СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Утро в сосновом лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное сочинение по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Утро в сосновом лесу"»

Урок развития речи "Утро в сосновом лесу"

2 класс


Цель урока:

– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;

– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;

– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и целей урока.


Сегодня на уроке мы будем работать с одной репродукцией картины И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.


III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.


  1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:

Знакомы ли вы с творчеством Шишкина?

Какие картины вы знаете?

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 года в городе Елабуга на Каме в семье небогатого купца.

Ваня с детства начал увлекаться рисованием. В 11 лет он получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью и красками в городской гимназии города Казани. Позже он поступит в Московское училище живописи , затем в петербургскую Академию художеств

Художник очень любил природу, поэтому многие картины посвящены лесу, полям, животным.

Шишкина справедливо называют «певцом русского леса».

Иван Иванович родился в 19 веке. А сейчас у нас 21 век? И до сих пор людей интересует его творчество, они любуются его работами.

Как вы думаете, где можно увидеть его картины? (В Москве в Третьяковской галерее)


2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.

Внимательно рассмотрите репродукцию:

К какому жанру она относится?

Что такое пейзаж? ( Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.)


- Как называется картина?

- Сегодня тема нашего урока: «Устное сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»


- Если бы вам захотелось побывать на этой поляне, как бы вы вошли внутрь картины?


-Что бы вы увидели? Услышали? Почувствовали в сосновом лесу?

(Запах хвои, влажность, утреннюю прохладу, туман, хруст веток, сопение медвежат, птичьи голоса…

-Какое время суток изобразил художник?

-Возьмите лупу, рассмотрите картину. Докажите, что это действительно утро.

- Покажите с помощью рамочки туман. Как вы для этого расположите рамочку?

- Покажите солнечный свет. (На листве, на дереве)


-Кто изображён на картине?

-Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.

-Чем заняты медвежата ? (Играют, лазают по дереву, любопытничают ..)

-Где расположились медведи? ( Медведи расположились в лесной глуши. Сюда не заглядывают люди. Только здесь могут беззаботно резвиться медвежата, дремучий лес охраняет их покой).

-Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он? (Любопытный, малоподвижный, осторожный)


-Принято считать, что медвежата неуклюжие, толстые, неповоротливые. Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата такие?


В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.



-Только ли дремучий лес охраняет медвежат?

-Чем занята медведица? (Охраняет малышей)


-Почему вам так показалось? Посмотрите внимательно при помощи лупы на неё.

-Почему она сердится на медвежат? (Она беспокоится, охраняет своих малышей от врагов).

-Похожи ли медвежата на свою маму? Чем отличаются? ( Она старше медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных малышей, у медвежат галстучки).


-Как вы думаете, давно медвежата облюбовали эту полянку?

Возьмите лупу, рассмотрите корни упавшего дерева. Они заросли мхом?


-Обратите внимание, когда сосна падала во время бури, она сломала другую сосну. Вы её видите?


Покажите рамкой верх другого сломанного дерева.

-Что ещё вошло в рамку?

-Где обломок сосны?



— Опишите лесную чащу. ( Мы видим высокие, могучие сосны. У них стволы прямые, покрытые сероватой корой. Сосна, изображённая в центре, привлекает наше внимание своими раскидистыми ветками, ствол покрыт красноватой корой. Между деревьями растёт зелёный кустарник).

-Почему художник решил запечатлеть именно этот фрагмент леса? (Хотел передать красоту соснового леса, залюбовался восходом, беззаботными медвежатами, ……..)

Природа создала для медвежат как бы спортивную площадку.


IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.


  1. Составьте устное сочинение в парах по картине. Можете воспользоваться опорными словами

Договоритесь, кто первым будет рассказывать своё сочинении.

Как можно начать сочинение?

-Надо назвать художника, картину.

-Почему Шишкин отразил этот фрагмент на картине?


-Чем можем закончить наше сочинение? (Выделить яркий момент на картине, выразить свои впечатления от увиденного…)

Я раздам вам опорные слова: описание леса, деревьев, медведей, утра. Подумайте в каком порядке вы расположите группы опорных слов. Это будет ваш план. Для каждого он будет свой. Каждый ребёнок в паре при рассказе будет их располагать по своему.


Лес. Величественный, царственный, вековой, могучий, дремучий, сказочный, утренний, опутанный туманом, освещенный солнцем …


Утро. Раннее, первые лучи солнца, розовеет заря.


Описание медвежат, медведицы. Косолопые, игривые, неугомонные, шаловливые, беззаботные, любознательные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль.


Деревья. Столетние сосны, потрескавшаяся золотистая кора, раскидистые кроны, упирающиеся в небо, устремлённые ввысь, старая поваленная сосна.

  1. Прослушивание устных сочинений


VI. Подведение итогов.


-Какую цель мы ставили на уроке? Мы её достигли?

-Мы сегодня описывали всю картину, а если бы я вас попросили написать о чём-нибудь одном: о лесе, о рассвете, о медвежатах. Что бы вы выбрали?

Сегодня мы с вами работали устно, а скоро это будут письменные работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!