Тема: Текст-описание. Общее представление.
Цель: Дать понятие о тексте описании и его отличительных признаках.
Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Словарная работа
-Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
З...лёный наря… - ______________
Тр…щит моро… - ______________
В гн…зде пт..нцы - ______________
Спелая яго…ка - ________________
4. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- Что такое текст? (Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу).
- Текст можно озаглавить. А что такое заголовок текста? (Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте).
- От чего зависит заголовок текста? (От темы или основной мысли текста).
- Что такое тема текста? (Тема – о ком или о чём говорится в тексте).
- Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – то главное, что хотел сказать нам автор).
5. Работа по теме.
-Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
Тема – о подснежнике.
Главная мысль – подснежник – настоящий герой.
- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?
Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является как можно точно описать данный объект. А как это сделать? С помощью текста-описания. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности построения текста-описания.
- Какой вопрос можно задать к данному тексту? (Какой?)
Это текст-описание. В нём описывается подснежник.
Текст-описание – это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Текст-описание состоит из 3 частей:
Главная мысль.
Описание.
Особенности.
Части текста-описания можно менять местами в зависимости от построения текста.
- Перейди по ссылке, посмотри объяснение нового материала.
https://youtu.be/X9XnRmpcedU
6. Физминутка. ( отдохни, сделай несколько упражнений из предыдущих физкультминуток.)
7. Закрепление знаний.
Рассмотрим пример.
Прочитайте текст, определите тип текста, определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
В данном тексте рассказывается о том, какая лиса. Значит, это текст-описание.
Определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Это главная мысль.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
У каждого типа текста есть свои особенности. Как вы думаете, без какой части речи мы не смогли бы написать текс-описание? Догадались? Конечно без прилагательного. Прилагательные являются опорными для текста-описания.
8. Тренировочные упражнения.
А) Упр163 стр.95
Б) Упр.164 стр.95
В) Упр.165 стр.96
Г)- Прочитай еще раз правило стр.96
- Что называем текстом-описанием?
- Какие вопросы можно поставить к такому тексту?
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
10. Домашнее задание.
Выучить правило стр.96, выполнить упражнение 166 стр.96