Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснознаменская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
Урок – путешествие
по математике
в 4 классе
на тему:
«Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление».
Учитель:
Купава
Светлана
Александровна
с. Краснознаменка
Тема: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число».
Цель: Формирование умения выполнять письменное умножение и деление на однозначное число.
Задачи:
- Закрепить навык умножения и деления многозначных чисел на однозначное число;
- закреплять умения решать составные задачи;
- развивать математическую смекалку, творческое мышление, устную речь, память;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;
- формировать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: П. формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Л. формировать личностный смысл учения.
Р. овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К. готовность слушать собеседника и вести диалог.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: учебник «Математика» (автор Моро М.И.), карточки с числами, карточки с заданиями, иллюстрации с ландшафтами Крыма.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
Приветствие с гостями.
Учитель читает стихотворение.
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
Вот примеры и задачи.
Всем желаю я удачи-
За работу! В добрый час!
ІІ. Определние целей и задач урока
- Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Сформулируйте задачи урока. ( будем закреплять навыки письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число;
закреплять умения решать составные задачи)
- Что для этого будем делать? (решать примеры и задачи)
ІІІ. Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в математическое путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- Расположите числа в порядке возрастания.
Р М Ы К 200 700 360 180 (КРЫМ)
- Мы совершим прогулку по Южному берегу Крыма. Для того, чтобы нам отправиться в путешествие, нужно выполнить следующие задания.
1. Устный счет
- Какие геометрические фигуры вы видите?
1600
720
480
12.000
8
5 9
90
6
12
4
100
Первый множитель это число одного круга, второй множитель – число второго круга. Найдите произведение. (12 000 ∙ 6 = 72 000)
Найдите произведение чисел в треугольниках. (480 ∙100=48 000)
Найдите частное в овалах. (720 : 90= 8)
Во сколько раз число в одном квадрате больше, чем в другом? (1600: 4=400)
Молодцы! Справились с заданием. Но нам еще нужны будут знания о компонентах действий умножения и деления. Давайте повторим их и как они связаны между собой. В этом нам помогут уравнения. Решите их устно.
х∙5=5000 а:100=12 600:с=2
х=1000 а=1200 с=300
- А вы знаете, что вы нашли интересные числа?!
Береговая линия Крыма составляет 1000 км.
Самая быстрая птица не только Крыма , но и среди всех пернатых это сокол-сапсан. Он может развивать скорость до 300 км/ч.
На территории Крымского заповедника растет свыше 1200 видов растений.
Как у любого путешественника, у нас тоже должны быть журналы наблюдений. Открываем свои журналы наблюдений и записываем дату нашего путешествия. На протяжении всего путешествия мы будем записывать сюда интересные заметки о Крыме. (Дети записывают число и классная работа)
2. Минутка чистописания.
Наша первая заметка. Запишите число, в котором 545 ед.1кл. и 1 ед. 2 кл.(1545)
- Кто-нибудь знает, чем интересно это число?
А это число обозначает высоту наивысшей вершины Крымских гор – Роман-Кош. Ее высота -1545 метров. Здесь произрастает редкий цветок «серебристый Крымский эдельвейс», который нигде в мире больше не встречается.
-Презентуйте это число. (4х значное, для записи используется 3 цифры, непарное, соседи числа 1544 и 1546, в числе всего 1545 ед.,154 дес., 15 сот.,1 тыс.)
-Уменьшите его на 5. (1540)
А это высота следующей вершины в гряде Крымских гор – Демир-Капу.
Презентуйте число. (4х значное, для записи используется 4 цифры, парное, соседи числа 1539 и 1541, в числе всего 1540 ед.,154 дес., 15 сот.,1 тыс.)
- Уменьшите его на 12 (1528)
Это высота третьей вершины в гряде Крымских гор – Кемаль-Эгерек.
- Презентуйте число. (4х значное, для записи используется 4 цифры, парное, соседи числа 1527и 1529, в числе всего 1528 ед.,152 дес., 15 сот.,1 тыс.)
Пропишите до конца строки.
Математический диктант
Чему равна:
- разность чисел 600 и 360 (240)
(240 видов растений, которые встречаются только в Крыму)
- сумма чисел 2000 и 700 (2700) (в Крыму известно более 2700 видов растений)
- произведение чисел 16 и 1000 (16000) (Протяженность самой большой Красной пещеры в Крыму)
- частное чисел 1500 и 100 (15) (15 метров глубина самого мелкого моря – Азовского)
2. Чему будет равен результат, если:
- 8 увеличить в 40 раз (320) (Максимальная глубина Большого Каньона Крыма 320 метров)
- 408 уменьшить в 2 раза (204) (204 км – протяженность самой большой реки Крыма - Салгир)
- 221 увеличить в 10 раз (2210) (Наибольшая глубина Черного моря – 2210 км)
- 850 уменьшить в 10 раз (85) (Самый длинный троллейбусный маршрут в мире «Симферополь – Ялта» составляет 85 км)
3. - Я задумала число, если его увеличить в 10 раз, то получится 980. Какое число я задумала? (98) (Высота самого высокого водопада в Крыму Учан-Су – 98 метров)
- Если число 25 увеличить в несколько раз, то получится 100. Во сколько раз нужно увеличить число? (4) (Самая маленькая бабочка Крыма – сливовая моль с размахом крыльев 4 мм)
IV. Работа над темой
-Сейчас нас дет труднодоступное место Крыма. Что это? Как вы думаете? Да. Это горы. Чтобы взобраться на них, нужно выполнить следующее задание.
200 000 – 521 160:4 =
400 000 – 81 270:3 =
V.Физкультминутка
- Мы очень устали, гуляя по Крымским горам, надо отдохнуть.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету,
Раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз – рывок и два рывок.
Продолжаем наш урок.
- Преодоление труднодоступного места прошло успешно. Дальше мы отправляемся в Никитский ботанический сад. Что вам известно об этом замечательном месте Крыма? (Сообщение уч-ся)
VI. Продолжение работа над темой
1 Задача. Фронтальная работа.
В Никитском ботаническом саду, что в г. Ялта, росло 1000 пальм, кипарисов в 4 раза меньше, чем пальм, магнолий в 2 раза больше, чем пальм и кипарисов вместе. Сколько деревьев росло в ботаническом саду?
Пальмы – 1000д.
Кипарисы - ? в 4 р. меньше ?д.
Магнолии - ? в 2 р. больше
Какие деревья росли в ботаническом саду?
Сколько было пальм?
Что известно о кипарисах?
Что сказано о магнолиях?
Знаем сколько было пальм и кипарисов вместе?
Какой главный вопрос задачи?
Во сколько действий решается задача?
1) 1000:4 = 250(д.)- было кипарисов
2) 1000+520 = 1 250 (д.) – пальм и кипарисов вместе
3) 1 250∙2 = 2500 (д.) – было магнолий
4) 1 250+2500 = 3750 (д.)
Ответ: 3 750 деревьев росло в ботаническом саду.
- Ознакомились с деревьями Крыма. Теперь отправляемся в международную детскую здравницу. Догадались, в какую? В Артек. Что вам известно о нем? (Сообщение уч-ся)Давайте посмотрим, кто в нем отдыхает.
2 Задача
В детский лагерь Артек приехали на отдых 1 300 детей из России, из Украины в 2 раза меньше, чем из России, а из Белоруссии в 3 раза меньше, чем из России и Украины вместе. Сколько детей приехало отдыхать из Белоруссии?
1300 : 2 = 650 (д.) – из Украины
1 300+650 = 1950 (д.) – из России и Украины вместе
1950:3 = 650 (д.)
Ответ: 650 детей из Белоруссии.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнения задания)
1 группа: Таня купила 3 пачки сухой лаванды и заплатили 120 руб., а Олег купил 2 пачки по такой же цене. Сколько стоила вся покупка Тани и Олега?
1)120:3 = 40 (руб.) – стоила одна пачка
2)40 ∙ 2 = 80 (руб.) – заплатил Олег
3)120+80 = 200 (руб.)
2 группа: 7 306∙4= 29224 40018∙9= 360 162
87 540:6=14590 1 896:6= 316
- Оцените свою работу на уроке.(Оценки)
VIII.Домашнее задание
Рабочая тетрадь: с. 77, з.40, 42 + 39(сильные)
XIX.Итог урока
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Где мы побывали?
- Что нового вы для себя узнали?
- Над чем еще нужно поработать?
Крым действительно один из живописнейших уголков России. Кроме того, это наш дом! Поэтому берегите, цените и уважайте то, что у вас есть.