учителем ситуацией:

1. Ученика 7 класса, постоянно избивают родители. (полицию)
2. Бабушка решила написать завещание (нотариат).
3. Вы обнаружили, что у Вас пропал телефон. (полицию)
4. Вашу маму уволили незаконно с работы (прокуратуру, суд)
5. Оформление развода, если имеются дети (суд)
6. Составление жалобы на соседей, заливших вас сверху (адвокатура)
7. Какому органу принадлежат следующие функции: осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым осуществляет функцию защиты права. (суд)
8. К кому относятся требования: при поступлении на работу должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании (адвокат)
9. Какому органу принадлежат следующие функции: удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения (нотариат)
10. Какому органу принадлежат следующие функции: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. (прокуратура)

1-У гр-ки Ивановой есть подозрение, что соседнюю квартиру хотят ограбить-(полиция.)

2- Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду- (нотариус)

3- студенты обнаружили подозрительный пакет в районе автобусной остановки- (полиция;)

4- Расследование последствий террористического акта- (ФСБ)

5- Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон- (полиция)

6- Ученика школы оскорбили в интернете- (полиция)

7- Возвращаясь с отдыха, Гр-н Петров решил привезти с собой из-за границы 10 новых айфонов-(таможня)

8-обеспечение прав подсудимого во время судопроизводства- (адвокат)

9-гр Макаров решил подарить свою долю квартиры сыну- (нотариус)

10-Соседи громко слушают музыку в 23-01 и в 6-59 утра- (полиция)

11-Разглашение военной тайны-(ФСБ)



Итог урока.

Оценки.

Учитель: Сегодня на уроке меня порадовали ………………………………………………………………………………, поэтому я им поставлю оценки.

Слайд 62. 10. Домашнее задание.

Вы, дети, сегодня хорошо поработали. Но ещё раз поработайте с параграфом 11.





























  • О полиции""Федеральный закон №3-ФЗ
    "О полиции" Актуальная редакция закона 3-ФЗ от 29.07.2018 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2018

  • Оглавление /

  • Глава 1 /

Статья 1 3-ФЗ - Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2 3-ФЗ - Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

9) утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.





Статья 5 3-ФЗ - Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.







Статья 25 3-ФЗ - Сотрудник полиции

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

























Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

5

3

Сохранить статью

Комментарии

5

3

...

Сохранить статью

Комментарии

close

Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.









Статья 9. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

4. Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.







Статья 32. Создание районного суда

1. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

2. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Статья 33. Состав районного суда

1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.







Статья 39. Функции аппарата суда общей юрисдикции

1. Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

2. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.













  • О прокуратуре Российской Федерации""Федеральный закон №2202-1-ФЗ
    "О прокуратуре Российской Федерации" Актуальная редакция закона 2202-1-ФЗ от 31.12.2017 с изменениями, вступившими в силу с 01.02.2018

  • Оглавление /

  • Раздел I /

Статья 1 2202-1-ФЗ - Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.



Статья 40.1 2202-1-ФЗ - Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 233-ФЗ.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 233-ФЗ.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 427-ФЗ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!