Сообщение темы и цели. 10 мин. | Актуализация знаний Я бы хотела начать наш урок с прослушивания фрагмента одной песни. Слушайте внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы Слушание песни «Русь православная» Фронтальный опрос: О чем поется в песне? Как автор называет Русь? Всегда ли Русь была православной? Что вы знаете о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство? Кто крестил Русь? Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси? А каким образом? Ваши предположения. Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов и обычаев, способствовало сплочению народов. Самое серьезное влияние оказало христианство на культуру Древней Руси. Это и будет темой нашего урока. Запишем в тетради тему урока «Культурное наследие христианской Руси». Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства Понять: как повлияло Христианство на жизнь людей. | Нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие. Христианство пришло из Византии, один Бог, смягчение нравов988 год Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям, щедрый, милостивый. Красно Солнышко | Слайд №1 (Приложение №1) Слайд № 2 Слушание ответов детей Слайд № 3 Слайд № 4, 5 (Приложение №1) Записать в словарик Слайд № 6 |
Основная часть 25 мин. | Решение проблемы, открытие новых знаний. Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства. Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры. Давайте вернемся к определению культуры. Что можно включить в это понятие? Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня выяснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах Впишем сейчас туда понятие культуры. Посмотрите в таблице, какая первая область культуры, в которой произошли изменения? Об этом мы сейчас и поговорим. Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней Руси. Влияние христианства на распространение образования. Чтение и обсуждение свидетельств. 1 пара -1 свидетельство Появились книги на славянском языке. Вместе с образованием на Русь пришла письменность. Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве? Язычники как передавали свои знания? Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они передавали через предания, сказания. Христианство – религия письменная. После Крещения Руси потребовались богослужебные книги, которые рассказывали историю христианской веры, объясняли ее суть, содержали правила и описание порядка богослужений, а также содержали тексты для церковных служб. 2 пара – 2 свидетельство Открытие школ и книжных училищ. 3 пара- 3 свидетельство Монастырь- центр образования на Руси 4 пара – 4 свидетельство Открытие школ для девочек. А в нашем городе, где находилась школа для девочек? Что в этом здании находится сейчас? 5 пара – 5 свидетельство Открытие библиотек. А в городе Кунгуре, где в наше время находится библиотека? Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? (Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.) Влияние христианства на литературу. В какой области еще произошли изменения? А что такое литература? Посмотрите, как выглядели первые книги. Обратимся к учебнику. Отрывок из летописи «Повесть временных лет». Прочитайте. Проанализируйте текст. Выделите главную мысль. Кроме рукописных книг на Руси были распространены берестяные грамоты. Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века. Посмотрите, как выглядели эти грамоты. В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала. О чем рассказывали берестяные грамоты? Вывод: что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? Влияние христианства на архитектуру. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи. Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы Десятинная церковь – первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром. Не сохранился до наших дней. Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире - храмы, которые действуют и по сей день. Внимательно рассмотрите слайды презентации. Первичная закрепление учебного материала - Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в таблицу. Работа с таблицей | ученик зачитывает вслух: образование, литература, живопись, архитектура, музыка образование передать знания через предания, сказания ответы учеников Делаем выводы, записываем в тетрадь. Раздать на парты шаблоны для подписи работы посмотрите в таблице это книги Елизаветинская рукодельная школа Центральная детская библиотека имени Б.С. Рябинина Центральная городская библиотека им. К.Т. Хлебникова Спросит 1 ученика, что записал в таблицу. Запишем в таблицу: Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения Ответы учеников. Можно посмотреть ответ в таблице – Архитектура. Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли Церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Спасо-Преображенская церковь, церковь Всех Святых, церковь Всех Святых. Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице | таблица на листе (Приложение №3) (Работа в парах) Работа с учебником (с.87 – 88). (с.87) Работа детей в паре (с.87) (с.87-88) Слайд № 7 Слайд № 8 (с.89) с. 92 Слайд № 9 Слайд №10, 11 (с.92) Слайд №12 смотрим учебник - (с. 93) Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 |