имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»
Тема | Однозначные и многозначные слова |
Цель | Познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем |
Задачи | Образовательные: Формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово , находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать умение формулировать проблему; применять новые знания на практике. Воспитательные: прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу. |
УУД | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. |
Планируемые результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. |
Основные понятия | Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова |
Межпредметные связи | ИЗО |
Ресурсы: | Толковый словарь, учебник, карточки, цветные карандаши |
Формы урока | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, работа в парах, фронтальная |
Образовательная технология | Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, самостоятельная работа над учебным материалом, работа с текстом, прием смыслового чтения |
Основные этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Приветственное слово. «Улыбка» Покажите карточку настроения. Работа с эпиграфом. Слово – оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты его умей его, девица, повертывать (Былина об Илье Муромце) – Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти слова взяты как эпиграф к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Составьте, пожалуйста, СС со словами «шляпка» и «половник» (шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба; Налить половник супа, разлить суп половником). Почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания (имеет несколько ЛЗ), а со словом половник похожие (1 ЛЗ)? Как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение? А те, что много? Сформулируйте тему нашего урока. Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока. Запишите в тетрадь. - Чему будем учиться на уроке? На доске глаголы «Узнать» и «Научиться» Узнать – что такое однозначные и многозначные слова Научиться – определять лексическое значение многозначных слов Схематизация материала. (Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов может быть несколько значений.) Организует и сопровождает деятельность учащихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). – Учитывая лексическое значение слова, изобразите, нарисуйте предмет: 1-й ряд – ручка; 2-й ряд – гребень; 3-й ряд – зебра. – А теперь давайте посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось. Организует и сопровождает деятельность учащихся, Контролирует правильность выполнения заданий | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений | Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы | | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово | Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока | | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
5. твор-ческая практическая деятельность По реализации построенного проекта | – Составьте под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки. – Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова – несколько значений.) – Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогут слова-соседи многозначного слова – контекст.) Чтение теоретического материала в учебнике. дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся | Составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рас-сказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями, письменная работа | | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. – Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (По толковому словарю.) – Найдите в толковом словаре значение слов: 1-й ряд – озимь; 2-й ряд – реять; 3-й ряд – алмазный. – Почему эти слова являются многозначными? (Имеют несколько значений.) – Что объединяет эти значения? (Сходство.) – Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (Все эти значения расположены в одной словарной статье.) – Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными? Физминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел — Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки надо встать — И хвать! Закройте глаза и вспомните стихотворение физминутки. Какое слово из этого стихотворения имеет несколько значений? (Ключик - ключ.) Какое значение у этого слова? А где можно уточнить значение слова? (В словаре.) Придумайте предложение со словом ключ. Запишите одно из предложений себе в тетрадь. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с заданием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону | 1. Распределение слов по группам – работа в парах. - Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания. - Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища. Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба. (ответы к заданию) Однозначные слова | Многозначные слова | Арбуз | Кисть | Осень | Мышь | Тетрадь | Золотой | Пальто | Лисички | Компьютер | Труба | | Работают с заданием. Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! Памятка «Однозначные и многозначные слова» • В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово _____________. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются___________________ . • Слова, которые имеют несколько значений, называются____________________. Такое слово называет разные предметы, в чём-то _____________ между собой. • Значение многозначного слова нам помогают определить__________________ . • Разные лексические значения многозначного слова помещаются _________________ . – Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке Покажите мне карточку с настроением. | Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
9. Домашнее задание. Выставление оценок | П. 65, у. 340, 341. Или нарисовать юмористические картинки к многозначным словам (образец в упр. 346) | | | | |