Просмотр содержимого документа
«Урок "Углерод, его физические и химические свойства"»
Методическая разработка бинарного урока химия и физика
Тема: Углерод, его физические и химические свойства
Цель: знакомство с положением углерода в ПС Д. И. Менделеева, его аллотропными модификациями, физическими и химическими свойствами, биологическим значением и основными областями применения.
Задачи:
1. обеспечить осмысление, усвоение первичных знаний о составе, строении, аллотропных модификаций углерода , его свойств и область применения , через заполнение ментальной карты
2. способствовать формированию навыков самостоятельной работы и развитию умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.
3. сформировать бережное отношение к окружающей
природе, дать возможность понимать прекрасное, показать ценность произведения искусства.
Методы представления, организации и понимания информации: словесные, наглядные, практические, визуальные, частично-поисковый, применение творческой деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний
Организационная часть урока: учащиеся рассаживаются за парты, образуя 4 группы. На столах в каждой группе лежат: книжка- раскладка с информацией по теме «Углерод и его свойства», шаблон для составления ментальной карты, фломастеры.
На демонстрационный стол, перед учащимися заранее выкладываются предметы: кольцо с алмазом, противогаз, простой карандаш, предметное стекло в саже.
Этапы урока:
1.Орг.момент.
2. Введение в тему. Постановка цели и задач урока.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Актуализация знаний.
5.Составление ментальной карты по теме
6. Закрепление (представление ментальной карты)
7. Домашнее задание . Инструктаж о его выполнении.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Деятельность учителя: | Время проведения | Деятельность учащихся: |
Учитель химии: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. И чтобы понять, в чём его необычность, давайте определимся, для начала, о чём мы будем говорить на уроке. Можно ли назвать тему разговора, если посмотреть на предметы, которые лежать на столе перед вами (на столе выложены четыре предмета: кольцо с алмазом, противогаз, простой карандаш, предметное стекло в саже.) Порошу каждой группе выбрать понравившийся предмет. Если учащиеся затрудняются ответить , то учитель даёт подсказку: « - Речь идёт об элементе, который находится в ПСДИМ в группе 4,главная подгруппа, 3 период, 6 порядковый номер». На нашем уроке встречаются две науки «Физика» и «Химия». Учитель физики Анна Владиславовна Учитель физики: учитель химии Наталья Александровна. Учитель химии: Ребята к вам вопрос: приведите примеры связи физики и химии, если мы будем говорить об углероде? Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Учитель физики: Если мы говорим об углероде - элементе таблицы Менделеева, что будет важно рассмотреть с точки зрения химии и физики? Правильно ребята. Сегодня мы будем говорить о химическом элементе углероде. Изучим его строение, свойства и познакомимся с основными областями применения углерода. | 4 мин 6 мин. | Приветствуют учителей Предполагаемые ответы: Все предметы говорят о наличии углерода: в противогазе содержится активированный уголь, в кольце – алмаз, сажа-это тоже углерод, в карандаше - графит, а это тоже углерод. Предполагаемые ответы: Каждый элемент таблицы Менделеева (в том числе и углерод) обладает физическими и химическими свойствами. Именно новейшая физика блестяще решила такие вопросы химии, как природа химической связи, особенности химического строения молекул органических и неорганических соединений и т.д. Предполагаемые ответы: Строение углерода, его физические и химические свойства |
Мотивация
Деятельность учителя: | Время проведения | Деятельность учащихся: |
Учитель химии: Попрошу, ребята, вас рассказать, а что вы знаете об этом веществе? Всё что вы назвали - это правильные ответы, ребята, но есть ещё очень многое, что вы не знаете об этом элементе Актуальность | 2 мин | Предполагаемые ответы (составная часть всего живого; полезные ископаемые, алмаз, графит и т.д. ) |
Учитель физики: Даёт к просмотру отрывок новостей, где говорится о значимости архангельских природный ископаемых на примере залежей земной породы с алмазами (видео ролик) Проблемный вопрос: с чем связывают перспективу развития Архангельской области? Рассказ учителя о месторождении алмазов в Архангельской области. Подводит учеников к вопросу аллотропные модификации углерода и явлении изотропии | 4 минуты | Предполагаемые ответы: Перспективы развития Архангельской области всё чаще связывают с уникальным богатством земных недр, в данном видеоролике идёт речь об алмазах, что является аллотропной модификацией углерода и явлении изотропии |
Составление ментальной карты по теме
Учитель химии: Очень много информации было получено вами к этому этапу урока. Чтобы структурировать и конкретизировать полученные знания мы вам предлагаем заполнить ментальную карту. Отцом этого метода является британский писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации . Суть метода состоит в том, что ты выделяешь основное понятие, от которого ответвляются, как ветки от дерева задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Учитель физики: Правила создания интеллект - карт: Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Над каждой линией – ветвью пишутся ключевые слова. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Учащимся можно использовать шаблон (приложение 2) для составления ментальной карты или группы могут составить свою версию МК. | 16 минут | Учащиеся воспринимая информацию выстраивают работу в группе, используя информацию, напечатанную в книжке- раскладке с информацией по теме «Углерод и его свойства» (приложение 1) |
6.Закрепление (представление ментальной карты)
Учитель химии: -Группам предоставляется возможность представить свою ментальную карту с обобщённой информацией по теме «Углерод и его физические и химические свойства» | 8 минут | Каждая группа представляет свою ментальную карту с занесённой информацией по теме |
7. Домашнее задание. Инструктаж о его выполнении |
Учитель физики: -Ребята вам предоставляется на выбор домашнее задание из книжки – раскладки: можно решить тест для самоконтроля или сделать сообщение по темам: 1) биологическое значение углерода; 2) применение углерода. | 3 мин | Учащиеся определяются с выбором задания и делают запись д/з в дневник |
8. Рефлексия
Учитель химии: Подведём итоги урока, попрошу каждую группу закончить фразу: «-Сегодня я узнал….» | 2 мин | Учащиеся высказывают своё предложение незаконченной фразы, тем самым подводя итоги урока |