СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 2 класс. Сочинение по картине А.К. саврасова "Грачи прилетели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассказано как работать над описанием картины. Знакомит  с биографией автора и историей написания картины.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 2 класс. Сочинение по картине А.К. саврасова "Грачи прилетели"»

Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины

А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: Учиться составлять рассказ по картине.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

- Вспомни, какие изменения в природе характеризуют приход весны?

Работа по теме.

- Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине. Тебе помогут задания в учебнике стр.73 упр.127

Биография художника

Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.

Знакомство с картиной.

Рассмотрите репродукцию картины в учебнике.

— Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

— На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)

— Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

— На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирический пейзаж, несколько грустный, трогательный, волнующий зрителя.

- Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ КостромыСначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!

Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.

Анализ содержания картины.

- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину 

- Почему картина называется «Грачи прилетели»?

— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.)

— Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

— Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

— Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

- Совершим путешествие в картину. Закройте на минуту глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).

- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.

-Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

— Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

- Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?

(Красоту русской природы).

Словарно-орфографическая работа.

художник картина изобразил известный

мастер кисти полотно нарисовал знаменитый

пейзажист репродукция показал прославленный

автор картины шедевр создал


— Попробуйте описать грачей, какие они?

Для выполнения этого задания дети работают с выписанными на доске (или на отдельные карточки) антонимами

Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.

- Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку

- Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

Художник - замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти.

Пейзаж - скромный, простой, задушевный, лирический.

Время года: весна, журчание ручьев, шум ветерка, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, горделивые, драчливые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; мы как будто слышим их радостные беспокойные крики; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

Церквушка – старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная. .

Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.

Орфографическая работа:

-Объясните написание данных слов? (горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные).

Составление плана сочинения

- Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана)

- На сколько частей поделим?

- О чем будем писать во вступлении?

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине?

План.

  1. Художник и его картина.

  2. Описание картины.

-Что изображено на переднем плане.

-Что изображено на заднем плане.

  1. Мое отношение к картине.


Составление рассказов по данному плану. Образец:

Запиши в тетрадь : Дата

Сочинение по картине

А.К. Саврасова

«Грачи прилетели»


Написание сочинений.

Редактирование.

Окончательный вариант написания.

Спасибо за работу!



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!