Оргмомент Цель: дать положительный настрой, настроить на продуктивную работу на уроке. | | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо. Сдайте тетради с домашним заданием. В полученных тетрадях запишите число, классная работа. | Учащиеся приветствуют учителя, гостей, друг друга. Сдают тетради, записывают число, классная работа. | Предметные | Метапредметные |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе Цель: обеспечить мотивацию школьников, принятие ими целей урока; актуализация знаний учащихся. | | Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе “Морфемика”. Запишите тему урока: «Морфема – значимая часть слова». | Отвечают на вопросы, записывают тему урока. | Знать состав слова, морфемы | Регулятивные: Постановка цели учебной задачи Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Этап усвоения новых знаний и способов действий Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | | Ребята, откройте учебник, найдите § 1. Сейчас мы с вами поработаем в группах. Задание: прочитать текст, выделить главное, озаглавить. 1 группа – римская цифра 1, 2 группа – 2, третья группа – 3. Проверка. | Открывают учебник, находят параграф, работают по заданию. | Уметь выделять главное, озаглавливать части, составлять план статьи | Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу |
Этап закрепления новых знаний и способов действий Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | | Игра “Отгадай слово!” На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т. - Какое слово записано? Раскрывается слог ти, затем тигр. - Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень). Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными). 1.Игра “Третий лишний”. - Подумайте, все ли слова родственные? Почему? Лес, лестница, лесничий. Честный, чесночный, чеснок. Левый, лев, налево. Работа над текстом. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. - Найдите в стихотворении слова с приставками и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, в какой части слова они находятся? Развитие умений определять значение суффиксов. - Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких? В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши) - А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами? - Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята). - Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга). 6.Выделите в данных словах морфемы. Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной. - Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.) Задание: составьте из морфем слова, а из слов предложения. (Красота – удивительное явление нашей жизни). | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Знать морфемы, последовательность расположения морфем в слове. Уметь находить однокоренные слова, выделять морфемы, составлять слова и предложения из морфем, делать выводы. Уметь склонять существительные, находить отличия в формах одного и того же слова. | Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу Личностные: смыслообразование |
Этап получения информации о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | | Открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет еще раз прочитать §1, выписать определения в справочник и выполнить упражнение. Давайте прочитаем задание к упражнению, определим, как нужно выполнять упражнение. Задайте вопросы по домашнему заданию. | Слушают информацию о домашнем задании, записывают д/з в дневник, задают вопросы по содержанию и способу выполнения домашнего задания. | | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |