СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе по теме "Трудные случаи и правила употребления разных по функциям запятых"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в рамках описания опыта работы по теме "Текст как средство формирования коммуникативных навыков учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме "Трудные случаи и правила употребления разных по функциям запятых"»

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока. Трудные случаи и правила употребления разных по функциям запятых

Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложений», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»;

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях;

  • закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;

  • отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;

Задача урока:

  • активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектный экран;

  • учебные таблицы;

  • портрет С. Есенина;

  • раздаточный материал.

Этапы урока

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка (выполнение теста №1, проверка по ключу, записанному на доске).

Ответы:

1

2

3

4

5

2,4

1,2

1,2,5

1,4,5

2,3,4


  1. Работа над темой урока.

 Выполните словообразовательный разбор и укажите, от какой части речи образованы существительные «обобщение» и «систематизация» (от глаголов).

 Озвучьте цели нашего урока по формуле: «К концу урока буду знать…,

буду уметь…»

  1. Проверка домашнего задания. Вопросы классу «Верно ли..» (по материалам &26).

  2. Обобщение и систематизация пунктуационных правил, регламентирующих постановку запятой в простом и сложном предложениях.

Графически объясните постановку знаков препинания в следующих предложениях (презентация):

Запятая перед союзом И ставится:

А) В простом предложении:

- между однородными членами перед повторяющимся союзом:

  • Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой (С.Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями сложносочиненного предложения:

  • Вот уж осень улетела, и примчалася зима (С. Есенин).

  • Соловей не поёт, и дергач не кричит (С. Есенин).

- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И:

  • Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится.

А) В простом предложении:

-между однородными членами с одиночным союзом:

  • Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье (С. Есенин).

  • Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова (С. Есенин).

Б) В сложном предложении:

- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения:

  • Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена (С. Есенин).

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И:

  • Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала (С. Есенин).

В) Если союз И соединяет два назывных предложения:

  • Мелколесье. Степь и дали (С. Есенин).

Слово учителя

 Зачем нужны запятые в русском языке?

(Без запятых на письме никак не обойтись, ведь они выделяют в предложениях конструкции, которые не входят в общую структуру предложения.

Эти знаки препинания необходимы и при перечислениях, и для отграничения простых предложений в составе сложного. Если говорить о смысловом значении запятых, то эти пунктуационные знаки способствуют созданию в предложениях интонации. В том месте, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу, выделяя, таким образом, значимые части как семантически, так и эмоционально.

Запятая также берет на себя функцию разделения предложения на смысловые блоки, но при этом объединяя их. Другими словами, запятая – это связующий элемент, который наполняет смыслом все части по отдельности и все предложение в целом.

Вспомним всем известный пример, в котором запятая несет огромную смысловую нагрузку: «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от места постановки запятой значение фраз может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленный знак препинания способен придать конкретный смысл. Бывает, что и лишние запятые также могут не только усложнить восприятие текста, но и искажать смысл написанного.

Функции запятой довольно многообразны. Без этого знака препинания значение письменной речи донести до адресата будет просто невозможно.)

  1. Совершенствование пунктуационных умений на основе знания правил о постановке запятой.

    1. Упражнение для закрепления (у доски работают 3 ученика).

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений:

1. Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. ( [ ], и [ ]. ССП)

2. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

И над пашнею счастливо созревают зеленя. ([ ], и [ ]. ССП)

3. Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы. ([ ], и [ ]. ССП)

4. Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик. ([О и О],[О и О].БСП)

5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

([О и О]. Простое с однородными сказуемыми).

6. Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

([О и, |_._._|, О О и О О и О]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

!!!Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений.

Ученица читает стихотворение С.Есенина.

Подсказки: поэт, классик "Серебряного века"; место рождения: Константиново, Рязанская область, Россия.

Назовите автора.

Итак, следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина Аллы Максимовны Марченко – критика и литературоведа.

    1. Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к тексту

1. Укажите, какие из приведенных характеристик соответствуют данному тексту:

  1. художественный стиль речи;

  2. публицистический стиль речи;

  3. тип речи  описание;

  4. тип речи  повествование;

  5. задача речи  дать информацию о творчестве С. Есенина.

Ответ: 2,4

2.На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

  1. Чем покорил своих читателей Есенин?

  2. Каковы характерные черты есенинского стиля?

  3. С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

  4. Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?

Ответ: 4

3.В каком предложении используется сравнительный оборот?

А) 2; Б) 4; В) 9; Г) 12;

Ответ: Г

4.В предложении №14 автор использует метафорическое выражение

«эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает

смысл этого выражения?

  1. Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

  2. Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

  1. Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

природе.

  1. Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать

насущные социальные проблемы.

Ответ: 1

5.Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

Ответ: № 13

6.Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

Ответ: связывает однородные члены предложения.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ответ: А

8.Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А) 3; Б)9; В)12; Г) 13;

Ответ: Б

    1. Проверочный тест 2

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1,3,5

1,4

1,4,5

1,3,5,

1,3

1,3,4

2,4,5

2,3

1,2

3,4

Домашнее задание. & 26, упр. 242 (устно) – подготовиться к диктанту с грамматическим заданием.







Приложение 1

Тест 1

А1. Пишется мягкий знак на месте пропуска в словах:

  1. нет зернохранилищ..;

  2. испеч..;

  3. автогон..щик;

  4. эта глуш... .

А2. Буква с пропущена в словах:

  1. бес..порный;

  2. в..кипеть;

  3. хорошая акус..тика;

  4. ни..корослый кустарник;

  5. дерз..кий ответ.

А3. Пишется и в словах:

  1. пр..гвоздить к позорному столбу;

  2. пр..сесть отдохнуть;

  3. белый-пр..белый;

  4. пр..дательская слабость;

  5. пр..хватили с собой.

А4. Пишется е в словах:

  1. ката..шься;

  2. вкле..вать;

  3. украша..мый;

  4. она обид..ся;

  5. она оплат..т.

А5. Пишется нн на месте всех пропусков:

  1. расшире..ый; сроки установле..ы;

  2. фортепья..ый; войти величестве..о;

  3. ларе..ый на память; дикови..ый;

  4. изолирова..ый; его речь была спокойна и сдержа..а;

  5. сушё..ый; осли..ый.









Приложение 2

Тест 2 «Пунктуация простого и сложного предложений»

А1. Указать предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

  1. Вокруг стоял мрачный почти сказочный лес.

  2. Тёмное звёздное августовское небо завораживало.

  3. Недавно выпавший быстро тающий снег так и не украсил землю.

  4. Девушки в пёстрых ситцевых сарафанах водили хороводы.

  5. Большая освещённая пламенем костра поляна уже не пугала детей.

А2. Указать предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены):

  1. Лебеди плыли по озеру розовые от лучей закатного солнца.

  2. Запряжённые цугом лошади бойко и весело бежали по дороге.

  3. Тайга стояла безмолвная и полная тайн.

  4. Сердитый и мрачный с виду он был добряк в душе.

  5. Всё относящееся к работе я считаю самым главным.

АЗ. Пунктуационных ошибок нет в предложениях:

  1. И вот они опять, знакомые места.

  2. Всем хозяйством заправляла Марфа немолодая, но бодрая и властная женщина.

  3. Базунов был известен в городе, как знаток охотничьих собак.

  4. На московских улицах появились трамваи — вестники мирной жизни.

  5. Школьного сторожа Петровича побаивался даже сам директор.

А4. Пунктуационные ошибки допущены в предложениях:

  1. Это можно сделать, и не прилагая больших усилий.

  2. Шум моторов, удаляясь, затихал.

  3. К вечеру, из тайги, тянуло сыростью.

  4. Ленивый сидя спит, лёжа работает.

  5. Проснувшись очень поздно Обломов вспомнил о неотложных делах и огорчился.

А5. Вводные и вставные конструкции содержатся в предложениях (знаки препинания не расставлены):

  1. Сядет она бывало у окна и ждёт.

  2. Прошла зима пролетела весна и вот наконец долгожданное лето!

  3. Шутка прозвучала но похоже никого не рассмешила.

  4. Однако следует принять меры предосторожности.

  5. Мне кажется что опасность миновала.

А6. Пунктуационные ошибки допущены в предложениях:

  1. Вместо голых мрачных скал, я увидел сады и рощи.

  2. Арсений, шагая взад-вперёд по комнате, увлечённо говорил.

  3. Хромой старик школьный сторож впустил нас.

  4. Здесь было много, тщательно упакованных, книг.

  5. Это было что-то невыражаемое словами человеческими.

А7. Запятые на месте всех пропусков ставятся в предложениях:

  1. В саду собрались_ как хозяева_ так и гости.

  2. С крыш свешивались ледяные сосульки_ прозрачные_ как из хрусталя.

  3. Чванов молчал_ как убитый и не отвечал ни на один вопрос _ как будто вдруг оглох.

  4. Мартин_ как инженер_ сразу понял опасность положения.

  5. Добрый совет_ как спасательный круг_ поможет выплыть.

А8. Запятые на месте всех пропусков ставятся в предложениях:

  1. Людмила_ уткнувшись в подушку_ лежала_ не шевелясь_ молча.

  2. В эту ночь_ как обычно_ старичок брёл по пустой улице_ как будто отыскивая что-то.

  3. Поодаль_ на диванчике_ уселись сестрички и стали шептаться.

  4. Ты поступил_ не как порядочный человек.

  5. Вдруг_ прекратившийся было_ стук в дверь возобновился.

А9. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. После долгих споров в макет внесен последний штрих и поставлена точка.

  2. Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.

  3. Ты не растерялся и это уже хорошо.

  4. Мы верили, что если будет трудно, помощь придет незамедлительно.

  5. Я взглянул на него с удивлением, не понимая к чему повторять то, что и так очевидно.

А10. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Всё Настю интересовало1)_ и занимало в этом сложном 2)_ и огромном мире 3)_ и 4)_ когда ей удавалось говорить с Дубовым, она задавала ему множество вопросов 5)_ какого цвета речные лилии, как прорастают семена, есть ли жизнь на Марсе?


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!