Предмет: окружающий мир
Класс:4
Тема: Страницы истории России. Государство Русь.
Урок – путешествие по Древней Руси.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок - путешествие.
Образовательные задачи:
формировать понимание особенностей развития культуры древних славян;
формировать художественные умения и навыки;
формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные.
Развивающие задачи:
развивать познавательное и творческое мышление учащихся;
активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;
развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
Воспитательная задача:
формировать интерес, уважение к родной истории;
Используемое оборудование: компьютер, доска-экран.
Ход урока:
Сегодня, ребята, у нас на простой урок, а урок-путешествие по Древней Руси.
- Как вы думаете, с какой целью мы с вами отправляемся в путешествие? (дети предлагают варианты ответов).
Действительно, путешествие поможет нам лучше представить, как жили наши предки, какие у них были обычаи и традиции, а значит узнать, откуда пошла русская культура, особенности украшений и орнаментов, народного костюма.
В конце нашего путешествия вы должны найти ответ на вопрос: Зачем наши предки украшали свои жилища?
Итак, мы с вами у стен древнерусского города.
- Как выглядел город снаружи? Почему?
Действительно русские города имели высокие стены, иногда вокруг города шёл ров с водой или город располагали на берегу реки. Разобщённые русские города очень часто подвергались нападению врагов. Снаружи у стен города теснятся небольшие домишки бедных людей.
- Как они выглядят?
Бревенчатое, низкое, с крохотными окошками, затянутыми рыбьим или бычьим пузырём (стёкол ещё не изобрели). Изба изнутри тёмная, пропахшая дымом. Печи топились по-чёрному.
- Что это значит?
Из мебели только лавки, стол да сундук.
Попасть в город можно через ворота, которые охранялись, но сегодня выходной, а значит торговый день. Телеги с товарами движутся к центру города и мы последуем за ними.
Улочки узкие, дома вдоль улиц плотно-плотно стоят друг к другу.
- Почему?
- Совершенно верно. Уже тогда в городе не хватало места. Дома росли не вширь, а ввысь. Чем ближе к центру, тем дома выше. Здесь живут зажиточные горожане, бояре да дворяне и дома их называются терема. Терем представляет собой многоярусное сооружение, состоящее как бы из кубиков, поставленных друг на друга. Крыши у теремов самой разной формы, раскрашены терема диковинными орнаментами и яркими красками, потому и не похожи они друг на друга. Вокруг терема на втором или третьем ярусе по всему периметру идёт открытый коридор, по которому можно терем обойти, что кругом делается посмотреть (галерея или гульбище).
- Ну вот мы и вышли на центральную площадь. Сегодня здесь торговый день. И чего только здесь нет! Крестьяне торгуют зерном, молоком, мясом. Мастеровые посудой, инструментами, мебелью, сундуками. Купцы заморскими товарами. Народ приходит, чтобы товар посмотреть и себя показать. Вон богатые горожане величаво идут: одежда длинная, что у мужчин, то и у женщин, яркая бисером да золотом расшитая – ферезея называется. Шапка высокая, что головы не наклонить – вот и идут, высоко голову задрав.
- Главной достопримечательностью площади является храм. Видно его отовсюду, т.к. стоит он на самом высоком месте.
-А сейчас мы с вами заглянем в боярский терем. Прежде чем войти, приходится голову склонить – вход очень низкий.
- Почему?
-Тепло экономили. А поклон входящим это уже как следствие. Нижний ярус нежилой, холодный. Здесь размещали кладовые, кухни. Поднимаемся на второй, здесь стоит длинный стол, лавки, помещение самое большое – это зал для приёма гостей. И только третий ярус жилой. Комнаты для проживания назывались светёлки. Светлая, красивая комната в боярском доме. Мебель? Те же лавки, да стол, да сундук, но все они яркие, либо расписные, либо резные-узорчатые. Чем богаче дом, тем больше украшений. Окна напоминают витражи.
- А что это такое?
- В решётку вставляли кусочки слюды (природный прозрачный материал), окрашенный разными цветами. Но окна всё же небольшие – тепло здесь тоже экономят. Печь-красавица изразцом украшена. Изразец – глиняные дощечки, покрытые цветной глазурью. Самым страшным бедствием древнерусских городов были пожары: деревянная плотная застройка горела мгновенно. Известны исторические случаи полного исчезновения городов, такой страшный пожар пережил и наш Древний Ярославль. В музее пожарного дела есть экспозиция, посвящённая этому событию.
- Как вы думаете, ребята, что спасали наши предки в первую очередь?
Свои жизни, иконы и книги.
Закрепление изученного материала, повторением новых терминов.
- Что такое изразец?
- Почему окна похожи на витражи?
- Где мы встречаемся с понятием галерея в современной жизни?
- Ну и главный вопрос, зачем наши предки украшали свои жилища?
Практическая работа:
А сейчас, путешественники, поделитесь своими впечатлениями на бумаге. Как вы видите древний город? Что вам больше всего запомнилось?
Ребята могут себе упростить задачу до изображения витражного окна или оформления терема.
Домашнее задание: Завершить практическую работу.