СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок–путешествие по русскому языку в 4 классе по теме "Части речи. Обобщение знаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о частях речи, их грамматических признаках; тренировать в грамотном написании слов, способствовать развитию речи, внимания, памяти и мышления, воспитание бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок–путешествие по русскому языку в 4 классе по теме "Части речи. Обобщение знаний"»

Конспект урока русского языка

Класс:  4

Дата:  

Учитель: Полинко Оксана Николаевна

Тема урока: Урок–путешествие по русскому языку по теме "Части речи. Обобщение знаний"

 Цель урока: обобщить и систематизировать знания о частях речи, их грамматических признаках; тренировать в грамотном написании слов, способствовать развитию речи, внимания, памяти и мышления, воспитание бережного отношения к природе.

Методическая информация

Педагогические задачи

- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения различать слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

-воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

-развитие творческих способностей, мышления, воображения, внимания;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Методы обучения:

аналитико-синтетический, игровой

Формы организации:

групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.


Технологии


методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения

Планируемые предметные результаты

учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки. учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание, применять знания о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи на практике.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные
результаты

Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.

Оборудование: 

индивидуальные карточки,  компьютер, телевизор

презентация учителя.

Продолжительность урока: 

45 мин



Ход урока:

I. Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

ІІ.Актуализация знаний.

1.Фронтальная проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

2.Работа по оформлению тетради.

- Прочтите  сегодняшнюю дату и запишите её в тетради.

Минутка чистописания (Слайд 2)

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.(Запись)

Большой – маленький

Сухой -           ?

Война -          ?

Глубокий -    ?

Старый -      ?

Твёрдый -      ?

(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)


- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.   (Слайд 3)   

 Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.


Мм

Характеристика звука [м]

3.Словарная работа.

- По определению узнайте и запишите слова. Подчеркните орфограммы, подпишите части речи

  • Помещение в школе, где идёт урок (класс)

  • Имеющий цвет яичного желтка, спелых злаков, золота  (жёлтый)

  • Четырежды четыре (шестнадцать)

  • Поддаваться действию огня, уничтожаться огнём (гореть)

  • Шестой день недели (суббота)

  • Холодный, студёный, бывающий при морозе (морозный)

  • Есть утром, до обеда (завтракать)

  • Два десятка (двадцать)

  • Группа дружных детей (коллектив)

- Проверка, по очереди зачитывают слова, называют часть речи и доказывают.

4.Синтаксический разбор предложения.(Слайд 4)

Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. 

ІІІ.Сообщение темы урока.

Определение темы и целей урока

– Ребята, в русском языке есть необычное государство под названием ГРАММАТИКА. В этом государстве есть столь же необычный и необыкновенный город под названием РЕЧЬ. Давайте узнаем, что же за жители живут в этом городе?

Тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, мы с вами живём в поселке Партенит – и нас называют – партенитцами. А тех, кто живёт в городе с названием РЕЧЬ, как называют ?( ЧАСТИ РЕЧИ.)( Слайд 5)

Какой же теме будет посвящён наш урок? Сегодня нам с вами предстоит обобщить знания о частях речи, т.е. соединить вместе всё, что мы знаем о них.

– Какие вопросы по данной теме вы можете задать?( Какие бывают части речи? Что обозначают разные части речи? На какие вопросы отвечают?)

Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Части речи».



Зеленый и таинственный,

Средь моря остров спит.

Быть может, там воинственных

Ошибок мир лежит?


А может, мы с весёлыми

Там встретимся Глаголами?


Или найдем внимательных,

Послушных Прилагательных?

IV.Закрепление полученных знаний.

1.Организация индивидуальной работы учащихся

-Мы отправимся в путешествие. Перед нами чудесный остров.(Слайд 6), но жителей этого острова заколдовала злая колдунья, и они забыли, как их зовут.Давайте им поможем.( Слайды 7- 11)


1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

- Какие морфологические признаки у имени существительного?

2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у имени прилагательного?

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у глагола?

4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня?

5. Я о себе такого мненья -огромна роль моя:

Я  делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.

Я заменяю известную часть  речи. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у местоимения?

-Молодцы, ребята, справились с заданием.


2.Работа в группах

Распределительный диктант. (Слайд 12)

  1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

А теперь перед нами Горы трудностей, вы справитесь, если будете работать в паре.

- На какие три группы можно разделить слова?

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, опередить, положу.

- Какие 6 слов на одно и тоже правило здесь спрятались? Подчеркните в них орфограммы.


-Мы преодолели Горы трудностей. Идем дальше.


Физкультминутка (Слайд 13)

- Перед нами ПОЛЯНА. На ней мы отдохнём. Задание на внимательность.

- Если я назову имя существительное – вы хлопаете в ладоши.

- Если имя прилагательное – приседаете.

- Если глагол – топнуть ногой.

- Итак, начинаем.

Дом-(хлопок), ехать -(топнуть ногой), красивый- (присесть), печь-(хлопок, топнуть ногой), пою- (топнуть ногой), красный- (присесть), течь-(хлопок, топнуть ногой).


3.Лексическая и орфографическая работа.

Самостоятельная работа.

Смотрите ,какая пещера ! (Слайд 14) Её завалило камнями. Мы не сможем пройти, пока не разберём эти камни.Будем работать самостоятельно по карточкам

1.Определить падеж, род


рассказать бабушке -

-из соседней деревни-.

-лежать в постели -

-сменили к весне 

-побывал на спектакле. 

2. Разобрать по составу

подводник, березовый, подъедет,сверху, хороший,хорошо.

3.Записать словами.

11,12,16,50,60


 Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)

-А сейчас пора отдохнуть. Встали все удобно.


V. Обобщение и систематизация знаний

Отправляемся дальше. Давайте потихоньку встанем. Перед нами ЛЕС ИСПЫТАНИЙ.(Слайд 16) Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (звучит музыка).

Здравствуй лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?

-Тихо садимся за парты и приступаем к испытаниям.

- Прочитайте предложение. Запишем его.

(1 человек у доски. Работа на оценку.)

Лёгкий морозец к вечеру затягивал звёздами лужицы.

Сделаем синтаксический разбор предложения.

- Какие ещё части речи вы знаете?

(Предлог – это часть речи.)

- Как отличить предлог от приставки?

(Предлог пишется со словом раздельно, а приставка – слитно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).

- Расскажите про местоимение.

(Это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)

- Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?

1 лицо- я, мы.

2 лицо- ты, вы.

3 лицо- он, она, оно, они.

VI. Домашнее задание(Слайд 17)

Домашнее задание будет творческим Составить текст «Осень в родном краю»

Светит, греет, плывет (солнце).

Льет, питает, барабанит (дождик).

Вянет, зеленеет, засыхает (трава).

Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).

Опадают, шепчутся, шуршат (листья).

VII. Итог урока. Рефлексия(Слайд 18-19)

-Вот, преодолев все трудности, мы с вами вернулись в город Речь.

Удалось ли нам обобщить знания о частях речи?

– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.

Жители благодарят вас за работу и дарят каждому из вас ГЕРБ ГОРОДА.

Выберете цвет герба:

Жёлтый – работа на уроке вам понравилась.

Красный – работа понравилась не очень.

Чёрный – урок совсем не понравился.

- Поднимите выбранные вами гербы. Посмотрите как друг другу работалось на уроке.

Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

СЛАЙД 1. СЛАЙД 2. СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4. СЛАЙД 5. СЛАЙД 6.







СЛАЙД 7. СЛАЙД 8. СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10. СЛАЙД 11. СЛАЙД 12.







СЛАЙД 13. СЛАЙД 14. СЛАЙД 15.

СЛАЙД 16. СЛАЙД 17. СЛАЙД 18.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!