СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по ФГОС "Три склонения имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по ФГОС "Три склонения имени существительного"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по ФГОС "Три склонения имени существительного"»












Урок

по русскому языку

в 5 классе:

«Три склонения имён существительных»











Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Торхова Э.Д.
















Ход урока.


1. Организационный момент.


Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него.

Ометьте в Листе достижений ваше настроение. А для этого вспомните «шкалу цветослова».


Я рада, что у большинства из вас радостно на душе, потому что вы выбрали красный и оранжевый цвет, некоторым немного грустно и некомфортно (жёлтый и зеленый). А тем, кто выбрал голубой и синий цвет хочу сказать, чтобы вы не волновались и не переживали – всё будет хорошо. Надеюсь, что в конце нашего урока у всех вас настроение будет «красным»!


2. Диагностико-мотивационный этап (проверка ранее изученного).


ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения»

У вас на столах лежат ЗЕЛЁНЫЕ листы с вопросами. Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если НЕ ЗНАЕТЕ, то ОСТАВЬТЕ КЛЕТОЧКУ ПУСТОЙ.

* 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *НЕТ

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА


Лист достижений 2


3. Актуализация знаний.


- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы разрешим все возникшие вопросы.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.


4. Самостоятельная работа.

ЭПИГРАФ.


В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я предлагаю высказывание Сенеки.

-А кто-нибудь знает, КТО это?

Древне-римский философ, воспитатель Нерона (римского императора).

Верно. Сенека родился в 4 году до нашей эры, поэтому ДОСТОВЕРНОГО его изображения мы не имеем. Но в 1611 г., величайший художник эпохи барроко Рубенс в память о своем брате, который был последователем идей Сенеки, написал несколько его портретов, два из которых я предлагаю вашему вниманию...


Итак, слова СЕНЕКИ, древнеримского философа, тем не менее актуальные и в наше время:

Non scholae, sed vitae discimus» - НОН СКО/ЛА С*ЕТ В/ИТА ДИ/йСКИМУС –

«Не для школы, но для жизни учимся мы».

Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.

Запишите эпиграф, попробовав вставить соответствующие буквы.


- Записали? А как вы понимаете это изречение?

- Согласны ли, что учиться необходимо для себя, а не для оценок (хотя они тоже важны).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (ЭПИГРАФ).


Все ли правильно вставили буквы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 3.

Отметьте себя в листе достижений.


5. Целеполагание.

Вижу, что некоторые ошиблись. Какие же вопросы у вас возникли?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные?)


От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово и от склонения, к которому оно относится)..


Какими правилами руководствовались те, кто правильно вставил буквы?

(Падежные окончания существительных)


Итак, назовите проблему, которую мы должны решить.


Правильное написание падежных окончаний существительных.


А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Знать склонение и падежные окончания имён существительных)


- Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных…)


ПРАВИЛЬНО!!! Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?


Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».


-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)


Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:


Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.



6. Повторение изученного материала.


  1. Беседа.

Спасибо! Вернёмся к теме нашего урока… А кто вспомнит, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?


Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением.


2). Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.


Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.


А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.


3). Составление алгоритма.

Итак, с чего нужно начинать работу?

С постановки слова в начальную форму.

- Далее…

Род- Окончание-Склонение

Запишите его в тетрадь.


4). Групповая работа.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ


А теперь предлагаю вам разделиться на группы и стать исследователями. Каждой группе я предлагаю просклонять одно слово, т.е. изменить его по падежам, и выделить окончания.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Группы готовы. Давайте проверим их работу.

И вы в тетради записываете слово, выделяете окончание, а рядом записываете род и склонение.



Вы видите, что в казалось бы близких по лексическому значению, более того, в однокоренных словах у нас разные окончания.

С чем же это связано?

(Слова разных склонений)


7. Промежуточная рефлексия.


Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Знание падежей, родов существительных

Что было трудным на этом этапе работы?

Правильно написать окончания

Что удалось? Оцените работу группы и собственную.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 4 .



8. Динамическая пауза.

РАЗМИНКА.

На каждую строчку- своё упражнение.

*Всё что существует оно обозначает, РУКИ ВВЕРХ

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. НАКЛОН ВНИЗ, РУКИ ВНИЗ

А чтоб не обижался весь честной народ, ШАГАЕМ

Оно всегда имеет и число, и род. РУКИ ЗА СПИНУ В ЗАМОК


Запишите отгадку поворотом головы. Существительное.


9. Контрольно-диагностический этап.


1) Упражнение 520. (У доски или самостоятельно).

УПРАЖНЕНИЕ.


*Соловей – м.р., 2 скл.

*Соловушка – м.р., 1 скл.

*Площадь – ж.р., 3 скл.

*Площадка – ж.р., 1 скл.

*Сетка – ж.р., 1 скл.

*Сеть – ж.р., 3 скл.


ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 5.


2) Работа с перфокартами.

  1. Утро

  2. Ночь

  3. Темнота

  4. Мать

  5. Сын

  6. Папа

  7. Занятие

  8. Дневник

  9. Отличник

  10. Молодчина

1. Рань

2. Вечер

3. Рассвет

4. Мама

5. Дочь

6. Отец

7. Урок

8. Расписание

9. Отличница

10. Умница


3) Взаимопроверка. ПЕРФОКАРТА *

  1. 2

  2. 3

  3. 1

  4. 3

  5. 2

  6. 1

  7. 2

  8. 2

  9. 2

  10. 1

1. 3

2. 2

3. 2

4. 1

5. 3

6. 2

7. 2

8. 2

9. 1

10.1



ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 6.

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Определение склонений имён существительных)

Удалось ли справиться с поставленной на уроке целью?

Что не удалось сделать на уроке?

Что нового узнали на уроке?

(О римском философе, цветослово, листок достижений, «писать» головой)

Что нужно повторить? В чём ещё разобраться?

(Повторить падежные окончания, особенно родительный, дательный и предложный)

Довольны ли вы своей работой на уроке?


ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 7: ОЦЕНКА ЗА УРОК.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 8: НАСТРОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА.


Домашнее задание.

Положите ваши листы достижений в тетрадь, я их просмотрю, и выставлю вам оценки. Надеюсь, что они совпадут с вашими самооценками! Возьмите вторые тетради. В них лежат карточки с домашним заданием. Прочитайте, что вам нужно сделать?

Записать данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения.

А так же у каждого из вас подчеркнуты три разных слова, их необходимо просклонять. Т.е ЧТО сделать?

Изменить по падежам.

А в качестве подсказки, с обратной стороны у вас напечатан алгоритм рассуждения при определении склонений. Но, надеюсь, вы его хорошо запомнили на уроке, и подсматривать в подсказку не придётся!

Повторите ещё раз АЛГОРИТМ!

Запишите в дневник задание: карточка.


Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения

(1 скл., 2 скл., 3 скл.). Просклоняйте подчеркнутые слова. Выделите в них окончания.


Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.


АЛГОРИТМ.


УРОК ОКОНЧЕН! ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!






























Домашнее задание

1). Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения (1 скл., 2 скл., 3 скл.).

2). Просклоняйте подчеркнутые слова. Выделите в них окончания.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.




Алгоритм определения склонения.


1). Поставить существительное в начальную форму.

2). Определить род.

3). Выделить окончание.

- мужской – на - а, - я, женский – на - а, - я --- 1 склонение

- мужской – на согласный, средний – на – о, - е --- 2 склонение

- женский – на согласный с Ь на конце --- 3 склонение



Лист достижений


  1. Настроение (цветослово).


2. Верные - неверные утверждения.


3. Беседа и эпиграф.


4. Исследователи.


5. Тренировочное упражнение.


6. Перфокарта.


7. Оценка за урок.


8. Настроение в конце урока.


1.

Имя существительное отвечает на вопросы падежей.


2.

В русском языке 5 падежей.


3.

Имя существительное изменяется по родам.


4.

У имени существительного четыре постоянных признака.


5.

В русском языке три основных типа склонения.





1 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Ветка - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

2 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Ветвь - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

3 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Яблоко - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

4 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Яблоня - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

5 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Заяц - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

6 группа

Просклоняйте слово, выделите окончания, запишите род, склонение.

Зайчишка - …род, …склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!