- Аналитическое чтение пейзажного отрывка из произведения И.С.Тургенева «Бежин луг»
|
- Беседа.
– Вспомните, что называется пейзажем? Какие функции он выполняет в художественном произведении?
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
- Работа с пейзажной зарисовкой.
- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки. Тургенев являлся непревзойденным мастером в создании пейзажа.
- На протяжении всего рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой. Давайте понаблюдаем, как он это делает.
- Выразительное чтение описания июльского дня (использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи,— и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось также спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости.
- Работа с текстом. Метод направленного чтения.
- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию)
- Какое настроение у каждого из вас создает картина?
- Перед вами фломастеры и лист белой бумаги, разделенный вертикальной чертой. В левой половине листа передайте ваше настроение от картины летнего дня.
- У каждого получилась своя цветовая гамма. (Ребята комментируют ее).
- А теперь выпишем в столбик правой половины листа опорные слова отрывка, с помощью которых создается июльский пейзаж, и фломастерами отметим цвета, которыми Тургенев описывает июльский день:
- Небо –
- Утренняя заря –
- Солнце –
- Облака –
- Дождь –
- Сравните пейзажные краски левой и правой половинок листа, определите, насколько привлекает вас описание июльского дня своей поэтической возвышенностью. ( В пейзаже преобладает эффект освещения, как бы «заливающего» ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем «настроения» картины).
- Чем замкнуто пространство этой картины? (Пространство замкнуто на изображении высокого неба).
- Что же тогда становится главным зрительным образом? (Облака)
- Выпишите в тетрадь слова и выражения, рисующие этот зрительный образ.
Итак, делаем вывод: главным зрительным образом в этой картине писателя становятся облака, чьи верхние, тонкие края, отливающие серебром, сливаются с лиловым туманом утренней тучки, а «около полудня» уже «золотисто-серые» и по-прежнему с «нежными белыми краями» они растекались по небу, похожие на «острова, разбросанные по бесконечно разлившейся реке».
Обращаем внимание на то, в описании Тургеневым небесного пространства преобладают тонкие, неброские, ясные цвета, органичные именно этому пространству.
-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картины природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившаяся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
- Перечитайте еще раз описание «прекрасного июльского дня» (читает подготовленный ученик) и подумайте: какое состояние души испытываем мы, слушая эти строки.
Описание июльского дня обрамляется мыслью о пребывающей в небе и на земле «какой-то трогательной кротости». Запечатленная в природе красота окружающего мира у Тургенева ассоциируется с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.
От этой картины исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя. Значит, природа – это какое-то особое, высшее совершенство.
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)
-«Бежин луг» - произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»
5. Написание изложения - РАФТ. Разработка критериев успеха.
- Чтобы ваша работа была эффективной, я предлагаю вам обсудить в группе и назвать 3 критерия успеха для творческого письма.
Р – РОЛЬ (СОЛНЦЕ, ОБЛАКО, ТУЧКА, ВЕТЕРОК)
А – АУДИТОРИЯ
Ф – ФОРМА (ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ, ПЕЙЗАЖНАЯ ЗАРИСОВКА, ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ)
Т – ТЕМА (ИЮЛЬСКИЙ ДЕНЬ)
6. Прием «Авторский стул». Слушание нескольких творческих работ
|
Вспоминают понятие «пейзаж», его функции.
Прослушивают аудиофайл, сопровождающийся видеорядом.
Определяют настроение от прослушанного при помощи цветовой гаммы на листе бумаги, комментируют ее.
выписывают ключевые слова отрывка, отмечают фломастерами цветовую гамму рассказа, сравнивают пейзажные краски двух половинок листа.
Определяют главные зрительные образы пейзажной картины, в тетрадь выписывают ключевые слова и выражения, рисующие эти образы.
Определяют художественные приемы, использованные автором для описания картины, приводят примеры из текста, делают записи в тетрадь.
Прочитывают текст, определяют душевное состояние от прочитанного текста.
Рассуждают по проблемному вопросу.
Определяют критерии для написания изложения в группе, обсуждают возможные варианты для написания РАФТ, выполняют творческую работу
Зачитываются все работы в группе, выбирается лучшая по критериям успеха путем формативного оценивания – методика «Коллекция стикеров». 1-2 лучшие работы приглашаются на авторский стул.
|