Русский язык 5 класс. Дата 28.09.22 г.
Тема урока: « Повествование как тип речи. Рассказ».
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок-практикум
Цели педагогической деятельности учителя:
1. обучающие: закрепить понятие «повествование»; показать систему языковых средств, использованных в тексте;
2. развивающие: содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
3. воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.
Задачи урока:
1) обучающие: обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; научить выявлять языковые и композиционные особенности повествования;
2) развивающие: развивать творческие возможности учащихся;
3) воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: научиться выявлять языковые и композиционные особенности повествования.
2) Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе
алгоритма выполнения задачи
3) Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста повествования.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; метод постановки
вопросов, эвристический метод (беседа, самостоятельный анализ языкового
материала); индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме
урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Какова структура текста- повествования?
III Практикум
- Прочитайте текст и определите его структурные части
Текст «Дуб и ветер»
Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.
Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб все растет, шелестит листочками.
Спросил тогда ветер у дуба:
- В чем твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?
- Я корнями за родную землю держусь. В этом моя сила, - ответил дуб.
(По Л.Жарикову)
- О чем говорится в тексте?
- В этом тексте есть герои?
- Как в этом тексте развиваются события?
- Можно нарисовать картину? Можно нарисовать несколько картинок?
- Можно составить план.
Анализ текста
Тип речи | Композиция | Схема - план |
| | |
Повествование | Вступление | Вступление. Рос могучий дуб. |
завязка | Завязка. Первый натиск ветра-разбойника. |
Развитие действия | Развитие действия За помощью к молнии. |
Вторая попытка победить дуб. |
Кульминация | Кульминация. Разговор о секрете непобедимости дуба |
Развязка | Развязка (Итог) |
- Как автор относится к героям сказки?
- Автор противопоставляет героев: дубом он любуется – «красивый и могучий», а ветер у него похож на врага –захватчика «налетел», «дунул», «старался пригнуть».
- Мне кажется, что автор гордится дубом, который не подчинился ветру и выстоял в испытаниях.
- Как автор показывает стойкость дуба в испытаниях?
IV. Закрепление.
Задание 1.Запишите слова и сочетания, сгруппировав в зависимости от возможного места в тексте:
а) в завязке: однажды, как-то раз, дело было
б) в развитии действия: через некоторое время, немного погодя, и тут
в) в кульминации: неожиданно, вдруг, наконец,
г) в развязке: с тех пор, вот так
Вдруг, наконец, однажды, неожиданно, немного погодя, как-то раз, через некоторое время, с тех пор, и тут, дело было, вот так.
Задание 2 Самостоятельная работа в группах (слайд13)
- Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.
- Какая часть является началом события?
- Прочитайте концовку (конец события).
- В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?
Текст
Аист и Соловей
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали. Что в одной далёкой стране старый мудрый человек учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.
Аист очень спешил. Он вбежал к мудрецу, даже в двери не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо, чтобы старик оказал ему помощь.: научил его музыке.
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал, что надо делать вот так. Нетерпеливый аист решил, что стук в дверь и есть музыка, и улетел. Он обрадовался, что так легко научился музыке и теперь будет удивлять мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрец обучил соловья всему, сто знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим певцом в мире. А чудак аист умеет только стучать клювом.
Задание 3.Работа с деформированным текстом
Восстановите текст, дописав пропущенные предложения в той части, где происходит развитие события.
Загадки леса
За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь. Кто их сажает здесь?
Однажды шёл я с охоты. Смотрю: мимо меня низко-низко полетела сойка
Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала. Он и прорастёт.
Для справки. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидит ли кто? Потом она п(?)летела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.
- Проверим выполненное задание.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание:
напишите рассказ «Как я однажды…»