Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на краеведческом материале (по творчеству К.Д.Воробьева)
Учитель русского языка и литературы Кучер Е.П.
Тема урока: Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Цели урока: Закрепление умения написания союзов. Формирование умения расстановки знаков препинания в простых и сложных предложениях;
Развитие представления о стилистических возможностях сочинительных союзов. Работа над развитием речи учащихся; воспитание любви к своей малой Родине.
Оборудование: художественные тексты К. Воробьёва. Репродукции картин курских художников.
Содержание урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
1 .Сообщение темы и цели урока
2.Повторение сведений о служебных частях речи - союзах и предлогах. Оценка ответа учащихся:
А) в каком стиле речи построено высказывание? Б) какие союзы были употреблены?
3. Повторение правописания предлогов и союзов. Распределительный диктант.
Предлоги | Союзы |
Несмотря на | Зато |
Из-за | Тоже |
Насчёт | Также |
Навстречу | Как будто |
В течение | Не то - не то |
вследствие | Несмотря на то что |
| Чтобы |
| И |
|
4.Различие сочинительных и подчинительных союзов.
Назвать сочинительные союзы и подчинительные среди записанных на доске. Указать назначение сочинительных союзов.
5. Работа с материалом параграфа учебника.
Наблюдение над таблицей, которая показывает назначение союза в простых и сложных предложениях. Наблюдение над постановкой знаков препинания в предложениях, где союз «и» является повторяющимся и соединяет однородные члены. Вопрос: Можно ли утверждать, что тема «Союз» связана с синтаксисом и пунктуацией?
Ответ: Да, потому что союзы могут выполнять своё назначение только в предложении.
6. Наблюдение над ролью союза в художественном тексте.
Работа с текстом отрывка Константина Дмитриевича Воробьёва «Гуси- лебеди». Константин Воробьёв родился недалеко от нашей деревни Косторной , в деревне Малый Реутец Медвенского района. Все, что описано в его книге - природа, деревня - близки и понятны нам. В повести «Гуси-лебеди » рассказывается о любви и верности, которые проверены войной.
Шелковка...
Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучью, хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан созревающего хлеба, дрожащая синь знойного марева и никогда не потухающее солнце...
Он ушел из села летом, и мир детских впечатлений не представлялся ему в ином времени года. Он вспоминал только летние дни, полные удивительных свершений и восторгов, бесконечные дни, населенные одними радостями, доступ к которым ему никто не запрещал. И он верил, что эти радости живы там и он испытает их снова, как только ступит ногой на полевую тропинку родимого края. Он еще издали низко поклонится селу за то, что родился в нем, и за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и преданность...
В районный центр Марьянов приехал вечером. До родного села оставалось восемнадцать верст проселочной дороги, и он пошел пешком, легко неся на плече рюкзак и в руке чемодан. Далеко впереди, влево от дороги, горел костер. В насыщенной звездами ночи жила чуткая тишина, и теплой пряностью недавно прошедшего лета еще дышали облегченные поля.
— Как хорошо! Как хорошо! - шептал Марьянов, шагая по уезженной дороге. Он вспомнил о древнем сторожевом кургане на подходе к селу и решил на нем дождаться утра.
Повторение особенностей художественного стиля. Уясняем, что для художественного стиля характерны образность, употребление слов конкретной лексики, употребление слов в переносном значении и обязательно отношение автора к предмету речи. Учащиеся находят признаки художественного стиля в отрывке из повести Воробьева.
Союзов какой группы больше употреблено в художественном тексте?
Ответ: употреблено больше сочинительных союзов.
Союз «и» употреблён в семнадцати случаях; союз «что»- в двух случаях; союз «потому что » в одном.
Уясняем, что это не случайно. В художественном тексте на первое место выходят эмоциональные, образные отношения между словами.
Роль союза в предложении - кроме его грамматического назначения - быть как можно скромней, незаметней. Не занимать слишком много места. И значит, самое малое слово. Из союзов - это союз «и», он потому и самый востребованный.
Вопросы:
- Какое впечатление произвел на вас текст?
- Как автор передает эмоциональное состояние героя?
- Приведите примеры изобразительно – выразительных средств языка
( эпитеты, олицетворения). Какую роль они играют в данном тексте?
- Спишите второй абзац. Объясните орфограммы и знаки препинания.
Составьте схемы 2 и 4 предложений (у доски).
К сочетанию предлога и местоимения «поклонится за то, что ..» подберите омоним. Составьте с ним предложение.
Словарная работа. Подберите к причастию облегченные (поля) антоним (зреющие), к глаголу не запрещал - антоним (разрешал), синоним к прилагательному чуткая (тишина) – (легко нарушаемая).
Делаем вывод о тщательной работе писателя над словом.
Работа с репродукциями картин
Рассматривание репродукций картин курских художников с изображением пейзажей, уясняем, что объединят картины. Подводим учащихся к выводу, что на картинах изображена природа средней полосы России, незаметная, неброская красота которой трогает сердце зрителя.
Наблюдение над ролью союза в художественном тексте (на примере текста К.Д. Воробьева)
Я ехал в Ракитное - большое полустепное село, затонувшее во ржи и сливовых садах, Мне не помнится, чтобы там стояли зимы: я унес оттуда никогда не потухающее солнце, запах повилики и мяты... И еще я унес песни. В Ракитном они не пелись, а «кричались». Их кричали гуртом на свадьбах и в хороводах, кричали в одиночку на дворах и в поле. Они были трех сортов - величальные, протяжные и страдательные... В моей памяти они улеглись навеки рядом со стихами Пушкина и Есенина.
Подготовка к написанию изложения.
Анализ текста. Беседа по вопросам.
- Какова тема и основная мысль текста?
- Писатель рассказывает о родной деревне, рассказывает с любовью.
Можно ли, читая текст, сказать, что речь идет о нашем, курском крае? Проводим наблюдение над лексикой. Находим диалектные слова «гуртом», «девки», «кричали». Воробьев употребляет эти слова, потому что они ему близки и дороги.
4. Находим ключевое слово текста - в памяти, память. Почему эти слова являются ключевыми? Ответы учащихся. В памяти село для писателя связано с детством и летом. Слово «унес» в предложении « Мне не помнится, чтобы там стояли зимы: я унес оттуда никогда не потухающее солнце, запах повилики и мяты..» употреблено в метафорическом смысле. Унести можно что-то материальное, а писатель это сохранил в памяти. И память о малой родине помогала ему выжить в нечеловеческих условиях войны и плена, трудностях жизни.
5. Уясняем, сколько микротем в тексте. В тексте две микротемы. Предложения связаны параллельной связью. Находим слова, называющие «данное» в первой микротеме. Это слова село, там, оттуда. Это существительное и указательные наречия. Во второй микротеме ведущее слово «песни» заменяется местоимениями их, они.
6. Наблюдение над ролью союза «и».
«....И еще я унес песни. ...Их кричали гуртом на свадьбах и в хороводах, кричали в одиночку на дворах и в поле».
Работа над составлением схемы предложения. Вывод: союз «и» соединяет парные однородные члены и является одним из средств выразительности в художественном тексте.
Вывод о еще одной роли союза в тексте. Союз может связывать два самостоятельных предложения. Находим подобный пример в тексте.
Написание изложения по тексту К. Д. Воробьева.
7. Подведение итогов урока. Союзы, помимо своих функций – соединения, противопоставления, разделения - обозначают обстоятельственные значения. В художественной речи союзы являются одним из средств выразительности.
Необходимо осознавать эстетическую ценность родного языка, учиться пользоваться его богатством, учиться говорить красиво и правильно. И в этом нам будут помогать союзы, служебная часть речи, которая имеет такие богатые изобразительно – выразительные возможности.
8. Выставление отметок.
Задание на дом. Написать сочинение «Улицы моей деревни Косторной».