СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Лексическое значение слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Лексическое значение слова".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Лексическое значение слова"»

Урок по русскому языку  5 класс     Слово и его лексическое значение   Автор Бадаева Байрта Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Элистинская классическая гимназия»

Урок по русскому языку 5 класс Слово и его лексическое значение

Автор Бадаева Байрта Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ « Элистинская классическая гимназия»

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

К.Паустовский Для всего, что существует в природе: воды, воздуха , неба. облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий

К.Паустовский

  • Для всего, что существует в природе: воды, воздуха , неба. облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий
Цели урока:  узнать, что такое лексическое значение слова понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова

Цели урока:

  • узнать, что такое лексическое значение слова
  • понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова
ЛЕКСИКА - (греч. «лексис»- слово, выражение) – словарный состав. Лексикология - раздел русского языка, изучающий лексику.

ЛЕКСИКА -

(греч. «лексис»- слово, выражение) – словарный состав.

Лексикология -

раздел русского языка, изучающий лексику.

- слово называет понятия, предметы, признаки, действия;  - слово  - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); - слово  имеет лексическое и грамматическое значение.  

- слово называет понятия, предметы, признаки, действия; 

- слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова);

- слово имеет лексическое и грамматическое значение.

 

Лексическое значение слово Грамматическое значение морфология лексика

Лексическое значение

слово

Грамматическое значение

морфология

лексика

Лексическое значение слов 1. Багровый - густо- красный, кровавого цвета. 2. Лазурный - светло-синий, цвета голубого неба. 3. Пихта – вечнозеленое хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато- белыми шишками. Ель. Сосна.

Лексическое значение слов

1. Багровый - густо- красный, кровавого цвета.

2. Лазурный - светло-синий, цвета голубого неба.

3. Пихта – вечнозеленое хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато- белыми шишками.

Ель. Сосна.

Выберите из толкового словаря любые три слова : существительное, прилагательное, глагол . Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с ними предложения.

Выберите из толкового словаря любые три слова : существительное, прилагательное, глагол . Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с ними предложения.

 Выберите нужное слово   1. Какой участок – землистый или земельный?   2. Ученик понятный или понятливый?   3. Местность песочная или песчаная?   4. отношение к русскому языку бережное или бережливое?

Выберите нужное слово 1. Какой участок – землистый или земельный? 2. Ученик понятный или понятливый? 3. Местность песочная или песчаная? 4. отношение к русскому языку бережное или бережливое?

Лексическое значение индивидуально,  а одно и то же грамматическое значение  может быть у многих слов (групп слов).

Лексическое значение индивидуально, а одно и то же грамматическое значение может быть у многих слов (групп слов).

Отгадай загадки. Определи лексические и грамматические значения слов. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника . Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

Отгадай загадки. Определи лексические и грамматические значения слов.

Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника .

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

Отгадай загадки. Определи лексическое и грамматическое значение слов. Плавучий знак для обозначения опасных мест на воде, озерах, в заливах. На стеблях белеют чашки, а в них нитки и рубашки.

Отгадай загадки. Определи лексическое и грамматическое значение слов.

Плавучий знак для обозначения опасных мест на воде, озерах, в заливах.

На стеблях белеют чашки, а в них нитки и рубашки.

Составьте с данными словами словосочетания «прилагательное + существительное»  Вперемежку- вперемешку  изморозь- изморось, бетон- бидон.

Составьте с данными словами словосочетания «прилагательное + существительное»

Вперемежку- вперемешку

изморозь- изморось,

бетон- бидон.

К чему призывает А.Титович в стихотворении « Слово» Не забывай На праведном пути То, что старик Марк Твен Сказал когда-то : «Ты должен Слово нужное найти, А не его Троюродного брата».

К чему призывает А.Титович в стихотворении « Слово»

Не забывай

На праведном пути

То, что старик Марк Твен

Сказал когда-то :

«Ты должен

Слово нужное найти,

А не его

Троюродного брата».

 Сегодня на уроке я научился…    Я понял, что…    Мне было интересно, потому что …   Мне показалось важным …

Сегодня на уроке я научился… Я понял, что… Мне было интересно, потому что … Мне показалось важным …

Домашнее задание П.56 Упр. 336

Домашнее задание

П.56

Упр. 336


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!