СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Повторение и обобщение имени существительного". Урок общеметодологической направленности. Тип урока: систематизация и закрепление знаий. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по ФГОС»

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

Разработала учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР Великосуходольский УВК №23 Вьюнова Т.В.


Тема. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Решаемые учебные задачи:

Обучающие (предметные): систематизация и закрепление сведений учащихся об имени существительном как части речи; формирование умения определять морфологические признаки существительного, различать его грамматические признаки, синтаксическую роль.

Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные (личностные): уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Познавательные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Тип урока: систематизация и закрепление знаний.

Вид используемых на уроке средств наглядности и ИКТ: компьютер, проектор, учебник, карточки, маршрутный лист, тесты.

Методическое назначение средств наглядности и ИКТ: усилить наглядность в обучении, мотивацию, повысить уровень визуализации изучаемого материала, расширить познавательные потребности обучающихся.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

· Прием рефлексивной деятельности 

· Метод конкретизации целей обучения 

· Метод открытого обсуждения полученных знаний 

· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций.

Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности (мотивация). Начальный этап урока.

- Вы друг другу улыбнитесь, на свои места садитесь! Начинаем наш урок! Он пойти нам должен впрок! 

- Наш урок я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему сегодняшнего занятия: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» слайд 1

- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

- Правильно, это имя существительное. Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский слайд 2

-Докажите это высказывание.

- Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык".

 (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). 

- Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

II. Актуализация и фиксация затруднений и проблем в пробном учебном действии. Построение учебной задачи.

- Подумайте, какие цели мы поставим перед собой на уроке, используя глаголы: повторить, обобщить, закрепить, применить?

Цель:

  • повторить сведения об имени существительном как части речи, систематизировать знания;

  • закрепить умения определять морфологические признаки существительного, различать его грамматические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическую роль.

  • применить знания на практике.

- Во время урока вы будете заполнять маршрутный лист, и выставлять баллы за выполненные задания.

Приём мизансцены. Встреча с именем существительным.

- Составим потрет, заполняя таблицу.

Всем привет! 

Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы Кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу – буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность – непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самое приятное для меня – быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Расцветают, жёлтые, красные…» Что расцветает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Расцветают весной жёлтые и красные первоцветы. Правда, так лучше?

А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

Приём «Интеллектуальная карта»

Портрет Имени существительного


Грамматическое

значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в

предложении

Предмет

Кто?

Что?

постоянные

Непост-е

Подлежащее,

дополнение,

обстоятельство

сказуемое

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род, склонение.

Число, падеж

Делаем вывод: имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Отвечают на вопросы кто?что? Имена существительные бывают собственными и нарицательными одушевленными и неодушевленными. Все существительные распределяются по трем видам склонения. Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам. Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и обстоятельством.

Самопроверка по слайду.

Результаты оцените по 5 –ти бальной системе (5 столбцов) и выставите баллы в маршрутный лист.

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

Первичное пробное задание. Приём «Лови ошибку».

- Я буду задавать вопросы, а вы будете указывать на ошибки в утверждениях.

Утверждения:

- Имя существительное, это часть речи, которая обозначает признак предмета.

- Имя существительное, отвечает на вопросы Кто? Что?

- Имена существительные изменяются по падежам и числам.

- Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

- Слова дождь, портрет, ливень - существительные женского рода.

- В предложении имена существительные могут быть только подлежащим.

Молодцы, вы очень внимательные, указали на ошибочные утверждения. Проверьте ваши таблицы, глядя на слайд. Самопроверка по слайду.

Результаты оцените по 5–ти бальной системе и выставите баллы в маршрутный лист.

III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенной стратегии.

Первые баллы в маршрутный лист вы поставили. Молодцы! Давайте мы наполним Книгу мудрости нашими знаниями, полученными в теме «Имя существительное». Продолжаем работать. Проверим, как вы умеете определять морфологические признаки имени существительного. Итак, начнем с рода.

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Вы записываете в тетрадь существительные, указывая род. Подбираете прилагательными, образуя словосочетания.

  • Жюри (строгое) с.р.

  • Шимпанзе (весёлый) м.р.

  • Такси (новое) с.р.

  • Кофе (чёрный) м.р.

  • Салями (свежая) ж.р.

  • Тюль (новый) м.р.

  • Сочи (замечательный) м.р.

  • Мозоль (шершавая) ж.р.

Самооценка по эталону

«5» — 8-7 правильных ответов; 

«4» — 6-5 правильных ответа; 

«3» — 4 правильных ответа

Вывод. Молодцы, ребята. Вы умеете определять род несклоняемых существительных.

Динамическая пауза

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук ладонями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Физзарядка будет впрок.

Продолжаем наш урок.


- Продолжим работать над морфологическими признаками существительного. Я предлагаю вам следующее задание.

Игра «Четвертый лишний»

Работа, весна, оценка, снег (2 склон.)

Солнце, радуга, сердце (1 склон.)

Ученик, учебник, математика (1 склон.)

Почему СНЕГ, МАТЕМАТИКА, РАДУГА лишнее? Объясните свой выбор.

От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Обобщение знаний по таблице.

Вывод. Над какими морфологическими признаками существительных мы работали: постоянными или непостоянными? Я предлагаю поработать над непостоянными морфологическими признаками существительного и вспомнить падежи? Работа с таблицей.

Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж.

   На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево.

- Давайте поработаем с каждым выписанным словом, объясняя указанный вами падеж. Проверка по слайду.

На рябинах ( П.п.), пиршество (И.п.), дроздов (Р.п.), гурьбой (Т.п.), с дерева (Р.п.), на дерево (В.п.)


Морфологические признаки мы повторили. Я предлагаю вспомнить синтаксическую функцию существительных. Посмотрите на составленный портрет существительного и скажите, каким членом предложения может быть эта часть речи?

Работа в парах (образовать пары). Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. 

Россия – моя Родина.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

- Какими членами предложения могут быть существительные?

Вывод: имена существительные могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством. Какая мысль заключена в данных предложениях?

IV. Закрепление и проговаривание во внешней речи.

Ребята, вы молодцы, работаете хорошо. А теперь выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно еще поработать.

Я предлагаю вернуться к портрету имени существительного и еще раз вспомнить, проговорить, что мы должны знать об этой части речи. Составим КЛАСТЕР.

V. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

Тест

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).


Ключ к тесту:

1 – а

2 – Б

3 – Б

4 – А

5 – Б

«5» — 5 правильных ответов; 

«4» — 4 правильных ответа; 

«3» — 3 правильных ответа

VI. Самооценка.

Заносим результаты в маршрутный лист. Выставление баллов.

VII. Рефлексия.

- Подведём итоги.

- Вспомните учебные задачи, которые были поставлены в начале урока.

-Достигли ли вы их?


Метод «Незаконченное предложение».


Я вспомнил, что……

Я понял, что......

Я научился………..

Теперь я могу……

Для меня сегодня было важным…..

Я испытываю затруднения в ……


VIII. Домашнее задание

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них 2 задания, выберите себе одно для выполнения.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

1.Карточка

Определи род и склонение имён существительных.

Врач - _______________ осень - ______________________

ночь - _______________ лето - _______________________

окно - _______________ снег - _______________________

ветер - ______________ дождь - _____________________

день - _______________ луна - _______________________

весна - ______________ солнце - _____________________

2.Стр.79 у.561. указать падеж сущ-го.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!