СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ПСЗ "Решение задач, обратных данной"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ПСЗ "Решение задач, обратных данной"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)







Урок математики

Тема: «Решение обратных задач».



Наименование образовательной организации:

МБОУ «Школа №_59»

Класс: 2Г

Дата проведения: 13.10.2023


ФИО студента: Мишкова Елена Эдуардовна

ФИО методиста: Полковникова Марина Валентиновна







Допуск

__________

(подпись)


__________

(оценка)

Проведение

__________

(подпись)


__________

(оценка)

Самоанализ

__________

(подпись)

__________

(оценка)















Рязань, 2023г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Рязани

Дисциплина: Математика

Класс: 2

Тема урока: «Решение обратных задач»

Форма проведения: Урок построения системы знаний.

Цель: закрепить знания о составлении и решении задач, обратных данной.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

- знать, как составить задачу, обратную данной;

- знать, как переводить единицы длины в более мелкие или более крупные;

Уметь:

- решать простые задачи и задачи, обратные данной;

- сравнивать единицы длины;


Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать основные мыслительные операции;


Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;

Воспитывать любовь к математике.


Оборудование: Презентация, проектор с доской, раздаточный материал, тетради в клетку, учебник 2 класс Моро Бантова часть 1

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности

Включение

учащихся в учебную

деятельность на

личностно значимом

уровне

Словесный

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Елена Эдуардовна, и сегодня я буду проводить у вас урок математики.

Ребята, посмотрите на доску и прочитайте цитату. Н.И. Лобачевского про себя.

Как вы понимаете значение этой цитаты? «Математика - это язык, на котором говорят все точные науки».

















Верно, молодцы.

А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с этой наукой и будем углублять свои знания.

Приветствуют учителя.



















Поднимают руки

Не зная математики, нельзя будет изучить другие науки, потому что в них есть разные математические величины, числа, над которыми выполняются различные арифметические действия.

Ф

Интерактивная доска (презентация, слайд 1)




- строят несложные цепочки логических рассуждений (П);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К).

- формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Обобщение знаний;

Развитие мыслительных операций;

Фиксация затруднений;

Словесный (беседа, рассуждение)

Практический

Скажите, ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Верно, а что значит обратная задача?











Очень хорошо, все верно.

Ребята, поднимите руки те, кто уже научился составлять и решать такие задачи?

Хорошо, вижу, что не все и у кого-то это вызывает затруднение.

Спрашивает одного из учеников

Скажи, что при решении обратной задачи у тебя вызывает наибольшее затруднение?



Хорошо, спасибо за ответ. Себя мы с вами над этим еще поработаем и будем совершенствовать наш навык решения таких задач.





Мы решали обратные задачи

Задачи обратные данной - это такие задачи, в которых говорится об тех же предметах, что в изначальной задаче, но известное и неизвестное меняются местами.



Большая часть класса поднимает руки











Мне трудно понять, как составляются задачи обратные данной.

Ф


Учительский контроль (беседа)

- преобразовывают и сравнивают величины;

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- применяют математические знания и математическую терминологию при выполнении предлагаемого задания (К).

- формируются начальные представления о математических способах познания мира.


Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения

Постановка темы, цели урока и плана работы

Словесный (беседа, рассуждение), наглядный

-итак, ребята, предположите, как будет звучать тема нашего урока?

-очень хорошо, молодцы. Тема нашего урока – «Решение обратных задач».

-подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? Какая будет наша цель?



-молодцы. Всё верно.

-для нашего урока нужен план. Я для вас подготовила план, но все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить и расставить пункты в нужном порядке.

-что будет первым пунктом в нашем плане?

-молодцы! Какой следующий пункт?





-очень хорошо, третий пункт какой у нас будет?

-молодцы. И последний?

-очень хорошо, молодцы. Давайте еще раз теперь посмотрим, что у нас получилось.

Выводит на доску готовый план

- вспомнить, как составляются обратные задачи

- поупражняться в решении простых задач и задач обратных данной

- выполнить самостоятельную работу

- подвести итоги и закрепить знание





-«Составление и решение задач, обратных данной».









-повторить, как составлять и решать задачи, обратные данной.













- вспомнить, как составляются обратные задачи

- поупражняться в решении простых задач и задач, обратных данной

- выполнить самостоятельную работу

- подвести итоги и закрепить знание

Ф

Интерактивная доска

Слайд презентации 2-5














П:

- умение строить цепочки логических рассуждений

Р:

- умение формулировать цель;


Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


Реализация построенного проекта

Закрепление имеющихся знаний и их дополнение на основе беседы, рассказа обучающимися информации и выполнение заданий

Словесный (беседа, рассуждение, рассказ), наглядный

Ребята, давайте откроем с вами учебник на странице 30. Найдите вверху страницы изображение и внимательно его рассмотрите. Сейчас мы с вами потренируемся составлять задачи и решать их.

О чем или о ком будет наша задача?

Совершенно верно.

Обратите внимание на таблицу под изображением. Сколько овец было?

Сколько овец осталось?

Что нам нужно найти?

Верно. Кто может составить задачу, опираясь на рисунок и на известные и неизвестные данные?









Замечательно! А теперь давайте эту задачу решим. Выходи, пожалуйста, к доске. Решай ее с обратной стороны доски. Потом мы проверим. Остальные работают самостоятельно в тетрадях! От прошлой работы отступите 4 клетки, сбоку отступаем 10 клеток, пишем на 11. Записываем число, классная работа. Потом не забудьте отступить 2 клетки и записать слово «задача».

Каким действием будем эту задачу решать?

Верно. Что из чего будем вычитать и что мы таким образом найдем?

Все верно. Приступайте к ее решению. Ребята, если кто-то не услышал задачу, то все данные есть в учебнике в таблице. Решаем пока что первую задачу.







Итак, давайте проверять, что у вас получилось.

Сколько действий в задаче?

Какой получился ответ?

Есть ли у кого-то другой ответ? Поднимите руку.



У всех так же? Молодцы. Все верно. Садись.

Теперь давайте попробуем составить задачу обратную данной. Как она будет звучать?





Хорошо. Кто согласен с тем, что такая задача подходит – поднимите руки.

Хорошо, молодцы. Скажите, что нам в этой задаче известно?



Что нам нужно узнать?



Хорошо. Каким действием мы будем эту задачу решать.

Решите эту задачу самостоятельно в тетрадях.









Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

Сколько действий в задаче?

Какой получился ответ?

Есть ли у кого-то другой ответ? Поднимите руку.



Вижу, что у всех так же. Молодцы.

А теперь давайте рассмотрим вторую задачу в нашей таблице.

Что нам известно?



Хорошо. Что нам нужно найти?

Верно, молодцы. Теперь давайте все объединим. Как будет звучать задача?





Очень хорошо. Молодец. Теперь давайте ее решим. Выходи к доске.

Каким действием мы будем решать эту задачу?

Верно. Что будем складывать?



Верно. И что мы найдем?



Очень хорошо, молодец.

Приступай к решению задачи. Остальные продолжают работать в тетрадях самостоятельно.

Заканчиваем. Давайте проверим, что у вас получилось.

Сколько действий в задаче?

Какой ответ?

Верно. Молодец. Есть ли такие, у кого получился другой ответ? Поднимите руку.

Хорошо, молодцы. Значит все справились с задачей. Пожалуйста, садись.

Скажите, ребята, можно ли вторую задачу в таблице назвать обратной первой?







Совершенно верно, молодец.

Давайте немного отдохнем от решения задач и выполним задание под номером 6.

Кто хочет выйти поработать у доски?

Вызывает одного из учеников.

Остальные работают в тетрадях самостоятельно.

Запиши и сравни следующие значения: 38 мм., немного отступи и запиши 4 см.

Можем мы выполнить сравнение?

Почему?













Верно, молодец. Теперь выполни сравнение следующих значений: 5 дм и 1 м



Можем ли сравнить?

Запиши ниже.









Молодец. Запиши и сравни следующие значения:

1 см 8 мм и 20 мм.



Можем сравнить?











Очень хорошо.

Теперь выполни сравнение последних значений: 23 мм и 2 см

















Хорошо, молодец.

Ребята, посмотрите на доску. У всех получились такие ответы? Есть ли ошибки?





Верно, ошибок нет, молодец. Присаживайся.

















Об овцах

Поднимают руки.



Было 12 овец

Осталось 7 овец.

Сколько овец убежало.





Поднимают руки

В загоне было 12 овец. Несколько овечек убежали и в загоне их осталось 7. Сколько овец убежало из загона?

























Вычитанием





Из 12 овец, которые были в загоне, мы вычтем 7 оставшихся овец. Так мы узнаем, сколько овец убежали.

Выполняют решение задачи:

12 – 7 = 5 (ов.) – убежали.

Ответ: 5 овец убежали из загона.





одно.



Ответ 5 овец убежали из загона.

Никто из обучающихся руку не поднимает.











В загоне было 12 овец, 5 овец убежали. Сколько овец осталось в загоне?





Поднимают руки.



Известно сколько было овец и сколько овец убежали.

Нужно узнать сколько овец осталось в загоне.



Вычитанием.



Выполняют решение задачи:

12 – 5 = 7 (ов.) – осталось.

Ответ: 7 овец осталось в загоне.





Одно

7 овец осталось в загоне.

Никто из обучающихся поднимает руку.









Нам известно, что из загона убежали 3 овцы и их осталось 8.

Нужно найти сколько овец было в загоне.



В загоне было несколько овец. Три овечки убежали и в загоне их осталось 8. Сколько овец было в загоне?







Сложением.



3 убежавших овцы и 8 овец, оставшимися в загоне.

Найдем сколько овец было в загоне.





Выполняют решение задачи:

3 + 8 = 11 (ов.) – было.

Ответ: 11 овец было в загоне.



Тоже одно

11 овец было в загоне.















Нет, нельзя, потому что у этих задач разные данные, хоть они и об одних и тех же предметах (овцах).











Поднимают руки











Записывает на доске:

38 мм и 4 см

Нет

Нужно привести все к одной единице длины.

Записывает ниже:

38 мм и 40 мм

40 мм больше, чем 38 мм

Значит 38 мм меньше, чем 4 см. Клювик раскрыт вправо.

Записывает на доске:

5 дм и 1 м

нет

Записывает ниже:

5 дм и 10 дм

5 дм меньше, чем 10 дм.

Значит 5 дм меньше, чем 1 м. Клювик раскрыт вправо.

Записывает на доске:

1 см 8 мм и 20 мм

нет

Записывает ниже:

18 мм и 20 мм

18 мм меньше, чем 20 дм.

Значит 1 см 8 мм меньше, чем 20 мм. Клювик раскрыт вправо.

Записывает на доске:

23 мм и 2 см

Записывает ниже:

23 мм и 20 мм

23 мм больше, чем 20 мм

Значит 23 мм больше, чем 2 см. Клювик раскрыт влево.







Сверяют свои ответы с ответами на доске.

-ошибок нет.

Ф

И

Учебник стр. 30






Учительский контроль (беседа)

строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; Составляют и решают задачи обратные данной;

- понимают и принимают предложенные способы решения учебной задачи (Р);

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- ориентируются в материале учебника и находят нужную информацию по заданию учителя (П);

- применяют математические знания при решении учебной задачи (К).

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



- приобщение к бережному отношению к книгам.

Физкультминутка



Давайте с вами встанем и немного разомнёмся. Вы, наверное, уже устали сидеть и писать.



Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.







Встают



Повторяют движения за учителем

Ф






Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Закрепление имеющихся знаний

Словесный (беседа, рассуждение, объяснение), практический

-а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание в учебнике номер 2.

Давайте вспомним правила работы в парах.







Очень хорошо, молодцы.

Послушайте внимательно задание. Прочитайте данные задачи, в парах обсудите как бы она решалась, каким действием и какой бы был ответ. РЕШЕНИЕ НЕ ЗАПИСЫВАЕТЕ. Затем вам нужно составить задачу обратную данной в парах и уже решить ее в тетрадях. Затем мы проверим, что у вас получилось.

Поднимите руки те, кто не понял, что нужно сделать.

Хорошо. Если появятся вопросы – не бойтесь поднять руку, я к вам подойду.



Можете начинать выполнять задание.

Ребята, заканчивайте. Давайте проверим, что у вас получилось.

Расскажите, какой ответ в первой задаче? Как вы ее решили?







Хорошо. Есть ли у кого-то другой ответ?

Молодцы, все верно. Это правильный ответ.

А теперь расскажите какую задачу вы составили?













Очень хорошо, молодцы.

Кто-то составил задачу другим способом?

Расскажите, что у вас получилось.







Замечательно, молодцы.

Выйдите к доске и запишите решения получившихся задач. Слева решение первой обратной задачи, справа второй задачи обратной данной.















Ребята, сверьте свое решение задачи с решением на доске. Есть ошибки?

Поднимите руки у кого все правильно.

Очень хорошо, вы молодцы.









-нужно друг друга слушать, уважать чужое мнение, не перебивать, работать вместе, помогать друг другу.







В учебнике детям предложена краткая запись с одним неизвестным данным.

Было – 8 л

Добавили - ?

Стало – 10 л

Дети должны составить примерно следующий текст задачи: В аквариуме было 8 л воды. В него добавили еще несколько литров воды, и в аквариуме стало 10 л. Сколько литров воды добавили в аквариум?

Работают в парах, обсуждают решение.

Отвечают по поднятой руке.

Мы ее решили вычитанием.

10 – 8 = 2 литра

Ответ: в аквариум добавили 2 литра воды.









Мы составили такую задачу:

В аквариуме было несколько литров воды. После того, как в аквариум добавили еще 2 литра воды, в нем стало 10 литров. Сколько литров воды было в аквариуме?





Поднимают руки



В аквариуме было 8 литров воды. В него добавили еще 2 литра. Сколько литров воды стало в аквариуме?









Записывают решение

1 задача:

10 – 2 = 8 ( л ) – воды

Ответ: 8 л воды было в аквариуме.

2 задача:

8 + 2 = 10 ( л ) – воды

Ответ: 10 л воды стало в аквариуме.







Поднимают руки.

П

Ф

Учебник

Стр 30

Учительский контроль (беседа)

строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; выполняют преобразование предложенной задачи в задачу обратную данной;

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- применяют математические знания при решении учебных задач (К).


Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление нового навыка.

Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону.

Словесный (объяснение), практический, наглядный

-а сейчас вам нужно поработать самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки, на них будут задания по той теме, что мы сегодня повторяли. Сильных затруднений у вас это вызвать не должно.

-будет два варианта, так что друг у друга вы не спишите. Задачи у вас будут разные. Обязательно подпишите полученный лист. Потом вы мне их сдадите.

Когда вы закончите – положите руки на парту, поднимите голову, чтобы я видела, что вы готовы.

На выполнение задания у вас примерно пять минут, можете приступать к выполнению.

































































































Заканчиваем, ребята. посмотрите на доску и сверьте свои ответы. У всех ли так получилось?

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Очень хорошо, молодцы.

Поднимите руку у кого есть ошибки.

Хорошо. В чем у вас возникли затруднения. Где вы допустили ошибку?

Объясняет решение задания, в котором большинство учеников допустили ошибки.

Если у кого-то еще остались вопросы, вы можете подойти ко мне после звонка, и я постараюсь вам всё объяснить.

А теперь передаем листы с задних парт на проверку. Обязательно убедитесь что вы свои работу подписали.





















Подписывают свою работу











Выполняют задание, записывают ответы

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Было – 12

Зашли – 5

Стало – ?

1) 12 + 5 = 17 (п.) – стало.

Ответ: 17 пассажиров стало в автобусе

ЗАДАЧА ОБРАТНАЯ ДАННОЙ:

Было – ?

Зашли – 5

Стало – 17

1) 17 – 5 = 12 (п.) – было.

Ответ: 12 пассажиров было в автобусе.

ИЛИ

Было – 12

Зашли – ?

Стало – 17

1) 17 – 12 = 5 (п.) – зашли.

Ответ: 5 пассажиров зашли в автобус.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Было – 7

Отдала – 4

Осталось – ?

1) 7 – 4 = 3 ( р.) - осталось

Ответ: 3 ракушки осталось у Маши

ЗАДАЧА ОБРАТНАЯ ДАННОЙ:

Было – ?

Отдала – 4

Осталось – 3

1) 4 + 3 = 7 ( р. ) – было.

Ответ: 7 ракушек было у Маши.

ИЛИ

Было – 7

Отдала – ?

Осталось – 3

1) 7 – 3 = 4 ( р. ) – отдала.

Ответ: 4 ракушки Маша отдала брату.





Сверяют ответы, ищут свои ошибки.



Поднимают руки.



Поднимают руки.





Рассказывают.



















Передают листы учителю

Ф

И


Раздаточный материал (приложение 1), интерактивная доска (слайды презентации)

























6


само-кон-троль (само-про-верка по эта-лону).

Решают математические задачи, выполняют несложные арифметические действия с двухзначными числами

Р:

понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи.

П:

строить несложные цепочки логических рассуждений;


понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выявление границы применимости нового знания, и использование его в системе изученных ранее знаний.

Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Словесный (беседа)

Итак, наш урок понемногу подходит к концу.

Давайте с вами еще раз проговорим, чем отличается задача обратная данной от обычной задачи?















Молодцы. Совершенно верно.

Поднимите руку те, то точно уверен, что понял тему и у него получается составлять и решать подобные задачи.

-хорошо. Я очень рада, что большинство из вас усвоили эту тему и справляются с заданиями. Остальные ребята тоже молодцы, вы все сегодня хорошо работали. Расстраиваться не нужно. Дома вы еще поработаете с этой темой и у вас все обязательно получится.











Задачи, обратные данной – это такие задачи, в которых те же числовые данные, что и в исходной задаче, а также говорится о тех же предметах, только в обратной задаче одно из известных данных исходной задачи становится неизвестным.







Поднимают руки

Ф


Учительский контроль (беседа)

развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии

К:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Домашнее задание

Представление домашнего задания обучающимся на закрепление и объяснение по его выполнению

Словесный (объяснение), наглядный

А теперь, ребята, давайте запишем домашнее задание. откройте учебники на странице 30, дома вам нужно будет выполнить номер 4 и номер 5.

Посмотрите внимательно на каждое задание, прочитайте его и, если у вас появятся какие-то вопросы, например, что нужно сделать, задавайте их, не бойтесь.

Вижу, что вопросов у вас не возникло. Тогда закройте дневники, учебники и тетради. Отложите их на край стола.






Ф





Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Словесный (беседа), практический

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока?

А какую цель вы ставили перед собой в начале урока?





Правильно, молодец.

Вы достигли ее?

Почему ты так считаешь?





Очень хорошо, спасибо за ответ.

Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить.

Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я вспомнил…?

Очень хорошо! Следующее начало предложение звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…?



Отлично, молодец. Сегодня мне было трудно…?







Ты еще немного поработаешь с этой темой и у тебя все обязательно получится.

Всем спасибо за ваши ответы!

Я хочу сегодня всех вас похвалить, вы очень активно и хорошо работали, надеюсь, вы будете так же замечательно работать и на следующих уроках.

Напоминаю, ребята, если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы по пройденной теме, то вы можете подойти ко мне, мы их с вами разберем. Всем спасибо, урок окончен!





- решение обратных задач



- повторить, как составлять и решать задачи, обратные данной.



да

мы составляли задачи обратные данной и решали их.

















-сегодня вспомнил, как составлять обратные задачи





-на уроке мне было интересно выполнять задания и работать в парах.



- мне было трудно составить задачу обратную данной в самостоятельной работе.




Ф

Интерактивная доска

Самоконтроль


- понимают и принимают учебную задачу (Р);

- осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р);

- отвечают на вопросы учителя (К).

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!