СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему "Морфема - значимая часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока на тему "Морфема - значимая часть слова". Данный урок является первым в разделе "Морфемика. Словообразование" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Морфема - значимая часть слова"»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Морфема – значимая часть слова»

Тип урока: изучение новой темы

Цели:

Образовательные:

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Развивающие:

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний

Задачи:

  • знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

  • определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

  • выстраивать композицию рассуждения;

  • выполнять морфемный разбор;

  • пополнить словарный запас.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оргмомент

Цель: дать положительный настрой, настроить на продуктивную работу на уроке.


Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо.

Сдайте тетради с домашним заданием.

В полученных тетрадях запишите число, классная работа.

Учащиеся приветствуют учителя, гостей, друг друга.

Сдают тетради, записывают число, классная работа.

Предметные

Метапредметные


Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель: обеспечить мотивацию школьников, принятие ими целей урока; актуализация знаний учащихся.


Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе “Морфемика”.

Запишите тему урока: «Морфема – значимая часть слова».


Отвечают на вопросы, записывают тему урока.

Знать состав слова, морфемы

Регулятивные: Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.


Ребята, откройте учебник, найдите § 1. Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Задание: прочитать текст, выделить главное, озаглавить.

1 группа – римская цифра 1, 2 группа – 2, третья группа – 3.

Проверка.

Открывают учебник, находят параграф, работают по заданию.

Уметь выделять главное, озаглавливать части, составлять план статьи

Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


Игра “Отгадай слово!”

На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.

- Какое слово записано?

Раскрывается слог ти, затем тигр.

- Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).

Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

1.Игра “Третий лишний”.

- Подумайте, все ли слова родственные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

Работа над текстом.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

- Найдите в стихотворении слова с приставками и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, в какой части слова они находятся?

Развитие умений определять значение суффиксов.

- Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких?

В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)

- А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

- Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята).

- Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга).

6.Выделите в данных словах морфемы.

Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

- Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)

Задание: составьте из морфем слова, а из слов предложения.

(Красота – удивительное явление нашей жизни).

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Знать морфемы, последовательность расположения морфем в слове.

Уметь находить однокоренные слова, выделять морфемы, составлять слова и предложения из морфем, делать выводы.

Уметь склонять существительные, находить отличия в формах одного и того же слова.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

Личностные: смыслообразование

Этап получения информации о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Дома вам нужно будет еще раз прочитать §1, выписать определения в справочник и выполнить упражнение.

Давайте прочитаем задание к упражнению, определим, как нужно выполнять упражнение.

Задайте вопросы по домашнему заданию.

Слушают информацию о домашнем задании, записывают д/з в дневник, задают вопросы по содержанию и способу выполнения домашнего задания.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог


Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Оцениваю учащихся.

Подводим итог урока с помощью ромашки.

Оценивают себя, подводят итог урока.


Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками


Мобилизую учащихся на рефлексию своей деятельности.

Показываю слайд с незаконченными предложениями, которые нужно дополнить. (слайд 15)

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно работать с…


Осмысливают свою деятельность на уроке, дополняют предложения своими ответами.


Личностные: нравственно-этическая ориентация




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!