СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка: "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка: "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: "Глагол"»

Тема: Глагол

Ход урока

  1. Организационный момент. Введение в тему.


Введение

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет.

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …~ (глагол).


Приглашаем Вас в страну Глаголию ~ посетить сказочный дворец, где царствует его Величество Глагол.


Давайте познакомимся с жителями этой страны.

Рассмотрите рисунки и скажите, ~ что делает каждый предмет.


Дождь (что делает?) идёт.

Снеговики (что делают?) танцуют.

Дед Мороз (что делает?) идёт и несёт подарки.

Обезьяна (что делает?) прыгает.

Микки Маус (что делает?) строит.

Шары (что делают?) летят.

Роза (что делает?) расцветает.

Дельфины (что делают?) плывут.


  1. Актуализация знаний.

Актуализация знаний


Обратите внимание! ~ Слова:

Идёт, танцуют, несёт, прыгает, строит, летят, расцветает, плывут –

обозначают действие предметов и отвечают на вопросы ~ что делает? что делают?

Значит, ~ эти слова – ~ глаголы.


Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ~ что делать? ~ что сделать? ~ что делает? ~ что сделает? ~ что делал? ~ что сделал? ~ что будет делать?

Например: Собака (что делает?) ~ лает. ~

Девочка (что делает?) ~ плачет.


Чистописание


Пропишите букву у, обозначающую гласный звук [у] и буквосочетания уч, ~ ум, ~ ур, ~ ул .



Понаблюдайте за изменением глагола учить.

(Что делать?) ~ учить,

(что делает?) ~ учит,

(что делал?) ~ учил,

(что будет делать?) ~ будет учить.

Запишите эти глаголы.




Послушайте стихотворение о том, как второклассник Петя учил глаголы.


Я пришёл из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - ~ кричу,

«Вертеть» - ~ верчу,

«Двигать» - ~ двигаю,

«Прыгать» - ~ прыгаю….


Придумайте продолжение этой истории.

Выпишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?




По действиям ~ догадайтесь, какие предметы их могут совершать.


Шипит, ползает, извивается…змея.

Растёт, цветёт, пахнет... цветок.

Облизывается, мурлычет, мяукает ... кошка.

Идут, тикают, бьют …часы.


Подберите к именам существительным подходящие по смыслу глаголы.


Ветер (что делает?) ~ стоит, ~ дует, ~ воет, ~ падает, ~ плывёт.


Правильный ответ: ~ ветер дует, ~ воет.


Снег (что делает?) ~ капает, ~ блестит, ~ моросит ~ кружится, ~ тает.


Правильный ответ: ~ снег блестит, ~ кружится, ~ тает.


Орфографическая разминка.

Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».


Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин


Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Назовите глаголы.

На какие вопросы они отвечают?

Что происходит со снегом весной?




Понаблюдайте за парами слов:


Звонить – звон

хитрить – хитрость

горевать – горе

кормить – корм

просить – просьба

зеленеть – зелень

свистеть – свист

встречать - встреча


Спишите только глаголы.

Докажите, что эти пары слов – однокоренные слова.

Подчеркните в безударных слогах корня буквы, написание которых надо проверять.



Физкультминутка


Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)


Объяснение материала


Обратите внимание: глаголы могут изменяться по числам.

Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких во множественном.

Например: Девочка читает. Дети читают.

Мальчик плавает. Мальчики плавают.

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.


Разделите глаголы на группы.

Запишите их в два столбика.

В первый столбик – глаголы единственного числа.

Во второй – глаголы множественного числа.

Пишут, ~ грустит, ~ несёт, ~ рисуют, ~ собирает, ~ шалят, ~ вышивают, ~ чинит, ~ играет, ~ моются.




Проверьте себя.

Глаголы единственного числа отвечают на вопрос (что делает?):

Грустит, несёт, собирает, чинит, играет.

Глаголы множественного числа отвечают на вопрос (что делают?):

Пишут, рисуют, шалят, вышивают, моются.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Измените число глаголов по образцу: ~Читает – ~ читают

звонит – звонят

летит – летят

жужжит - жужжат


Повторила – повторили

говорил – говорили

гремело – гремели

работала – работали


Обратите внимание: ~ при изменении числа глагола меняется его форма.

Запишите пары слов и укажите над ними число.




Замените словосочетания одним словом.


Сделать подарок – подарить

найти решение – решить

одержать победу – победить

сделать запись – записать

дать совет – посоветовать

сделать замену – заменить


Запишите только глаголы. Устно поставьте к ним вопросы.




Дополните предложения глаголами.

Весной солнышко… греет.
Река зимой …
замерзает.
Снег весной …
тает.
Ученик в школе …
учится.
В библиотеке люди …
читают.


Запишите на выбор 3 предложения.

Подчеркните глаголы двумя чертами.




Говорите правильно:


(Что сделать?) понять, начать, взять.

(Что сделал?) понял, начал, взял.

(Что сделала?) поняла, начала, взяла.

(Что сделали?) поняли, начали, взяли.


Мальчик Петя расскажет вам о своих привычках:


Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок
не 
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой
не 
Драться за обедом!
На  уроках больше
не  
Говорить с соседом!


Почему стихотворение имеет такое название?

Обратите внимание на написание частицы не с глаголами:

Не дёргать, не драться, не говорить.



Слово не – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно.

Это орфограмма. ~

Например, любил – не~ любил; ~читал – не~ читал.


Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу «не» пиши!


Каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?




Правила поведения на уроке:


НЕ опаздывать на урок.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.

Выпишите глаголы с частицей не. Подчеркните частицу не.




Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.


Проверьте себя:
...
Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай у неё листов. Если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.

Запишите правила обращения с книгой.




Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ,

отрицая плохое, недостойное человека действие,

учит нас мудрому отношению к жизни и к себе.


Помогите Пете восстановить пословицы. У него есть начало от одной пословицы, а окончание от другой.

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.


Проверьте:


Кто не работает, тот
не ест.
С ложью правда
не дружит.
Лень добра
не делает.
Без труда
не вытащишь и рыбку из пруда

Спишите в тетрадь эти пословицы, подчеркните частицу НЕ.




ИТОГ УРОКА



Дополните предложения:


Глагол – это… часть речи.

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы:

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

что делал?

что сделал?

что будет делать?


Что было интересного в стране Глаголии?



Можно ли обойтись в речи без глаголов?


Рефлексия


Как вы чувствовали себя на уроке?

Выберите номер картинки, соответствующей вашему настроению.




СПАСИБО ЗА УРОК!

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!