СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русский язык 5 класс. Повествование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка ФГОС обновленные 5 класс. Тема: "Повествование".

Просмотр содержимого документа
«Урок русский язык 5 класс. Повествование.»

Русский язык 5 класс. Дата 28.09.22 г.

Тема урока: « Повествование как тип речи. Рассказ».

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок-практикум

Цели педагогической деятельности учителя:

1. обучающие: закрепить понятие «повествование»; показать систему языковых средств, использованных в тексте;

2. развивающие: содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;

3. воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.

Задачи урока:

1) обучающие: обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; научить выявлять языковые и композиционные особенности повествования;

2) развивающие: развивать творческие возможности учащихся;

3) воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

1) Предметные: научиться выявлять языковые и композиционные особенности повествования.

2) Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе

алгоритма выполнения задачи

3) Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста повествования.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; метод постановки

вопросов, эвристический метод (беседа, самостоятельный анализ языкового

материала); индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме

урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Какова структура текста- повествования?

III Практикум

- Прочитайте текст и определите его структурные части



Текст «Дуб и ветер»

Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб все растет, шелестит листочками.

Спросил тогда ветер у дуба:

- В чем твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?

- Я корнями за родную землю держусь. В этом моя сила, - ответил дуб.

(По Л.Жарикову)


- О чем говорится в тексте?

- В этом тексте есть герои?

- Как в этом тексте развиваются события?

- Можно нарисовать картину? Можно нарисовать несколько картинок?

- Можно составить план.

Анализ текста

Тип речи

Композиция

Схема - план




Повествование

Вступление



Вступление.

Рос могучий дуб.


завязка


Завязка.

Первый натиск ветра-разбойника.

Развитие действия



Развитие действия

За помощью

к молнии.

Вторая попытка победить дуб.



Кульминация


Кульминация.

Разговор о секрете непобедимости дуба


Развязка


Развязка (Итог)



- Как автор относится к героям сказки?

- Автор противопоставляет героев: дубом он любуется – «красивый и могучий», а ветер у него похож на врага –захватчика «налетел», «дунул», «старался пригнуть».


- Мне кажется, что автор гордится дубом, который не подчинился ветру и выстоял в испытаниях.


- Как автор показывает стойкость дуба в испытаниях?

IV. Закрепление.

Задание 1.Запишите слова и сочетания, сгруппировав в зависимости от возможного места в тексте:

а) в завязке: однажды, как-то раз, дело было

б) в развитии действия: через некоторое время, немного погодя, и тут

в) в кульминации: неожиданно, вдруг, наконец,

г) в развязке: с тех пор, вот так

Вдруг, наконец, однажды, неожиданно, немного погодя, как-то раз, через некоторое время, с тех пор, и тут, дело было, вот так.

Задание 2 Самостоятельная работа в группах (слайд13)

- Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.

- Какая часть является началом события?

- Прочитайте концовку (конец события).

- В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?


Текст

Аист и Соловей

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали. Что в одной далёкой стране старый мудрый человек учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.

Аист очень спешил. Он вбежал к мудрецу, даже в двери не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо, чтобы старик оказал ему помощь.: научил его музыке.

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал, что надо делать вот так. Нетерпеливый аист решил, что стук в дверь и есть музыка, и улетел. Он обрадовался, что так легко научился музыке и теперь будет удивлять мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрец обучил соловья всему, сто знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим певцом в мире. А чудак аист умеет только стучать клювом.



Задание 3.Работа с деформированным текстом

Восстановите текст, дописав пропущенные предложения в той части, где происходит развитие события.


Загадки леса

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь. Кто их сажает здесь?

Однажды шёл я с охоты. Смотрю: мимо меня низко-низко полетела сойка

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала. Он и прорастёт.


Для справки. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидит ли кто? Потом она п(?)летела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

- Проверим выполненное задание.


V. Рефлексия.


VI. Домашнее задание:

напишите рассказ «Как я однажды…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!