СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по предмету "Основы духовно-нравственной культуре народов России". Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

  1. Сведение об авторах

  • Якушевич Любовь Сергеевна

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18, город Кунгур

  • [email protected]

  • Учитель

  1. Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

  2. Аудитория: 5 класс

  3. Учебник: Виноградова, Власенко, Поляков: Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник. ФГОС

  4. Тема урока: Культурное наследие христианской Руси

  5. Тип урока: изучение нового материала

  6. Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

  7. Оборудование: компьютер, проектор, экран

  8. Список литературы: Мультимедийные материалы: презентация к уроку. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.



































Урок в 5 классе по предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Время проведения: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, работа в парах.

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Задачи урока:

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

  2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную

  3. информацию из текстов разных видов.

  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

  1. Определять цель деятельности на уроке.

  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  3. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

  1. Слушать и понимать других.

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

  4. Строить монологическое высказывание по плану

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

  2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Мультимедийные материалы: презентация к уроку, музыка

Раздаточный материал: тексты, иллюстрации.

Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.












Ход урока.


Этапы занятия

Содержание

Деятельность учащихся

Методические указания

Подготовительная часть

2 мин.

Эмоциональный настрой на урок. Приветствие класса. Проверка готовности рабочих мест, письменных принадлежностей, учебника, раздаточного материала, тетрадь.


Проверить готовность детей

Сообщение темы и цели.

10 мин.

  1. Актуализация знаний

  • Я бы хотела начать наш урок с прослушивания фрагмента одной песни. Слушайте внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы

Слушание песни «Русь православная»

Фронтальный опрос:

  • О чем поется в песне?

  • Как автор называет Русь?

  • Всегда ли Русь была православной? 

  • Что вы знаете о христианской вере?

  • Когда Древняя Русь приняла христианство?

  • Кто крестил Русь?

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси?

  • А каким образом? Ваши предположения.

Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов и обычаев, способствовало сплочению народов.

Самое серьезное влияние оказало христианство на культуру Древней Руси. Это и будет темой нашего урока. Запишем в тетради тему урока «Культурное наследие христианской Руси».

  • А что такое культура и наследие? Откройте словарик и запишите

Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?

Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства

Понять: как повлияло Христианство на жизнь людей.

Нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие. Христианство пришло из Византии, один Бог, смягчение нравов988 год

Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям, щедрый, милостивый. Красно Солнышко



Слайд №1



(Приложение №1)

Слайд № 2





Слушание ответов детей

Слайд № 3







Слайд № 4, 5 (Приложение №1)






Записать в словарик






Слайд № 6

Основная часть

25 мин.

  1. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства.

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры.

  • Давайте вернемся к определению культуры.

  • Что можно включить в это понятие?

Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня выяснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах

Впишем сейчас туда понятие культуры.

  • Посмотрите в таблице, какая первая область культуры, в которой произошли изменения? Об этом мы сейчас и поговорим.

  • Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней Руси.

Влияние христианства на распространение образования.

Чтение и обсуждение свидетельств.

1 пара -1 свидетельство

Появились книги на славянском языке.

Вместе с образованием на Русь пришла письменность.

  • Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве?

  • Язычники как передавали свои знания?

Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они передавали через предания, сказания.

Христианство – религия письменная. После Крещения Руси потребовались богослужебные книги, которые рассказывали историю христианской веры, объясняли ее суть, содержали правила и описание порядка богослужений, а также содержали тексты для церковных служб.

  • Какой способ самый надежный? Вы бы как стали передавать знания? И почему?

2 пара – 2 свидетельство

Открытие школ и книжных училищ.

3 пара- 3 свидетельство

Монастырь- центр образования на Руси

4 пара – 4 свидетельство

Открытие школ для девочек.

  • А в нашем городе, где находилась школа для девочек? Что в этом здании находится сейчас?

5 пара – 5 свидетельство

Открытие библиотек.

  • А в городе Кунгуре, где в наше время находится библиотека?

Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? (Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.)

Влияние христианства на литературу.

  • В какой области еще произошли изменения?

  • А что такое литература?

  • Посмотрите, как выглядели первые книги.

Обратимся к учебнику. Отрывок из летописи «Повесть временных лет». Прочитайте.

Проанализируйте текст. Выделите главную мысль.

  • А только ли книги использовали в Древней Руси для передачи знаний?

Кроме рукописных книг на Руси были распространены берестяные грамоты.

Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века.

  • Посмотрите, как выглядели эти грамоты. В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

  • О чем рассказывали берестяные грамоты?

  • Вывод: что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после?

Влияние христианства на архитектуру.

  • После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие изменения.

Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи.

  • Где возводились храмы?

  • Из какого материала? Вам интересно узнать? Найдем ответы на эти вопросы в учебнике

Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы

Десятинная церковь – первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром. Не сохранился до наших дней.

Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире - храмы, которые действуют и по сей день.

  • Какие храмы вы знаете в городе Кунгуре?

Внимательно рассмотрите слайды презентации. Первичная закрепление учебного материала

- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в таблицу.

Работа с таблицей





ученик зачитывает вслух: образование, литература, живопись, архитектура,

музыка







образование











передать знания

через предания, сказания






ответы учеников

Делаем выводы, записываем в тетрадь.

Раздать на парты шаблоны для подписи работы

посмотрите в таблице

это книги












Елизаветинская рукодельная школа



Центральная детская библиотека

имени Б.С. Рябинина

Центральная городская библиотека им. К.Т. Хлебникова



Спросит 1 ученика, что записал в таблицу.

Запишем в таблицу:

Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения 

Ответы учеников.











Можно посмотреть ответ в таблице – Архитектура.


Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли


Церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Спасо-Преображенская церковь, церковь Всех Святых, церковь Всех Святых.



Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице













таблица на листе

(Приложение №3)





(Работа в парах)











Работа с учебником (с.87 – 88).

(с.87)








Работа детей в паре

(с.87)

(с.87-88)







Слайд № 7










Слайд № 8



(с.89)

















с. 92

Слайд № 9















Слайд №10, 11






(с.92)




Слайд №12

смотрим учебник - (с. 93)



Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16 Слайд №17

Слайд №18

Заключительная часть

5 мин.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Какие новшества появились в культуре?

  • Закончите предложения:

1) Центрами образования на Руси были

2) Берестяные грамоты – это

3) Они были впервые обнаружены в

4) Как украшены православные храмы

  • Что нового мы узнали?

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Что было трудным, непонятным?

  • Все ли мы узнали, совсем ли справились?

  • С этим вопросом мы будем разбираться на следующем уроке.

  1. Информация о домашнем задании.

Прочитать учебник - С. 95-98, заполнить таблицу в разделе Музыка.

Вывод






посмотрите на таблицу. Не узнали про музыку

Не узнали про музыку









Слайд №19

посмотрите на таблицу.


Приложения:


Приложение №1

Ролик на песню "Русь православная» https://www.youtube.com/watch?v=E8yGM6WYj3k

Приложение №2

КУЛЬТУРА - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Все, что создал человек своим трудом.

НАСЛЕДИЕ - какое-либо явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от

прежних деятелей. (Из словаря русского языка)

КУЛЬТУ́РНОЕ НАСЛЕ́ДИЕ - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. (Из энциклопедии)

Приложение №3

Раздаточный материал

Культура - совокупность материальных, духовных и социальных ценностей

 До крещения

После принятия христианства

Образование



Литература



Архитектура



Музыка



Итоговая таблица

Культура - совокупность материальных, духовных и социальных ценностей

 До крещения

После принятия христианства

Образование

Не было

Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.

Литература

Устное творчество: предания, сказки, былины, поговорки

Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения

Архитектура

Деревянное зодчество

Каменные храмы:

Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли

Музыка

Народное творчество, песни

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!