СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок-путешествие по Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Страницы истории России. Государство Русь". 

Просмотр содержимого документа
«"Урок-путешествие по Древней Руси"»

Предмет: окружающий мир

Класс:4

Тема: Страницы истории России. Государство Русь.

Урок – путешествие по Древней Руси.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Форма урока: урок - путешествие.

Образовательные задачи:

  • формировать понимание особенностей развития культуры древних славян;

  • формировать художественные умения и навыки;

  • формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательное и творческое мышление учащихся;

  • активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;

  • развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная задача:

  • формировать интерес, уважение к родной истории;

Используемое оборудование: компьютер, доска-экран.




Ход урока:


Сегодня, ребята, у нас на простой урок, а урок-путешествие по Древней Руси.

- Как вы думаете, с какой целью мы с вами отправляемся в путешествие? (дети предлагают варианты ответов).

Действительно, путешествие поможет нам лучше представить, как жили наши предки, какие у них были обычаи и традиции, а значит узнать, откуда пошла русская культура, особенности украшений и орнаментов, народного костюма.

В конце нашего путешествия вы должны найти ответ на вопрос: Зачем наши предки украшали свои жилища?

Итак, мы с вами у стен древнерусского города.

- Как выглядел город снаружи? Почему?

Действительно русские города имели высокие стены, иногда вокруг города шёл ров с водой или город располагали на берегу реки. Разобщённые русские города очень часто подвергались нападению врагов. Снаружи у стен города теснятся небольшие домишки бедных людей.

- Как они выглядят?

Бревенчатое, низкое, с крохотными окошками, затянутыми рыбьим или бычьим пузырём (стёкол ещё не изобрели). Изба изнутри тёмная, пропахшая дымом. Печи топились по-чёрному.

- Что это значит?

Из мебели только лавки, стол да сундук.

Попасть в город можно через ворота, которые охранялись, но сегодня выходной, а значит торговый день. Телеги с товарами движутся к центру города и мы последуем за ними.

Улочки узкие, дома вдоль улиц плотно-плотно стоят друг к другу.

- Почему?

- Совершенно верно. Уже тогда в городе не хватало места. Дома росли не вширь, а ввысь. Чем ближе к центру, тем дома выше. Здесь живут зажиточные горожане, бояре да дворяне и дома их называются терема. Терем представляет собой многоярусное сооружение, состоящее как бы из кубиков, поставленных друг на друга. Крыши у теремов самой разной формы, раскрашены терема диковинными орнаментами и яркими красками, потому и не похожи они друг на друга. Вокруг терема на втором или третьем ярусе по всему периметру идёт открытый коридор, по которому можно терем обойти, что кругом делается посмотреть (галерея или гульбище).


- Ну вот мы и вышли на центральную площадь. Сегодня здесь торговый день. И чего только здесь нет! Крестьяне торгуют зерном, молоком, мясом. Мастеровые посудой, инструментами, мебелью, сундуками. Купцы заморскими товарами. Народ приходит, чтобы товар посмотреть и себя показать. Вон богатые горожане величаво идут: одежда длинная, что у мужчин, то и у женщин, яркая бисером да золотом расшитая – ферезея называется. Шапка высокая, что головы не наклонить – вот и идут, высоко голову задрав.

- Главной достопримечательностью площади является храм. Видно его отовсюду, т.к. стоит он на самом высоком месте.

-А сейчас мы с вами заглянем в боярский терем. Прежде чем войти, приходится голову склонить – вход очень низкий.

- Почему?

-Тепло экономили. А поклон входящим это уже как следствие. Нижний ярус нежилой, холодный. Здесь размещали кладовые, кухни. Поднимаемся на второй, здесь стоит длинный стол, лавки, помещение самое большое – это зал для приёма гостей. И только третий ярус жилой. Комнаты для проживания назывались светёлки. Светлая, красивая комната в боярском доме. Мебель? Те же лавки, да стол, да сундук, но все они яркие, либо расписные, либо резные-узорчатые. Чем богаче дом, тем больше украшений. Окна напоминают витражи.

- А что это такое?

- В решётку вставляли кусочки слюды (природный прозрачный материал), окрашенный разными цветами. Но окна всё же небольшие – тепло здесь тоже экономят. Печь-красавица изразцом украшена. Изразец – глиняные дощечки, покрытые цветной глазурью. Самым страшным бедствием древнерусских городов были пожары: деревянная плотная застройка горела мгновенно. Известны исторические случаи полного исчезновения городов, такой страшный пожар пережил и наш Древний Ярославль. В музее пожарного дела есть экспозиция, посвящённая этому событию.

- Как вы думаете, ребята, что спасали наши предки в первую очередь?

Свои жизни, иконы и книги.


Закрепление изученного материала, повторением новых терминов.

- Что такое изразец?

- Почему окна похожи на витражи?

- Где мы встречаемся с понятием галерея в современной жизни?

- Ну и главный вопрос, зачем наши предки украшали свои жилища?


Практическая работа:

А сейчас, путешественники, поделитесь своими впечатлениями на бумаге. Как вы видите древний город? Что вам больше всего запомнилось?

Ребята могут себе упростить задачу до изображения витражного окна или оформления терема.

Домашнее задание: Завершить практическую работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!