Тема: «Решение обратных задач».
Воспитывать у обучающихся такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
Воспитывать любовь к математике.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Эдуардовна, и сегодня я буду проводить у вас урок математики. Ребята, посмотрите на доску и прочитайте цитату. Н.И. Лобачевского про себя. Как вы понимаете значение этой цитаты? «Математика - это язык, на котором говорят все точные науки». Верно, молодцы. А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с этой наукой и будем углублять свои знания. | Приветствуют учителя. Поднимают руки Не зная математики, нельзя будет изучить другие науки, потому что в них есть разные математические величины, числа, над которыми выполняются различные арифметические действия. | Ф | Интерактивная доска (презентация, слайд 1) | | | - строят несложные цепочки логических рассуждений (П); - отвечают на вопросы учителя (К); - воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К). | - формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Обобщение знаний; Развитие мыслительных операций; Фиксация затруднений; | Словесный (беседа, рассуждение) Практический | Скажите, ребята, что вы изучали на прошлом уроке? Верно, а что значит обратная задача? Очень хорошо, все верно. Ребята, поднимите руки те, кто уже научился составлять и решать такие задачи? Хорошо, вижу, что не все и у кого-то это вызывает затруднение. Спрашивает одного из учеников Скажи, что при решении обратной задачи у тебя вызывает наибольшее затруднение? Хорошо, спасибо за ответ. Себя мы с вами над этим еще поработаем и будем совершенствовать наш навык решения таких задач. | Мы решали обратные задачи Задачи обратные данной - это такие задачи, в которых говорится об тех же предметах, что в изначальной задаче, но известное и неизвестное меняются местами. Большая часть класса поднимает руки Мне трудно понять, как составляются задачи обратные данной. | Ф | | Учительский контроль (беседа) | - преобразовывают и сравнивают величины; | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); - применяют математические знания и математическую терминологию при выполнении предлагаемого задания (К). | - формируются начальные представления о математических способах познания мира. |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | Постановка темы, цели урока и плана работы | Словесный (беседа, рассуждение), наглядный | -итак, ребята, предположите, как будет звучать тема нашего урока? -очень хорошо, молодцы. Тема нашего урока – «Решение обратных задач». -подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? Какая будет наша цель? -молодцы. Всё верно. -для нашего урока нужен план. Я для вас подготовила план, но все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить и расставить пункты в нужном порядке. -что будет первым пунктом в нашем плане? -молодцы! Какой следующий пункт? -очень хорошо, третий пункт какой у нас будет? -молодцы. И последний? -очень хорошо, молодцы. Давайте еще раз теперь посмотрим, что у нас получилось. Выводит на доску готовый план - вспомнить, как составляются обратные задачи - поупражняться в решении простых задач и задач обратных данной - выполнить самостоятельную работу - подвести итоги и закрепить знание | -«Составление и решение задач, обратных данной». -повторить, как составлять и решать задачи, обратные данной. - вспомнить, как составляются обратные задачи - поупражняться в решении простых задач и задач, обратных данной - выполнить самостоятельную работу - подвести итоги и закрепить знание | Ф | Интерактивная доска Слайд презентации 2-5 | | | П: - умение строить цепочки логических рассуждений Р: - умение формулировать цель; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Реализация построенного проекта | Закрепление имеющихся знаний и их дополнение на основе беседы, рассказа обучающимися информации и выполнение заданий | Словесный (беседа, рассуждение, рассказ), наглядный | Ребята, давайте откроем с вами учебник на странице 30. Найдите вверху страницы изображение и внимательно его рассмотрите. Сейчас мы с вами потренируемся составлять задачи и решать их. О чем или о ком будет наша задача? Совершенно верно. Обратите внимание на таблицу под изображением. Сколько овец было? Сколько овец осталось? Что нам нужно найти? Верно. Кто может составить задачу, опираясь на рисунок и на известные и неизвестные данные? Замечательно! А теперь давайте эту задачу решим. Выходи, пожалуйста, к доске. Решай ее с обратной стороны доски. Потом мы проверим. Остальные работают самостоятельно в тетрадях! От прошлой работы отступите 4 клетки, сбоку отступаем 10 клеток, пишем на 11. Записываем число, классная работа. Потом не забудьте отступить 2 клетки и записать слово «задача». Каким действием будем эту задачу решать? Верно. Что из чего будем вычитать и что мы таким образом найдем? Все верно. Приступайте к ее решению. Ребята, если кто-то не услышал задачу, то все данные есть в учебнике в таблице. Решаем пока что первую задачу. Итак, давайте проверять, что у вас получилось. Сколько действий в задаче? Какой получился ответ? Есть ли у кого-то другой ответ? Поднимите руку. У всех так же? Молодцы. Все верно. Садись. Теперь давайте попробуем составить задачу обратную данной. Как она будет звучать? Хорошо. Кто согласен с тем, что такая задача подходит – поднимите руки. Хорошо, молодцы. Скажите, что нам в этой задаче известно? Что нам нужно узнать? Хорошо. Каким действием мы будем эту задачу решать. Решите эту задачу самостоятельно в тетрадях. Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сколько действий в задаче? Какой получился ответ? Есть ли у кого-то другой ответ? Поднимите руку. Вижу, что у всех так же. Молодцы. А теперь давайте рассмотрим вторую задачу в нашей таблице. Что нам известно? Хорошо. Что нам нужно найти? Верно, молодцы. Теперь давайте все объединим. Как будет звучать задача? Очень хорошо. Молодец. Теперь давайте ее решим. Выходи к доске. Каким действием мы будем решать эту задачу? Верно. Что будем складывать? Верно. И что мы найдем? Очень хорошо, молодец. Приступай к решению задачи. Остальные продолжают работать в тетрадях самостоятельно. Заканчиваем. Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько действий в задаче? Какой ответ? Верно. Молодец. Есть ли такие, у кого получился другой ответ? Поднимите руку. Хорошо, молодцы. Значит все справились с задачей. Пожалуйста, садись. Скажите, ребята, можно ли вторую задачу в таблице назвать обратной первой? Совершенно верно, молодец. Давайте немного отдохнем от решения задач и выполним задание под номером 6. Кто хочет выйти поработать у доски? Вызывает одного из учеников. Остальные работают в тетрадях самостоятельно. Запиши и сравни следующие значения: 38 мм., немного отступи и запиши 4 см. Можем мы выполнить сравнение? Почему? Верно, молодец. Теперь выполни сравнение следующих значений: 5 дм и 1 м Можем ли сравнить? Запиши ниже. Молодец. Запиши и сравни следующие значения: 1 см 8 мм и 20 мм. Можем сравнить? Очень хорошо. Теперь выполни сравнение последних значений: 23 мм и 2 см Хорошо, молодец. Ребята, посмотрите на доску. У всех получились такие ответы? Есть ли ошибки? Верно, ошибок нет, молодец. Присаживайся. | Об овцах Поднимают руки. Было 12 овец Осталось 7 овец. Сколько овец убежало. Поднимают руки В загоне было 12 овец. Несколько овечек убежали и в загоне их осталось 7. Сколько овец убежало из загона? Вычитанием Из 12 овец, которые были в загоне, мы вычтем 7 оставшихся овец. Так мы узнаем, сколько овец убежали. Выполняют решение задачи: 12 – 7 = 5 (ов.) – убежали. Ответ: 5 овец убежали из загона. одно. Ответ 5 овец убежали из загона. Никто из обучающихся руку не поднимает. В загоне было 12 овец, 5 овец убежали. Сколько овец осталось в загоне? Поднимают руки. Известно сколько было овец и сколько овец убежали. Нужно узнать сколько овец осталось в загоне. Вычитанием. Выполняют решение задачи: 12 – 5 = 7 (ов.) – осталось. Ответ: 7 овец осталось в загоне. Одно 7 овец осталось в загоне. Никто из обучающихся поднимает руку. Нам известно, что из загона убежали 3 овцы и их осталось 8. Нужно найти сколько овец было в загоне. В загоне было несколько овец. Три овечки убежали и в загоне их осталось 8. Сколько овец было в загоне? Сложением. 3 убежавших овцы и 8 овец, оставшимися в загоне. Найдем сколько овец было в загоне. Выполняют решение задачи: 3 + 8 = 11 (ов.) – было. Ответ: 11 овец было в загоне. Тоже одно 11 овец было в загоне. Нет, нельзя, потому что у этих задач разные данные, хоть они и об одних и тех же предметах (овцах). Поднимают руки Записывает на доске: 38 мм и 4 см Нет Нужно привести все к одной единице длины. Записывает ниже: 38 мм и 40 мм 40 мм больше, чем 38 мм Значит 38 мм меньше, чем 4 см. Клювик раскрыт вправо. Записывает на доске: 5 дм и 1 м нет Записывает ниже: 5 дм и 10 дм 5 дм меньше, чем 10 дм. Значит 5 дм меньше, чем 1 м. Клювик раскрыт вправо. Записывает на доске: 1 см 8 мм и 20 мм нет Записывает ниже: 18 мм и 20 мм 18 мм меньше, чем 20 дм. Значит 1 см 8 мм меньше, чем 20 мм. Клювик раскрыт вправо. Записывает на доске: 23 мм и 2 см Записывает ниже: 23 мм и 20 мм 23 мм больше, чем 20 мм Значит 23 мм больше, чем 2 см. Клювик раскрыт влево. Сверяют свои ответы с ответами на доске. -ошибок нет. | Ф И | Учебник стр. 30 | Учительский контроль (беседа) | строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; Составляют и решают задачи обратные данной; | - понимают и принимают предложенные способы решения учебной задачи (Р); - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - ориентируются в материале учебника и находят нужную информацию по заданию учителя (П); - применяют математические знания при решении учебной задачи (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. - приобщение к бережному отношению к книгам. |
Физкультминутка | | | Давайте с вами встанем и немного разомнёмся. Вы, наверное, уже устали сидеть и писать. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Встают Повторяют движения за учителем | Ф | | | | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепление имеющихся знаний | Словесный (беседа, рассуждение, объяснение), практический | -а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание в учебнике номер 2. Давайте вспомним правила работы в парах. Очень хорошо, молодцы. Послушайте внимательно задание. Прочитайте данные задачи, в парах обсудите как бы она решалась, каким действием и какой бы был ответ. РЕШЕНИЕ НЕ ЗАПИСЫВАЕТЕ. Затем вам нужно составить задачу обратную данной в парах и уже решить ее в тетрадях. Затем мы проверим, что у вас получилось. Поднимите руки те, кто не понял, что нужно сделать. Хорошо. Если появятся вопросы – не бойтесь поднять руку, я к вам подойду. Можете начинать выполнять задание. Ребята, заканчивайте. Давайте проверим, что у вас получилось. Расскажите, какой ответ в первой задаче? Как вы ее решили? Хорошо. Есть ли у кого-то другой ответ? Молодцы, все верно. Это правильный ответ. А теперь расскажите какую задачу вы составили? Очень хорошо, молодцы. Кто-то составил задачу другим способом? Расскажите, что у вас получилось. Замечательно, молодцы. Выйдите к доске и запишите решения получившихся задач. Слева решение первой обратной задачи, справа второй задачи обратной данной. Ребята, сверьте свое решение задачи с решением на доске. Есть ошибки? Поднимите руки у кого все правильно. Очень хорошо, вы молодцы. | -нужно друг друга слушать, уважать чужое мнение, не перебивать, работать вместе, помогать друг другу. В учебнике детям предложена краткая запись с одним неизвестным данным. Было – 8 л Добавили - ? Стало – 10 л Дети должны составить примерно следующий текст задачи: В аквариуме было 8 л воды. В него добавили еще несколько литров воды, и в аквариуме стало 10 л. Сколько литров воды добавили в аквариум? Работают в парах, обсуждают решение. Отвечают по поднятой руке. Мы ее решили вычитанием. 10 – 8 = 2 литра Ответ: в аквариум добавили 2 литра воды. Мы составили такую задачу: В аквариуме было несколько литров воды. После того, как в аквариум добавили еще 2 литра воды, в нем стало 10 литров. Сколько литров воды было в аквариуме? Поднимают руки В аквариуме было 8 литров воды. В него добавили еще 2 литра. Сколько литров воды стало в аквариуме? Записывают решение 1 задача: 10 – 2 = 8 ( л ) – воды Ответ: 8 л воды было в аквариуме. 2 задача: 8 + 2 = 10 ( л ) – воды Ответ: 10 л воды стало в аквариуме. Поднимают руки. | П Ф | Учебник Стр 30 | Учительский контроль (беседа) | строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; выполняют преобразование предложенной задачи в задачу обратную данной; | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); - применяют математические знания при решении учебных задач (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление нового навыка. Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону. | Словесный (объяснение), практический, наглядный | -а сейчас вам нужно поработать самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки, на них будут задания по той теме, что мы сегодня повторяли. Сильных затруднений у вас это вызвать не должно. -будет два варианта, так что друг у друга вы не спишите. Задачи у вас будут разные. Обязательно подпишите полученный лист. Потом вы мне их сдадите. Когда вы закончите – положите руки на парту, поднимите голову, чтобы я видела, что вы готовы. На выполнение задания у вас примерно пять минут, можете приступать к выполнению. Заканчиваем, ребята. посмотрите на доску и сверьте свои ответы. У всех ли так получилось? Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Очень хорошо, молодцы. Поднимите руку у кого есть ошибки. Хорошо. В чем у вас возникли затруднения. Где вы допустили ошибку? Объясняет решение задания, в котором большинство учеников допустили ошибки. Если у кого-то еще остались вопросы, вы можете подойти ко мне после звонка, и я постараюсь вам всё объяснить. А теперь передаем листы с задних парт на проверку. Обязательно убедитесь что вы свои работу подписали. | Подписывают свою работу Выполняют задание, записывают ответы ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Было – 12 Зашли – 5 Стало – ? 1) 12 + 5 = 17 (п.) – стало. Ответ: 17 пассажиров стало в автобусе ЗАДАЧА ОБРАТНАЯ ДАННОЙ: Было – ? Зашли – 5 Стало – 17 1) 17 – 5 = 12 (п.) – было. Ответ: 12 пассажиров было в автобусе. ИЛИ Было – 12 Зашли – ? Стало – 17 1) 17 – 12 = 5 (п.) – зашли. Ответ: 5 пассажиров зашли в автобус. ВТОРОЙ ВАРИАНТ Было – 7 Отдала – 4 Осталось – ? 1) 7 – 4 = 3 ( р.) - осталось Ответ: 3 ракушки осталось у Маши ЗАДАЧА ОБРАТНАЯ ДАННОЙ: Было – ? Отдала – 4 Осталось – 3 1) 4 + 3 = 7 ( р. ) – было. Ответ: 7 ракушек было у Маши. ИЛИ Было – 7 Отдала – ? Осталось – 3 1) 7 – 3 = 4 ( р. ) – отдала. Ответ: 4 ракушки Маша отдала брату. Сверяют ответы, ищут свои ошибки. Поднимают руки. Поднимают руки. Рассказывают. Передают листы учителю | Ф И | Раздаточный материал (приложение 1), интерактивная доска (слайды презентации) 6 | само-кон-троль (само-про-верка по эта-лону). | Решают математические задачи, выполняют несложные арифметические действия с двухзначными числами | Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи. П: строить несложные цепочки логических рассуждений; | понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Выявление границы применимости нового знания, и использование его в системе изученных ранее знаний. Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | Итак, наш урок понемногу подходит к концу. Давайте с вами еще раз проговорим, чем отличается задача обратная данной от обычной задачи? Молодцы. Совершенно верно. Поднимите руку те, то точно уверен, что понял тему и у него получается составлять и решать подобные задачи. -хорошо. Я очень рада, что большинство из вас усвоили эту тему и справляются с заданиями. Остальные ребята тоже молодцы, вы все сегодня хорошо работали. Расстраиваться не нужно. Дома вы еще поработаете с этой темой и у вас все обязательно получится. | Задачи, обратные данной – это такие задачи, в которых те же числовые данные, что и в исходной задаче, а также говорится о тех же предметах, только в обратной задаче одно из известных данных исходной задачи становится неизвестным. Поднимают руки | Ф | | Учительский контроль (беседа) | развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании |
Домашнее задание | Представление домашнего задания обучающимся на закрепление и объяснение по его выполнению | Словесный (объяснение), наглядный | А теперь, ребята, давайте запишем домашнее задание. откройте учебники на странице 30, дома вам нужно будет выполнить номер 4 и номер 5. Посмотрите внимательно на каждое задание, прочитайте его и, если у вас появятся какие-то вопросы, например, что нужно сделать, задавайте их, не бойтесь. Вижу, что вопросов у вас не возникло. Тогда закройте дневники, учебники и тетради. Отложите их на край стола. | | Ф | | | | | |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный (беседа), практический | Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока? А какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Правильно, молодец. Вы достигли ее? Почему ты так считаешь? Очень хорошо, спасибо за ответ. Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить. Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я вспомнил…? Очень хорошо! Следующее начало предложение звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…? Отлично, молодец. Сегодня мне было трудно…? Ты еще немного поработаешь с этой темой и у тебя все обязательно получится. Всем спасибо за ваши ответы! Я хочу сегодня всех вас похвалить, вы очень активно и хорошо работали, надеюсь, вы будете так же замечательно работать и на следующих уроках. Напоминаю, ребята, если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы по пройденной теме, то вы можете подойти ко мне, мы их с вами разберем. Всем спасибо, урок окончен! | - решение обратных задач - повторить, как составлять и решать задачи, обратные данной. да мы составляли задачи обратные данной и решали их. -сегодня вспомнил, как составлять обратные задачи -на уроке мне было интересно выполнять задания и работать в парах. - мне было трудно составить задачу обратную данной в самостоятельной работе. | Ф | Интерактивная доска | Самоконтроль | | - понимают и принимают учебную задачу (Р); - осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р); - отвечают на вопросы учителя (К). | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |