Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Буквы и - е в корнях с чередованием"»
Урок русского языка в 5 классе (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.)
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 Ахмадишина А.И .
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
Похожи ли эти пословицы по смыслу? В чём заключается общий смысл?
Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ
Буквы е - и
в корнях с чередованием
Растереть – растирать
Соберу – собирал
Замереть – замирать
Блестел – блистал
В корнях с чередованием е – и
буква и пишется, если за корнем есть суффикс а , буква е – если этого суффикса нет.
Буквы е – и
в корнях с чередованием
1. Выделяем в слове корень
нет -а-
2 . После корня
есть -а-
3. В корне пиши и пиши е
Например: блистать, блестит.
АЛГОРИТМ
1. Выделим корень
2. Посмотрим, есть ли за корнем суффикс А
3. Если есть, пишем И; если нет А, то пишем Е, графически выделяя орфограмму.
1) Берёзы жёлтою резьбой бл_стят в лазури голубой.
2) Песня зам_рает далеко в полях.
3) Нигде не заж_гали огня, не садились ужинать.
4) С кем поведешься, от того и наб_решься.
Упражнение 647
Соб_рать желуди, зам_рать от восторга, забл_стит на солнце, заж_гать фонари, заст_лет постель, выт_рает пыль, соб_рёт в корзину, отп_реть замок.
Домашнее задание
Выучить правило на стр. 112
Выполнить упражнения 646, 648
(корни, суффиксы, орфограммы
выделить)